РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)
Оценка 4.6

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

Оценка 4.6
Документация
doc
дефектология
Детсад—2 кл
13.02.2018
РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)
РЕЧЕВАЯ КАРТА Анамнестические данные. ФИО ребенка__________________________________________________________________ Возраст_______________________________________________________________________ Состав семьи__________________________________________________________________ Мать (образование, место работы)________________________________________________ Отец (образование, месть работы)________________________________________________ Течение беременности: какая по счету___, возраст матери_____, отца____в начале беременности. 1-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________ 2-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________ Роды: Какие по счету________, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние) Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные) Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесаревосечение, наркоз. Длительность родов (быстрые, длительные) Оценка по шкале Апгар ___________ Вес_________ Рост_________ Закричал (сразу, после отсасывании слизи, после похлопывании, проводилась реанимация)____________________ Характер крика (громкий, слабый, запищал) Имели место (обвитие пуповиной вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)_______________________________ Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертенционно-гидроцефальный синдром, гипотрофия, т.д.)_________________________ В 1-е кормление грудь взял активно/вяло__________________________________________ Выписаны из роддома на_______сутки, позже (из-за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)_____________________________________________ Отмечались: двигательное беспокойство, частые и обильные срыгивания, нарушение сна и бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др.____________________________ Моторные функции: голову держит с______мес; сидит с ______мес; вставать с______мес; ходит с____мес; Речевое развитие: гуление с______мес; лепет с_____мес; слова с______мес; фраза с______мес. Особенности речевого развития__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания до 1 года (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.) _____________________________________________ После года____________________________________________________________________ Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте___ Физический слух__________________________зрение_______________________________ Наблюдался у невропатолога с диагнозом__________________________________________ снят с учета с________________(состоит до настоящего времени) СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ Анатомическое строение артикуляционного аппарата Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; Челюсти: прогения, прогнатия; Прикус: открытый передний, открытый боковой; Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,; Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка. Общая моторика Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы¬вается правильное выполнение. 1. Статическая координация движений: а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд; б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд; в) встать на носочки, руки свободно опущены, за¬крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд. Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания. 4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу. 3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в те¬чение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование рука¬ми. 2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами. 1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд. 2. Динамическая координация движений: а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы¬соте от 30 до 50 см от пола (6 раз); б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу; в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении; Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине¬зий (непроизвольных согласованных движений). 4 балла - правильно выполнены все пробы, движе¬ния быстрые, четкие, координированные. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», на¬рушены координация и темп движений при выполне¬нии пробы «в». 2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений. 1 балл - невозможность выполнения тестов. Тонкая моторика 1. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова¬ния каждой позы руку свободно кладут на стол: - «Кольцо»; - «Зайчик»; - соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); - «Коза». б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло¬жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям¬ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра¬вильность, четкость выполнения движений. 4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения вы¬полняются быстро, правильно, четко. 3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполне¬нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по¬вторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за¬медлен, может отмечаться поиск нужной позы. 2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не¬верно. 1 балл - невозможность правильного повторения движений. 2. Динамический праксис. Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по сто¬лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно: Поочередно проба проводится правой и левой ру¬кой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро¬ванные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет¬кость и правильность выполнения движений. 4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие. 3 балла - темп движения при введении сенсибили¬зированных условий замедляется, четкость движений нарушена. 2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью). 1 балл - невозможность правильного повторения движений. Артикуляционная моторика 1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об¬разцу: а) «Заборчик», удерживать положение губ в течение 10 секунд; б) «Блинчик», удерживать положение языка в течение 10 секунд; в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд. При оценке учитывается точность выполнения зада¬ния, время удержания позы, наличие саливации (слю¬нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче¬ской симптоматики. Оценка: 4 балла - пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд. 3 балла - пробы выполняются правильно, поза удер¬живается в течение 6-7 секунд, может отмечаться нали¬чиe саливации при отсутствии другой симптоматики. 