Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников
Оценка 5

Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников

Оценка 5
docx
03.03.2021
Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников
Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников.docx

Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников

          Всестороннее развитие человека, являющееся главной целью воспитания, охватывает умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание в их неразрывной связи, взаимозависимости.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения, способом передачи информации, хранения и усвоения различных знаний.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: будучи не только объектом изучения, но и средством обучения, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, а значит, влияет на качество их усвоения.

1.      В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития.

 

Хорошо развитая речь позволяет школьнику:

ü  свободно высказывать свою точку зрения;

ü  отстаивать свое мнение;

ü  принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ü  ставить вопросы своим товарищам и учителям;

ü  рецензировать ответы товарищей;

ü  оценивать ответы и письменные работы товарищей;

ü  заниматься обучением отстающих;

ü  объяснять более слабым учащимся непонятные места.

 

К сожалению, часть детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. Они недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения.

У части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят, как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие и развитие в целом.

2.      Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, поэтому современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся, но успех в работе возможен только в том случае, если она будет проводиться в системе. Большим подспорьем в этой работе для меня стало введение программы внеурочной деятельности Т. Соколовой «Развитие речи».

 

Первое направление в развитии речи  учащихся – овладение  нормами  русского  литературного  произношения,  образования  форм  слов, 

построении словосочетаний  и  предложений,  употребление

слов  в  соответствии с их лексическим значением.

 

Второе  направление – обогащение  словарного  запаса  и  грамматического  строя  речи.

 

Третье направление –

формирование умений и  навыков  связного изложения  мыслей, т.е. создание текста.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

·         подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

·         подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;

·         работа над прямым и переносным значением слов;

·         употребление устойчивых речевых оборотов;

·         работа с пословицами и поговорками;

·         работа со словарём.

Виды работ по созданию речевых произведений:

1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам.
2. Составление предложения по картинкам, связанным по смыслу.
3. Пересказ текста.
4. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему.

1.      Работа с деформированным текстом.

2.      Редактирование текста.

3.      Творческое изложение.

4.      Изложение с элементами сочинения.

5.      Сочинение собственного текста.

Важное место в работе с текстом занимает формирование умения совершенствовать написанное после проверки учителя. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, правильную постановку ударения - дикция, умение использовать голос, его высоту, гибкость, силу и различные средства выразительности – техника речи. Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

 

Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2.Инсценирование небольших отрывков.

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной, так и устной. Это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание и на удачные образцы речи самих детей.

 

После достижения ребёнком 9 лет природа закрывает речевую зону коры головного мозга, поэтому в этот важный для речевой функции период, учителя начальных классов должны научить детей свободно и грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, чтобы успеть помочь формированию фундамента их всестороннего развития.


 

Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников

Речевое развитие как необходимое условие всестороннего развития школьников

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, поэтому современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи…

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, поэтому современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи…

Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений: 1

Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2021