Речевая разминка Упражнения на дикцию и артикуляцию

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Добиться ясности и чистоты произношения, устранить не поворотливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи. 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ. 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно и широко открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.
Иконка файла материала Галкина Н.А. Речевая разминка.doc
Речевая разминка Упражнения на дикцию и артикуляцию Цель:  Добиться   ясности   и   чистоты   произношения,   устранить   не поворотливость   губ,   скованность   челюстей,   вялость   языка,   торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.  1.  Артикуляционная гимнастика  Упражнения для губ.  1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно и   широко   открывающийся   рот.   Надо,   чтобы   во   время   упражнения   рот раскрывался   в   вертикальном   направлении   (опускается   нижняя   челюсть примерно   на   два   пальца,   положенных   один   на   другой)   безо   всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.  2. Подтягивание верхней губы к деснам зубов. Это упражнение рассчитано на развитие «вялой» губы тормозящей четкость, а часто и звучность речи. Подтягивать верх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до десен были видны.  3. Опускание нижней губы к деснам зубов. нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении и вниз на столько, чтобы были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна и рот полураскрыт.  4. Движения сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны.   Упражнение   должно   быть   проделано   при   крепко   сжатых   зубах, вытягиваться должны лишь губы. Образование гласных звуков в речи и пении зависит именно от умения четко сформировать губы для того или иного звука и   дать   таким   образом   правильно   направленный   и   четко   сформированные звуки.  Упражнения для языка Хорошее   четкое   произношение   зависит   также   от   гибкости   и   точности движения языка.  1.   Язык   лежит   плоско,   с   небольшим   углублением,   кончик   языка   легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.  2.   Движение   кончика   языка   к   передним   верхним   зубам.   Это   движение повторяется   несколько   раз,   причем   нижняя   челюсть   во   время   этого упражнения должна быть совершенно неподвижной.  3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек. для достижения набольшей крепости и гибкости  мышц  языка следует, также как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижность нижней челюсти.  Произнести   гласный,,   как   указаны   ниже,   добиваясь   правильнойартикуляции и нужного звучания:  И ­ рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются с зубами. Зубы неплотно сомкнуты. Кончик языка несколько приподнят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.  Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук.  Э  ­   рот   раскрыт   больше,   чем   при   произнесении  u.  Форма   губ приближается   к   овальной.   Язык   передней   частью   лежит   у   нижних   зубов. Произнести э, затем из.  А ­ рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем за.             О ­ губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня.  Произнести о,  затем 30, затем ао, сравнить звуки и их артикуляцию.  у ­ губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у, затем ау, зу, иу.  Ы  ­   губы   растянуты   и   раскрыты,   как   при   и,   язык   приподнят   по направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы.  Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные: и, э, а, у, ы. Произнести поочередно звонкие и глухие согласные: б­п, в­ф, г­х­ к, д­т, з­с.  Произнести твердые согласные: б, в, г, д, Ж, з, п, ф, к, т, ш, с.  Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [п'], [ф'], [к'], [т'], [с']. Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с гласными:  л ­ [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю.  Р ­ [р']: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю.  м ­ [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю.  н ­ [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, НЯ, нё, ию.        Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках.              Труд кормит ­ лень портит.  Коротко и ясно ­ оттого и прекрасно.  Один раз солгал ­ в другой не поверят.  Тимка потерял ботинки.  На носу у пса ­ оса.  Скорей сюда! Спасайте пса!  На заборе ­ не гвоздики, на заборе гвоздики.  Звонко прозвенел звонок ­ звал Захара на урок.  Не бывает улова у ленивого рыболова.  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.  Дружба ­ дружбой, служба ­ службой.  Маленькое дело лучше большого безделья.  Раз солгал ­ на век лгуном стал. Лохматый Михаил ­ в лаптях,           А хромой Харитон ­ в туфлях. учитель-логопед Галкина Наталья Александровна