2 балла - статическая поза при выполнении проб «а», «б», «в» удерживается 3-4 секунды. Отмечается наличие сопутствующей сим¬птоматики. 1 балл - невозможность удержания статической позы. З. Динамическая координация движений. Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу: а) «Заборчик-трубочка», «Качели»; б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при¬кусить его зубами; открыть рот, высунуть язык, двигать им одновременно с нижней челюстью влево-вправо; «Почистим зубки». Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости движений, нали¬чие саливации, неврологической симптоматики. 4 балла - выполнены обе пробы, движения выпол¬няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим¬птоматики не отмечается. 3 балла - выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен, четкость негру¬бо нарушена, может отмечаться саливация. 2 балла - выполнена проба «а», темп движений рез¬ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на¬рушена, отмечается сопутствующая симптоматика (саливация, синкинезии, гиперкинезы). 1 балл - полная невозможность выполнения серии движений. Мимическая мускулатура Выполнить движения по инструкции (в случае не¬возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): - поднять брови вверх; - нахмурить лоб и брови; - поочередно зажмурить каждый глаз; - плотно соединить губы, вытянуть их впе¬ред, вращать ими по кругу; - надуть щеки. Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла¬женности носогубных складок, плотность смыкания губ. 4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции. 3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла¬док. 2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно по¬очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок или неплотное смыкание губ. 1 балл - полная невозможность выполнения задания. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Звуки Замена Искажение Отсутствие Смешение А Б В А Б В Б В Б В С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Р Р' Л Л' Й М Н Б Д В К К' Г Г' Х Х' А – произносит звук изолированно; Б – произносит звук в слове; В – произносит звук в спонтанной речи. Оценка. 4 балла - правильное произношение всех звуков. 3 балла - варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро¬ванно и (или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву¬ков) по типу искажений изолированно и (или) в спон¬танной речи. 2 балла - варианты: нарушены 2 группы звуков по типу замен; нарушены 3 груп¬пы звуков по типу искажений и замен. 1 балл - нарушены более 4 групп звуков по типу ис¬кажений и замен. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Фонематическое восприятие 1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации: а) послушать и определить, близко или далеко (громко, тихо) подают голос животные; взрослое животное или детеныш издает звук. б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы «а». Оценка (Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи). 4 балла - правильно выполнены обе про¬бы. 3 балла - правильно выполнена проба «а», при вы¬полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации. 2 балла - при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра-ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто¬нации. 1 балл - неверно е восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации. 2. Восприятие и дифференциация звуков речи: а) ребенку на слух предъявляются несколько корот¬ких стихотворных текстов. Задание: определить, какой звук чаще всего встре¬чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на¬личия правильного звука в речи. Мышонку мама-мышка шептала: Осень. Осень. Осень. - Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ясень листья сбросил. Ты маме шить мешаешь! На осинке листик огоньком горит. А я, - шептала мышка, - Осень. Осень. Осень. ¬подушку шью, малышка! Ветер листья носит, В подушке не пушинки, И осенний мелкий дождик а шутки и смешинки. моросит ... Поешь зерна немножко и спать ложись, мой крошка! б) различение слов, близких по звуковому составу и одинаковых по ритмическому рисунку. Для дошкольников (Альбом Иншаковой): крыша-крыса__________________ бочка-почка_____________________ коза-коса______________________ рожки-лошки____________________ дрова-трава___________________ в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред¬лагается на слух определить, какие из слов логопед про¬изнес «неправильно»: кожа, зук, жираф, позарный, жужжит, зелезный, жадина; руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю¬стра; г) повторение слов-квазиомонимов: почка-бочка_______________ тоска-доска____________________ кора-гора__________________ Фаня-Ваня_____________________ рожки-ложки________________ суп-зуб_______________________ свет-цвет___________________ шар-жар_______________________ плач-плащ__________________ кочка-кошка___________________ речка-редька________________ ус-уж_________________________ сук-жук_____________________ лес-лещ_______________________ сайка-чайка__________________ роза-рожа_____________________ мишка-мышка_______________ Оценка. 4 балла - правильно выполнены все про¬бы. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши¬бок. 2 балла - правильно выполнена проба «а». Допуще¬но 3-4 ошибки при выполнении пробы «б». Допуще¬но 3-5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении слов.. 1 балл - затруднения при выполнении пробы «а». Допущено 4 и более ошибок при выполнении проб «б» и более 5 при выполнении пробы «в». Невозможность правильного воспроизведения слов. 3. Звукослоговой анализ а) выделение начального ударного гласного (“Какой первый звук в слове…”) Аня__________ Оля__________ Утро___________ Ира____________ Эхо___________ б) выделение согласного вначале слова Сук__________ Дуб_________ Рак___________ Лоб_________ Бант________ Ваня____________ Гора__________ Жар___________ Зуб___________ в) выделение на фоне слова звуков, нарушенных в произношении («Когда услышишь определенный звук хлопни»)________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка. 4 балла - правильно выполнены все про¬бы. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» отмечаются ошибки, одна¬ко осуществляется самокоррекция. 2 балла - правильно выполнена проба «а»; при вы¬полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется помощь логопеда. 