Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:
• правильность произношения звуков;
• умение различать звуки речи на слух;
• владение элементарными навыками звукового анализа слов;
• словарный запас;
• связную речь.речевая подготовка
Речевая подготовка.doc
Речевая подготовка
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка
составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь это форма мышления. Основная функция речи общение, сообщение или, как
принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в
школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет
развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:
правильность произношения звуков;
умение различать звуки речи на слух;
владение элементарными навыками звукового анализа слов;
словарный запас;
связную речь.
Приведенные на этой странице задания: проверка правильности звукопроизношения,
исследование слуховой дифференциации, проверка связной речи, исследование
словарного запаса, дифференциация гласных, дифференциация согласных звуков,
задания на выделение признаков предметов помогут родителям выявить уровень речевого
развития ребенка.
Дисграфия
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других
нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не
различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены
букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические
правила.
Проверка правильности звукопроизношения
Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его
соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают
неизбежные затруднения.
Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на
наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый
из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить
затруднения ребенка при произношении.
Например:
с
Сахар, маска, соус. сь Сироп, кисель.
з
Забор, роза.
зь
Зефир, козел.
ц
Цветок, блюдце, огурец
ш Шоколад, шишка, душ.
ж Желудь, ножик.
ч
Чашка, ручка, ключ.
щ Щенок, ящик, борщ.
р
Ранец, кровать, костер.
рь Редиска, грибы, букварь
л
Лампа, половик, стул.
ль Люстра, малина, соль.
й
Яйцо, майка, сарай.
Для проверки парных звонких и глухих (зс) коза коса, (бп) бочки почка, (рл)
рожки ложки.
Исследование слуховой дифференциации
Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать
названный предмет.
Пример:
(зс)
(ст)
(сш)
(рл)
(шщ)
(гк)
(дт)
(бп)
(вф)
(жш)
(ая)
(оё)
(ую)
(ёю)
коза коса
санки танки
мишка миска
рожки ложки
чашка чаща
гости кости
плоды плоты
башня пашня
сова софа
уши ужи
завал завял
нос нес
лук люк
ёж юбка
Проверка связной речи
Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а
назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Исследование словарного запаса
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи,
мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый
(лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица ..., собака ...).
5. Подбор предметов к действию (лает ..., мяукает ...).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший плохой.
Дифференциация гласных
Дифференциация а я
Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.
ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя
Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
мал мял рад ряд завал завял сад сядь Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать
слоги парами.
ма мя та тя ла ля ва вя да дя
па пя са ся ра ря ка кя ба бя
Дифференциация ё ю
Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.
мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс
Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым
словом.
юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел
Задание 3. Прочитай слоги.
ём юм мё мю тё тю ёт ют мю мё мю
Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков оё, ую.
Дифференциация согласных звуков
Дифференциация з с
Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.
за со за зи си зи су зу су сю зю сю
са за са си зи си зу су зу зю сю зю
ся зя ся зо со зо зы сы зы сё зё сё
Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым
словом.
зуб суп, роза роса, коза коса, Зоя соя
Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.
Дифференциация б п Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.
па ба па пу бу пу па ба па ба
ба пу ба бу пу бу ба па бу па
Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым
словом.
палка балка, башня пашня
Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.
Задания на выделение признаков предметов
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.
2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.
Речевая подготовка
Речевая подготовка
Речевая подготовка
Речевая подготовка
Речевая подготовка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.