АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. БУЙДЫ «ФАРФОРОВЫЕ НОГИ». СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ
Оценка 4.8

АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. БУЙДЫ «ФАРФОРОВЫЕ НОГИ». СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +4
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
21.02.2021
АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. БУЙДЫ «ФАРФОРОВЫЕ НОГИ». СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ
АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. БУЙДЫ «ФАРФОРОВЫЕ НОГИ». СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ.docx

Васильева Ольга Константиновна,

МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары,

учитель русского языка и литературы

Vasileva Olga Konstantinovna,

MBOU "Secondary School No. 9", Cheboksary,

teacher of Russian language and literature

Vasileva24.04@yandex.ru

 

 

АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. БУЙДЫ «ФАРФОРОВЫЕ НОГИ». СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ?

Аннотация. В статье представлен анализ рассказа «Фарфоровые ноги» Юрия Буйда и возможный ход урока по произведению.

Ключевые слова: Ю. Буйда, туфли, красота, душа, мечта, ноги, золушка.

Abstract. The article presents an analysis of the story "Porcelain feet" by Yuri Buid and the possible course of the lesson on the work.

Keywords: Y. Byida, shoes, beauty, soul, dream, feet, Cinderella.

 

Юрий Буйда во многих своих произведениях особое внимание уделяет личности героя, и становлению этой личности. Рассказ «Фарфоровые ноги» вошел в его сборник (многие его называют книгой рассказов) «Прусская невеста», который увидел свет в 1998 году. Весь сборник нацелен на познание личности и важных качеств человека. И данный рассказ не отличается от остальных.

Это произведение о красоте и о том, чего достоит в этой жизни человек. Хоть произведений на данную тему огромное количество, рассказ Буйды отличается от остальных тем, что он не делает главной героиню потрясающей; он дает её совершенно обычной. Автор не сочиняет для Лизы счастливую сказку, не дает ей полцарства и прекрасного мужа, у Лизы нет этого знаменитого «долго и счастливо». Лиза совершенно простая, с обычной внешностью, с обычной жизнью, а дальше и с обычным мужем и детьми.

В рассказе есть очевидная параллель с Золушкой. Как и в сказке, так и в произведении Буйды, есть главная героиня, которая в обычной жизни ничем не примечательна, общество её не считает красавицей, но не смотря на это, только её ножка полезла в заветную туфельку, что как раз таки делает главную героиню особенной. Почему именно Лиза получила столь желанный приз? Потому что из всех претендентов только у нее были искренние намерения и чистая душа. Понятие красоты раскрывается не только во внешнем облике, но и в душевном.

Смысл названия раскрывается вопросе «Ну и что же это за ноги? … По-вашему красивые?» и в ответе «Фарфоровые». Больше автор не дает ни единого намека на столь необычное название. Так почему же фарфоровые? Почему не хрустальные, например, или алмазные? Фарфор создается из белой глины, он непроницаем для глаз, при легком ударе издает чистейший звук. Все очень подходит под описание особенной девушки.

В финале Лиза перестает быть особенной, выходит замуж, становится мамой двоих детей.  И при всем она поменялась до неузнаваемости: располнела, стала рифленой. Но при этом раз в год она влезала в свои туфли и могла свободно пройтись в них по улице. Несмотря на то, что её жизнь стала такой же обычной, пресной, как и у всех людей, эта особенность осталась с ней до конца. Так автор показывает, что даже спустя семь лет и кардинальные изменения. Она не такая как все остальные и далеко не заурядная. В этом и скрывается основная мысль произведения, что неважно социальное положение, не важно на какой ступени общества ты находишься и даже неважно как ты выглядишь, важно то, что ты достоин чего-то лучшего в жизни и пока ты будешь этого хотеть, его никто у тебя не отнимет.

Многим детям иногда хочется отойти от программы, и почитать что-то отличное от произведений общепринятой школьной классической литературы. Старшим классам предлагается прочесть небольшое произведение Юрия Буйды «Фарфоровые ноги», созданное с опорой на «Золушку».