1 балл - проба «а» выполняется с помощью логопе¬да, при выполнении проб «б», «в» отмечаются много¬численные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Воспроизведение ритма: а) Послушать и повторить удары: //; ///; ////;. // // //; /// /// ///. б) Послушать и повторить удары, где будут тихие и громкие удары (U – тихий, / - громкий) Акцентированные удары: /UU/ ; //U ; U//U ; //UU// Оценка: 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 балл – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Воспроизведение логического ударения. а) Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому логопедом. «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед». ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА Оценка 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Обследование модуляции голоса по высоте а) Предварительно объяснить, что у взрослого животного голос «толстый», т.е низкий, а у маленького – «тонкий» т.е высокий. «Покажи, как лает собака, а как щенок и т.д.?» АВ ↓- собака АВ ↑ - щенок МУ ↓ - корова МУ ↑ - теленок; МЯУ ↓ - кошка МЯУ ↑ - котенок; У ↓ - пароход большой У ↑ - кораблик маленький; О ↓ - медведь О ↑ - мишутка. б) «Покажи, как укачивают ребенка. Покажи, как стучат часы» Оценка 4 балла – задания выполняются с достаточными модуляциями по высоте; 3 балла – задания выполняются с недостаточными модуляциями по высоте. Возможность изменения голоса по высоте при сопряженном выполнении задания. 2 балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений. 1 баллов – задания не выполняются. Обследование модуляции голоса по силе. а) Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. «Покажи как гудит пароход, самолет, машина и др; если они далеко, и как гудят, если они близко.» Близко Далеко Самолет (У) - …? …? Параход (Ы) - …? …? Поезд (О) - ……? …? Машина (И) - …? …? б) Воспроизведение постепенного нарастания (убывания) силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Поезд – О О О О О Поезд –О О О О О Самолет – У У У У У Самолет –У У У У У Жук – Ж Ж Ж Ж Ж Жук –Ж Ж Ж Ж Ж Комар – З З З З З Комар –З З З З З Оценка. 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Характеристика тембра голоса. а) Определение назализации. «Повтори за логопедом слова, при этом зажми нос пальцами». Машина Молоко Мак Малина Нина Нитки Нос Ноги б) Определение тембра голоса в процессе общения с ним. Оценка. 4 балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается. 3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным. 2 балла – умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим». 1 балл – выраженные нарушения тембра голоса, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, металлическим. Афония или шепотная речь. Воспроизведение тембра а) Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок. «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…» Заяц … (звонким, задорным, чистым голосом) Волк … (грубым, низким голосом, с угрозой) Медведь … (громким, низким, спокойным) Лиса … (мягким, ласковым, хитрым голосом) Оценка 4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. 2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но неоднократно выразительные и не совсем правильные. 1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса не выразительное, монотонное, тусклое). Речевое дыхание а) Тип дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное. б) Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание Вдох: Выдох: Нос нос Нос рот Рот рот Рот нос В) Исследование целенаправленности воздушной струи. «Загнать мяч в ворота». Г) Исследование силы воздушной струи. «Проверим, как сильно ты умеешь дуть». Дуть на карандаш. Дуть в гармошку. Оценка. 4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя. 2 балла – ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, достаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя. 1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РЕЧЕВАЯ КАРТА Анамнестические данные. ФИО ребенка__________________________________________________________________ Возраст_______________________________________________________________________ Состав семьи__________________________________________________________________ Мать (образование, место работы)________________________________________________ Отец (образование, месть работы)________________________________________________ Течение беременности: какая по счету___, возраст матери_____, отца____в начале беременности. 1-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________ 2-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________ Роды: Какие по счету________, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние) Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные) Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесаревосечение, наркоз. Длительность родов (быстрые, длительные) Оценка по шкале Апгар ___________ Вес_________ Рост_________ Закричал (сразу, после отсасывании слизи, после похлопывании, проводилась реанимация)____________________ Характер крика (громкий, слабый, запищал) Имели место (обвитие пуповиной вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)_______________________________ Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертенционно-гидроцефальный синдром, гипотрофия, т.д.)_________________________ В 1-е кормление грудь взял активно/вяло__________________________________________ Выписаны из роддома на_______сутки, позже (из-за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)_____________________________________________ Отмечались: двигательное беспокойство, частые и обильные срыгивания, нарушение сна и бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др.____________________________ Моторные функции: голову держит с______мес; сидит с ______мес; вставать с______мес; ходит с____мес; Речевое развитие: гуление с______мес; лепет с_____мес; слова с______мес; фраза с______мес. Особенности речевого развития__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания до 1 года (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.) _____________________________________________ После года____________________________________________________________________ Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте___ Физический слух__________________________зрение_______________________________ Наблюдался у невропатолога с диагнозом__________________________________________ снят с учета с________________(состоит до настоящего времени) СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ Анатомическое строение артикуляционного аппарата Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; Челюсти: прогения, прогнатия; Прикус: открытый передний, открытый боковой; Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,; Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка. Общая моторика Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы¬вается правильное выполнение. 