Цель: Добиться ясности и чистоты произношения, устранить не поворотливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.
1. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ.
1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно и широко открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.
Речевая разминка
Упражнения на дикцию и артикуляцию
Цель:
Добиться ясности и чистоты произношения, устранить не
поворотливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость,
замедленность и некоторые другие недостатки речи.
1. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ.
1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно
и широко открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот
раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть
примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого
напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.
2. Подтягивание верхней губы к деснам зубов. Это упражнение рассчитано
на развитие «вялой» губы тормозящей четкость, а часто и звучность речи.
Подтягивать верх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все
передние зубы до десен были видны.
3. Опускание нижней губы к деснам зубов. нижняя губа оттягивается в
горизонтальном направлении и вниз на столько, чтобы были видны передние
нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна и рот полураскрыт.
4. Движения сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в
стороны. Упражнение должно быть проделано при крепко сжатых зубах,
вытягиваться должны лишь губы. Образование гласных звуков в речи и пении
зависит именно от умения четко сформировать губы для того или иного звука
и дать таким образом правильно направленный и четко сформированные
звуки.
Упражнения для языка
Хорошее четкое произношение зависит также от гибкости и точности
движения языка.
1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик языка легко
касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка.
Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно
было хорошо рассмотреть горло.
2. Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение
повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время этого
упражнения должна быть совершенно неподвижной.
3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне
щек. для достижения набольшей крепости и гибкости мышц языка следует,
также как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижность нижней
челюсти.
Произнести гласный,, как указаны ниже, добиваясь правильнойартикуляции и нужного звучания:
И рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются с зубами. Зубы
неплотно сомкнуты. Кончик языка несколько приподнят, слегка напряжен,
касается нижних передних зубов.
Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук.
Э рот раскрыт больше, чем при произнесении u. Форма губ
приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.
Произнести э, затем из.
А рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик
его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем за.
О губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у
корня.
Произнести о, затем 30, затем ао, сравнить звуки и их артикуляцию.
у губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у,
затем ау, зу, иу.
Ы губы растянуты и раскрыты, как при и, язык приподнят по
направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы.
Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные
гласные: и, э, а, у, ы.
Произнести поочередно звонкие и глухие согласные: бп, вф, гх к, дт, зс.
Произнести твердые согласные: б, в, г, д, Ж, з, п, ф, к, т, ш, с.
Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [п'], [ф'], [к'],
[т'], [с']. Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с
гласными:
л [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю.
Р [р']: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю.
м [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю.
н [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, НЯ, нё, ию.
Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках.
Труд кормит лень портит.
Коротко и ясно оттого и прекрасно.
Один раз солгал в другой не поверят.
Тимка потерял ботинки.
На носу у пса оса.
Скорей сюда! Спасайте пса!
На заборе не гвоздики, на заборе гвоздики.
Звонко прозвенел звонок звал Захара на урок.
Не бывает улова у ленивого рыболова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Дружба дружбой, служба службой.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Раз солгал на век лгуном стал.
Лохматый Михаил в лаптях,
А хромой Харитон в туфлях.
учитель-логопед Галкина Наталья
Александровна