Учителя старших классов уже использовали данное произведение на уроках. Я считаю, что оно отлично подходит для 10-11 классов так как дает хорошую пищу для размышлений.

Учитель может заострить внимание именно на понимании красоты автором и поразмышлять с учащимися, что же для них значит красота. Это даст возможность понять детям, что они подразумевают под этим словом, которое так часто используется практически во всех сферах их жизни. Рассуждения о красоте героев помогут учащимся понять, что красота в современном мире понятие очень растяжимое. А самое важное, что должны усвоить дети, что красота внешняя далеко не самое важное в жизни. Внешность не поможет вам стать хорошим человеком, и в жизни совсем мало сфер, главной частью которых является именно красота лица и тела. На примере Лизы можно увидеть достижение всеобщей цели не при помощи особой красоты, а при помощи особенности души и сердца.

Поэтому целью урока будет развитие умений учащихся размышлять о красоте и расширить своё понимание. Урок призывает помочь разобраться в вопросах эстетических и этических предпочтений.

Также в рассказе и при изучении его нельзя не затронуть такое понятие, как интертекст. Как уже говорилось выше, Буйда взял за основу для создания текста сказку Шарля Перро «Золушка». Даже самый неискушенный читатель сможет увидеть сходство и произвести параллели между текстами и главными героинями. Золушка оказалась достойной туфелек, потому что была доброй, отзывчивой, трудолюбивой и душевной. Перро восхвалял и возвеличивал внутренние её качества и совершенно не обращал внимания на её внешность. Раз две героини похожи, значит Лиза Столетова тоже была чистой и с благородной душой. Также как и у Золушки, у Лизы практически нет описания её внешности, нам лишь известно то, что в самом начале она была невзрачной, а в финале и вовсе располнела и померкла.

Так достались ли туфельки ей по праву? Или же это была счастливая удача? Здесь прием интертекста как раз и поможет найти ответ на вопросы. Да, интертекст, используемый автором, помогает читателям понять суть характера Лизы через параллели с образом сказочной героини Золушки. Мы уже не сомневаемся в том, что туфельки достались по праву, не случайно, а закономерно.

Красота таится в душе человека, и не всегда эта простая истина дана людям, а особенно детям. Современная литература находится на одном уровне со школьниками. К сожалению, в школьной программе мы редко встретим произведения, созданные после 1980-х годов, а они близки детям и им есть место быть в школьной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                 Буйда Ю.В. Прусская невеста / Ю. В. Буйда. – М: НЛО, 1998. – 432 с.

2.                 Белокурова С. Русская литература: конец ХХ века. / С. Белокурова, С. Друговейко. - СПб.: Паритет, 2001. – 489 с.

3.                 Савельев И. Буйда: 2:0 // Вопросы литературы. ‒ 2012. ‒ № 4; http://magazines.russ.ru/voplit/2012/4/s9.html (дата обращения:19.05.2015).

4.                 Секретов С. Предисловие к писателю: Юрий Буйда. Вор, шпион и убийца. ‒ М.: Эксмо, 2013 // http://www.promegalit.ru/publics.php?id=7355 (дата обращения: 10.05.2015).

5.                 Буйда Ю. Синяя кровь: роман //http://magazines.russ.ru/znamia/2011/3/bu2.html (дата обращения: 10.05.2015).

Соколова Л. Быт и мечта : [по рассказам Ю. Буйды "Фарфоровые ноги" и Т. Толстой "Факир"] / Соколова Л.// Литература в школе. – 2004 - №5 – с.24-27

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Васильева Ольга Константиновна,

Васильева Ольга Константиновна,

Лиза совершенно простая, с обычной внешностью, с обычной жизнью, а дальше и с обычным мужем и детьми

Лиза совершенно простая, с обычной внешностью, с обычной жизнью, а дальше и с обычным мужем и детьми

Юрия Буйды «Фарфоровые ноги», созданное с опорой на «Золушку»

Юрия Буйды «Фарфоровые ноги», созданное с опорой на «Золушку»

Так достались ли туфельки ей по праву?

Так достались ли туфельки ей по праву?

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021