1. Статическая координация движений: а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд; б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд; в) встать на носочки, руки свободно опущены, за¬крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд. Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания. 4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу. 3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в те¬чение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование рука¬ми. 2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами. 1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд. 2. Динамическая координация движений: а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы¬соте от 30 до 50 см от пола (6 раз); б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу; в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении; Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине¬зий (непроизвольных согласованных движений). 4 балла - правильно выполнены все пробы, движе¬ния быстрые, четкие, координированные. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», на¬рушены координация и темп движений при выполне¬нии пробы «в». 2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений. 1 балл - невозможность выполнения тестов. Тонкая моторика 1. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова¬ния каждой позы руку свободно кладут на стол: - «Кольцо»; - «Зайчик»; - соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); - «Коза». б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло¬жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям¬ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра¬вильность, четкость выполнения движений. 4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения вы¬полняются быстро, правильно, четко. 3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполне¬нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по¬вторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за¬медлен, может отмечаться поиск нужной позы. 2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не¬верно. 1 балл - невозможность правильного повторения движений. 2. Динамический праксис. Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по сто¬лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно: Поочередно проба проводится правой и левой ру¬кой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро¬ванные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет¬кость и правильность выполнения движений. 4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие. 3 балла - темп движения при введении сенсибили¬зированных условий замедляется, четкость движений нарушена. 2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью). 1 балл - невозможность правильного повторения движений. Артикуляционная моторика 1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об¬разцу: а) «Заборчик», удерживать положение губ в течение 10 секунд; б) «Блинчик», удерживать положение языка в течение 10 секунд; в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд. При оценке учитывается точность выполнения зада¬ния, время удержания позы, наличие саливации (слю¬нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче¬ской симптоматики. Оценка: 4 балла - пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд. 3 балла - пробы выполняются правильно, поза удер¬живается в течение 6-7 секунд, может отмечаться нали¬чиe саливации при отсутствии другой симптоматики. 2 балла - статическая поза при выполнении проб «а», «б», «в» удерживается 3-4 секунды. Отмечается наличие сопутствующей сим¬птоматики. 1 балл - невозможность удержания статической позы. З. Динамическая координация движений. Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу: а) «Заборчик-трубочка», «Качели»; б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при¬кусить его зубами; открыть рот, высунуть язык, двигать им одновременно с нижней челюстью влево-вправо; «Почистим зубки». Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости движений, нали¬чие саливации, неврологической симптоматики. 4 балла - выполнены обе пробы, движения выпол¬няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим¬птоматики не отмечается. 3 балла - выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен, четкость негру¬бо нарушена, может отмечаться саливация. 2 балла - выполнена проба «а», темп движений рез¬ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на¬рушена, отмечается сопутствующая симптоматика (саливация, синкинезии, гиперкинезы). 1 балл - полная невозможность выполнения серии движений. Мимическая мускулатура Выполнить движения по инструкции (в случае не¬возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): - поднять брови вверх; - нахмурить лоб и брови; - поочередно зажмурить каждый глаз; - плотно соединить губы, вытянуть их впе¬ред, вращать ими по кругу; - надуть щеки. Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла¬женности носогубных складок, плотность смыкания губ. 4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции. 3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла¬док. 2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно по¬очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок или неплотное смыкание губ. 1 балл - полная невозможность выполнения задания. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Звуки Замена Искажение Отсутствие Смешение А Б В А Б В Б В Б В С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Р Р' Л Л' Й М Н Б Д В К К' Г Г' Х Х' А – произносит звук изолированно; Б – произносит звук в слове; В – произносит звук в спонтанной речи. Оценка. 4 балла - правильное произношение всех звуков. 3 балла - варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро¬ванно и (или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву¬ков) по типу искажений изолированно и (или) в спон¬танной речи. 2 балла - варианты: нарушены 2 группы звуков по типу замен; нарушены 3 груп¬пы звуков по типу искажений и замен. 1 балл - нарушены более 4 групп звуков по типу ис¬кажений и замен. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Фонематическое восприятие 1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации: а) послушать и определить, близко или далеко (громко, тихо) подают голос животные; взрослое животное или детеныш издает звук. б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы «а». Оценка (Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи). 4 балла - правильно выполнены обе про¬бы. 3 балла - правильно выполнена проба «а», при вы¬полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации. 2 балла - при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра-ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто¬нации. 1 балл - неверно е восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации. 2. Восприятие и дифференциация звуков речи: а) ребенку на слух предъявляются несколько корот¬ких стихотворных текстов. Задание: определить, какой звук чаще всего встре¬чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на¬личия правильного звука в речи. Мышонку мама-мышка шептала: Осень. Осень. Осень. - Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ясень листья сбросил. Ты маме шить мешаешь! На осинке листик огоньком горит. А я, - шептала мышка, - Осень. Осень. Осень. ¬подушку шью, малышка! Ветер листья носит, В подушке не пушинки, И осенний мелкий дождик а шутки и смешинки. моросит ... Поешь зерна немножко и спать ложись, мой крошка! б) различение слов, близких по звуковому составу и одинаковых по ритмическому рисунку. Для дошкольников (Альбом Иншаковой): крыша-крыса__________________ бочка-почка_____________________ коза-коса______________________ рожки-лошки____________________ дрова-трава___________________ в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред¬лагается на слух определить, какие из слов логопед про¬изнес «неправильно»: кожа, зук, жираф, позарный, жужжит, зелезный, жадина; руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю¬стра; г) повторение слов-квазиомонимов: почка-бочка_______________ тоска-доска____________________ кора-гора__________________ Фаня-Ваня_____________________ рожки-ложки________________ суп-зуб_______________________ свет-цвет___________________ шар-жар_______________________ плач-плащ__________________ кочка-кошка___________________ речка-редька________________ ус-уж_________________________ сук-жук_____________________ лес-лещ_______________________ сайка-чайка__________________ роза-рожа_____________________ мишка-мышка_______________ Оценка. 4 балла - правильно выполнены все про¬бы. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши¬бок. 2 балла - правильно выполнена проба «а». Допуще¬но 3-4 ошибки при выполнении пробы «б». Допуще¬но 3-5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении слов.. 1 балл - затруднения при выполнении пробы «а». Допущено 4 и более ошибок при выполнении проб «б» и более 5 при выполнении пробы «в». Невозможность правильного воспроизведения слов. 3. Звукослоговой анализ а) выделение начального ударного гласного (“Какой первый звук в слове…”) Аня__________ Оля__________ Утро___________ Ира____________ Эхо___________ б) выделение согласного вначале слова Сук__________ Дуб_________ Рак___________ Лоб_________ Бант________ Ваня____________ Гора__________ Жар___________ Зуб___________ в) выделение на фоне слова звуков, нарушенных в произношении («Когда услышишь определенный звук хлопни»)________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка. 4 балла - правильно выполнены все про¬бы. 3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» отмечаются ошибки, одна¬ко осуществляется самокоррекция. 2 балла - правильно выполнена проба «а»; при вы¬полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется помощь логопеда. 1 балл - проба «а» выполняется с помощью логопе¬да, при выполнении проб «б», «в» отмечаются много¬численные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Воспроизведение ритма: а) Послушать и повторить удары: //; ///; ////;. // // //; /// /// ///. б) Послушать и повторить удары, где будут тихие и громкие удары (U – тихий, / - громкий) Акцентированные удары: /UU/ ; //U ; U//U ; //UU// Оценка: 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 балл – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Воспроизведение логического ударения. а) Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому логопедом. «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед». ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА Оценка 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Обследование модуляции голоса по высоте а) Предварительно объяснить, что у взрослого животного голос «толстый», т.е низкий, а у маленького – «тонкий» т.е высокий. «Покажи, как лает собака, а как щенок и т.д.?» АВ ↓- собака АВ ↑ - щенок МУ ↓ - корова МУ ↑ - теленок; МЯУ ↓ - кошка МЯУ ↑ - котенок; У ↓ - пароход большой У ↑ - кораблик маленький; О ↓ - медведь О ↑ - мишутка. б) «Покажи, как укачивают ребенка. Покажи, как стучат часы» Оценка 4 балла – задания выполняются с достаточными модуляциями по высоте; 3 балла – задания выполняются с недостаточными модуляциями по высоте. Возможность изменения голоса по высоте при сопряженном выполнении задания. 2 балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений. 1 баллов – задания не выполняются. Обследование модуляции голоса по силе. а) Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. «Покажи как гудит пароход, самолет, машина и др; если они далеко, и как гудят, если они близко.» Близко Далеко Самолет (У) - …? …? Параход (Ы) - …? …? Поезд (О) - ……? …? Машина (И) - …? …? б) Воспроизведение постепенного нарастания (убывания) силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Поезд – О О О О О Поезд –О О О О О Самолет – У У У У У Самолет –У У У У У Жук – Ж Ж Ж Ж Ж Жук –Ж Ж Ж Ж Ж Комар – З З З З З Комар –З З З З З Оценка. 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Характеристика тембра голоса. а) Определение назализации. «Повтори за логопедом слова, при этом зажми нос пальцами». Машина Молоко Мак Малина Нина Нитки Нос Ноги б) Определение тембра голоса в процессе общения с ним. Оценка. 4 балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается. 3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным. 2 балла – умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим». 1 балл – выраженные нарушения тембра голоса, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, металлическим. Афония или шепотная речь. Воспроизведение тембра а) Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок. «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…» Заяц … (звонким, задорным, чистым голосом) Волк … (грубым, низким голосом, с угрозой) Медведь … (громким, низким, спокойным) Лиса … (мягким, ласковым, хитрым голосом) Оценка 4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. 2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но неоднократно выразительные и не совсем правильные. 1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса не выразительное, монотонное, тусклое). Речевое дыхание а) Тип дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное. б) Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание Вдох: Выдох: Нос нос Нос рот Рот рот Рот нос В) Исследование целенаправленности воздушной струи. «Загнать мяч в ворота». Г) Исследование силы воздушной струи. «Проверим, как сильно ты умеешь дуть». Дуть на карандаш. Дуть в гармошку. Оценка. 4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя. 2 балла – ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, достаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя. 1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта РИНОЛАЛИКА.doc
РЕЧЕВАЯ КАРТА Анамнестические данные. ФИО ребенка__________________________________________________________________ Возраст_______________________________________________________________________ Состав семьи__________________________________________________________________ Мать (образование, место работы)________________________________________________ Отец (образование, месть работы)________________________________________________ Течение беременности: какая по счету___, возраст матери_____, отца____в начале беременности. 1­я   половина.   (токсикоз   слабый,   выраженный,   анемия,   нефропатия,   инфекционные заболевания, резус­конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________  2­я   половина.  (токсикоз   слабый,   выраженный,   анемия,   нефропатия,   инфекционные заболевания, резус­конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________ Роды: Какие по счету________, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние) Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные) Родовспоможение:   стимуляция,   капельница,   механическое   выдавливание   плода,   щипцы, вакуум, кесаревосечение, наркоз. Длительность родов (быстрые, длительные) Оценка по шкале Апгар ___________ Вес_________ Рост_________  Закричал (сразу, после отсасывании слизи, после похлопывании, проводилась  реанимация)____________________ Характер крика (громкий, слабый, запищал) Имели место (обвитие пуповиной вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина,  перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)_______________________________ Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертенционно­гидроцефальный синдром, гипотрофия, т.д.)_________________________ В 1­е кормление грудь взял активно/вяло__________________________________________ Выписаны из роддома на_______сутки, позже (из­за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)_____________________________________________ Отмечались: двигательное беспокойство, частые и обильные срыгивания, нарушение сна и  бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др.____________________________ Моторные функции: голову держит с______мес; сидит с ______мес; вставать с______мес;   ходит с____мес; Речевое развитие: гуление с______мес; лепет с_____мес; слова с______мес; фраза  с______мес. Особенности речевого развития__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания до 1 года (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.) _____________________________________________ После года____________________________________________________________________ Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте___ Физический слух__________________________зрение_______________________________ Наблюдался у невропатолога с диагнозом__________________________________________ снят с учета с________________(состоит до настоящего времени) СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ Анатомическое строение артикуляционного аппарата Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; Челюсти: прогения, прогнатия; Прикус: открытый передний, открытый боковой; Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,; Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое  небо, раздвоение маленького язычка. Общая моторика  Перед   выполнением   каждой   пробы   ребенку   дается   подробная   инструкция   и   при необходимости показывается правильное выполнение.  1. Статическая координация движений:  а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;  б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;  в) встать на носочки, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение  10 секунд.  Оценка.  При   оценке   пробы   учитывается   схождение   с   места,   балансирование   руками, открывание глаз, время выполнения задания.  4 балла ­ выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.  3 балла ­ выполнены пробы «а», «б», ребенок в течение 7­8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование руками.  2 балла ­ выполнена проба «а», ребенок в течение 3­5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.  1 балл ­ невозможность удержания статической позы более 2 секунд.  2. Динамическая координация движений:  а) прыгать с места через веревку, протянутую на высоте от 30 до 50 см от пола (6 раз);  б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу;  в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук  описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении; Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений,  наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений).  4 балла ­ правильно выполнены все пробы, движения быстрые, четкие, координированные.  3 балла ­ правильно выполнены пробы «а», «б», нарушены координация и темп движений при выполнении пробы «в».  2 балла  ­ движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений.  1 балл ­ невозможность выполнения тестов.  Тонкая моторика  1. Кинестетический праксис:  а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:  ­ «Кольцо»; ­ «Зайчик»;  ­ соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);  ­ «Коза».  б)   по   кинестетическому   образцу.   Образцы   поз   те   же,   что   в   пробе   «а».   Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.  Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений.  4 балла ­ выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко.  3 балла ­ выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться  «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп  при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.  2 балла ­ выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения  резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы  воспроизводятся неверно.  1 балл ­ невозможность правильного повторения движений.  2. Динамический праксис.  Проба «Кулак ­ ребро ­ ладонь» ­ ударять по столу рукой последовательно в трех  положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:  Поочередно проба проводится правой и левой рукой.  По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения ­ до 1 минуты на каждую руку.  Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений.  4 балла ­ темп быстрый, движения правильные, четкие.  3 балла ­ темп движения при введении сенсибилизированных условий замедляется, четкость  движений нарушена.  2 балла ­ темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается  уподобление движения (например, удары только ладонью).  1 балл ­ невозможность правильного повторения движений.  Артикуляционная моторика  1. Удержание статической позы.  Ребенку предлагается повторить движения по образцу:  а) «Заборчик», удерживать положение губ в течение 10 секунд;  б) «Блинчик», удерживать положение языка в течение 10 секунд;    в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд.  При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие  саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов,  потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики.  Оценка:  4 балла ­ пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.  3 балла ­ пробы выполняются правильно, поза удерживается в течение 6­7 секунд, может  отмечаться наличиe саливации при отсутствии другой симптоматики.  2 балла ­ статическая поза при выполнении проб «а», «б», «в» удерживается 3­4 секунды.  Отмечается наличие сопутствующей симптоматики.  1 балл ­ невозможность удержания статической позы.  З. Динамическая координация движений.  Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:  а) «Заборчик­трубочка», «Качели»;  б)   улыбнуться,   открыть   рот,   высунуть   язык,   прикусить   его   зубами;   открыть   рот, высунуть язык, двигать им одновременно с нижней челюстью влево­вправо; «Почистим зубки».  Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости  движений, наличие саливации, неврологической симптоматики.  4 балла ­ выполнены обе пробы, движения выполняются правильно, четко, быстро,  сопутствующей симптоматики не отмечается.  3 балла ­ выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен,  четкость негрубо нарушена, может отмечаться саливация.  2 балла ­ выполнена проба «а», темп движений резко замедлен, четкость выполнения  движений грубо нарушена, отмечается сопутствующая симптоматика (саливация, синкинезии,  гиперкинезы).  1 балл ­ полная невозможность выполнения серии движений.  Мимическая мускулатура  Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец):  ­ поднять брови вверх; ­ нахмурить лоб и брови;  ­ поочередно зажмурить каждый глаз;  ­ плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу;  ­ надуть щеки.  Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на  основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных  складок, плотность смыкания губ.  4 балла ­ проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.  3 балла ­ проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может  отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.  2 балла ­ проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или  невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок или  неплотное смыкание губ.  1 балл ­ полная невозможность выполнения задания.  СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Звуки Замена А Б В Искажение Б А Отсутствие В Б В Смешение Б В С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Р Р' Л Л' Й М Н Б Д В К К' Г Г' Х Х' А – произносит звук изолированно; Б – произносит звук в слове; В – произносит звук в спонтанной речи. Оценка.    4 балла ­ правильное произношение всех звуков.  3 балла ­ варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений  изолированно и (или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы  неоппозиционных звуков) по типу искажений изолированно и (или) в спонтанной речи.  2 балла ­ варианты: нарушены 2 группы звуков по типу замен; нарушены 3 группы звуков по  типу искажений и замен.  1 балл ­ нарушены более 4 групп звуков по типу искажений и замен.  СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА  Фонематическое восприятие  1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:  а) послушать и определить, близко или далеко (громко, тихо) подают голос животные; взрослое животное или детеныш издает звук.  б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы «а».  Оценка (Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи).    4 балла ­ правильно выполнены обе пробы.  3 балла ­ правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.  2 балла ­ при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной  окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты  голоса и интонации.  1 балл ­ неверно е восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.  2. Восприятие и дифференциация звуков речи:  а) ребенку на слух предъявляются несколько коротких стихотворных текстов.  Задание: определить, какой звук чаще всего встречается. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи.  Мышонку мама­мышка шептала: ­ Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ты маме шить мешаешь! А я, ­ шептала мышка, ­ подушку шью, малышка!                                                    Ветер листья носит, В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.                                                           моросит ... Поешь зерна немножко и  спать ложись, мой крошка!  Осень. Осень. Осень.  Ясень листья сбросил. На осинке листик огоньком горит. Осень. Осень. Осень.  И осенний мелкий дождик б)   различение   слов,   близких   по   звуковому   составу   и   одинаковых   по   ритмическому рисунку. Для дошкольников (Альбом Иншаковой):  крыша­крыса__________________ коза­коса______________________ бочка­почка_____________________ рожки­лошки____________________ дрова­трава___________________ в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Предлагается на слух определить, какие из слов логопед произнес «неправильно»:  кожа, зук, жираф, позарный, жужжит, зелезный, жадина;  руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рюстра;  г) повторение слов­квазиомонимов:  почка­бочка_______________      тоска­доска____________________  кора­гора__________________    Фаня­Ваня_____________________ рожки­ложки________________  суп­зуб_______________________ свет­цвет___________________   шар­жар_______________________ плач­плащ__________________   кочка­кошка___________________  речка­редька________________  ус­уж_________________________ сук­жук_____________________  лес­лещ_______________________ сайка­чайка__________________ роза­рожа_____________________ мишка­мышка_______________   Оценка.  4 балла ­ правильно выполнены все пробы.  3 балла ­ правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3  ошибок.   2 балла ­ правильно выполнена проба «а». Допущено 3­4 ошибки при выполнении пробы «б».  Допущено 3­5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении слов..  1 балл ­ затруднения при выполнении пробы «а». Допущено 4 и более ошибок при выполнении  проб «б» и более 5 при выполнении пробы «в». Невозможность правильного воспроизведения  слов. 3. Звукослоговой анализ  а) выделение начального ударного гласного (“Какой первый звук в слове…”) Аня__________ Оля__________ Утро___________ Ира____________ Эхо___________ б) выделение согласного вначале слова Сук__________ Дуб_________ Рак___________ Лоб_________ Бант________  Ваня____________ Гора__________ Жар___________ Зуб___________ в) выделение на фоне слова звуков, нарушенных в произношении («Когда услышишь  определенный звук хлопни»)________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка.  4 балла ­ правильно выполнены все пробы.  3 балла ­ правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» отмечаются  ошибки, однако осуществляется самокоррекция.  2 балла ­ правильно выполнена проба «а»; при выполнении проб «б», «в» отмечаются ошибки,  требуется помощь логопеда.  1 балл ­ проба «а» выполняется с помощью логопеда, при выполнении проб «б», «в»  отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда.  СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ  Воспроизведение ритма: а) Послушать и повторить удары: //;      ///;     ////;. // // //;         /// /// ///. б) Послушать и повторить удары, где будут тихие и громкие удары (U  – тихий, / ­ громкий) Акцентированные удары: /UU/ ; //U ; U//U ; //UU//  Оценка: 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу  работы. 2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 балл – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Воспроизведение логического ударения. а)   Выделение   слога   из   цепочки   слогов   по   образцу,   демонстрируемому   логопедом. «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед». ТА­ТА­ТА МА­МА­МА ТА­ТА­ТА МА­МА­МА ТА­ТА­ТА МА­МА­МА ПА­ПА­ПА ПА­ПА­ПА ПА­ПА­ПА Оценка 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла ­ задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу  работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Обследование модуляции голоса по высоте а) Предварительно объяснить, что у взрослого животного голос «толстый», т.е низкий, а у маленького – «тонкий» т.е высокий. «Покажи, как лает собака, а как щенок и т.д.?» ↑  ­ щенок АВ  ↑  ­ теленок;  МУ  ↑ МЯУ   ­ котенок; ↑  ­ кораблик маленький; У  ↑ О   ­ мишутка. ↓ ­ собака АВ  ↓  ­ корова МУ  ↓ МЯУ   ­ кошка ↓  ­ пароход большой У  ↓ О   ­ медведь  б) «Покажи, как укачивают ребенка. Покажи, как стучат часы» Оценка 4 балла – задания выполняются с достаточными модуляциями по высоте; 3 балла – задания выполняются с недостаточными модуляциями по высоте. Возможность  изменения голоса по высоте при сопряженном выполнении задания. 2 балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном  выполнении задания высота голоса остается без изменений. 1 баллов – задания не выполняются. Обследование модуляции голоса по силе. а) Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса. «Покажи как гудит пароход, самолет, машина и др; если они далеко, и как гудят, если они близко.» Близко Самолет (У) ­ …? Параход (Ы) ­ …? Поезд (О) ­ ……? Машина (И) ­ …? б) Воспроизведение постепенного нарастания (убывания) силы голоса при произнесении Далеко …? …? …? …? отдельных звуков и звукоподражаний. Поезд – О О О О О Поезд –О О О О О Самолет – У У У У У Жук – Ж Ж Ж Ж Ж Комар – З З З З З Оценка. 4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно. 3 балла ­ задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу  Самолет –У У У У У Жук –Ж Ж Ж Ж Ж Комар –З З З З З работы. 2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны. Характеристика тембра голоса. а)   Определение   назализации.   «Повтори   за   логопедом   слова,   при   этом   зажми   нос Молоко Малина Нитки Ноги пальцами». Машина Мак Нина Нос б) Определение тембра голоса в процессе общения с ним. Оценка. 4 балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается. 3   балла  –   легкая   степень   нарушения   тембра,   тембр   ребенка   может   быть   крикливым   или «писклявым», назализованным. 2 балла – умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим». 1   балл  –   выраженные   нарушения   тембра   голоса,   тембр   ребенка   может   быть   гортанным, резким, глухим, металлическим. Афония или шепотная речь. Воспроизведение тембра а) Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок. «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…» Заяц … (звонким, задорным, чистым голосом) Волк … (грубым, низким голосом, с угрозой) Медведь … (громким, низким, спокойным) Лиса … (мягким, ласковым, хитрым голосом) Оценка 4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 3   балла  –   правильное   выполнение   задания   с   передачей   тембра   голоса,   но   только   после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. 2 балла  – некоторые изменения окраски голоса есть, но неоднократно выразительные и не совсем правильные. 1  балл  –  выполнение   заданий   без   модуляций   голоса  (звучание   голоса   не  выразительное, монотонное, тусклое). Речевое дыхание а) Тип дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное. б) Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание Вдох: Выдох: Нос Нос Рот Рот В) Исследование целенаправленности воздушной струи. «Загнать мяч в ворота». нос рот рот нос Г) Исследование силы воздушной струи. «Проверим, как сильно ты умеешь дуть». Дуть на карандаш. Дуть в гармошку. Оценка. 4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя. 2 балла – ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, достаточная   дифференциация   ротового   и   носового   вдоха   и   выдоха.   Нецеленаправленная воздушная струя. 1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ринолалия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018