Речевое развитие на тему «Зимние забавы».
Подготовила: Учитель-логопед Коклягина Т.Ю.
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять рассказ картинам, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи:
- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
- развивать личностные качества: активность, любознательность;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».явлений детей о зиме, зимних забавах.
Во время занятия использовались здоровьесберегающие технологии :"Игры с волшебным комочком".
Инструменты: снеговик, вата, картины зимние забавы, зима, миска с водой.
Ход занятия
1.Организационный момент. Сядет тот кто назовет любое слово относящееся к зиме со словом «Зимний», «холодный», - зимний праздник, зимняя шапка, зимние месяцы,
2.Л: Ребята, к нам сегодня пришёл гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.
Послушайте загадку:
Что за нелепый человек, пробрался в 21 век
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это? (Снеговик)
– Давайте поиграем со словом “снеговик”.
Игра называется “Закончи предложение”.
Мы решили слепить….(снеговика).
Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).
Мы показали соседям нашего….(снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы всем рассказали о….(снеговике).
- А из чего сделан снеговик? (Из снега)
Словесная игра «Какой снег?»
- Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, холодный, пушистый, мокрый).
Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Л: В какое время года можно слепить снеговика?
Какое у нас сейчас время года?
Какой сейчас месяц зимы?
Какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой?
Предлагаю варианты:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Дыхательная гимнастика
Давайте покажем Снеговику, как правильно надо дышать на улице, когда холодно (через нос, потом покажем, как нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот).
Ой, на нос снеговика прилетела снежинка. Давайте с ней немного поиграем.
А теперь и мы представим, что комочек снега упал нам на нос – кладем ватку на нос и сдуваем ватку с носика дуя на кончик языка.
Теперь давайте намочим ватку, какая получилась ватка?
Мокрая, а была какая? –сухая
Давайте ее попробуем сдуть с ладошки? Тяжело а почему? Какая стала ватка? Тяжелая, а была? Легкая.
Мокрая-сухая
Тяжелая-легкая
Физминутка.
С неба падают снежинки, (кружимся вокруг себя с поднятыми руками)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (руки над головой, хватательные движения)
А потом покажем маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягиваясь руки в стороны)
Снегом замело дороги
Не завязнуть в поле чтобы, (шаг на месте высоко поднимая ноги)
Выше поднимаем ноги
Вон лисица в поле скачет, (прыжки на месте)
Словно рыжий, мягкий мячик
Ну, а мы идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (подходят к столам)
Какие вы молодцы.
Л: Зима - чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.
Л: Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).
Логопед демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».
Л: Я вам буду загадывать загадки, а вы показывать, где это нарисовано.
1. С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад. (Санки)
- Посмотрите на картинку, что делают ребята?
- Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы? (С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить, не толкаться)
2. Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом. (Коньки)
- Посмотрите картину, кого вы видите на картине?
- Как одеты ребята?
- Что делают дети? Где можно кататься на коньках? (Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта площадка? (Льдом.) А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?
3. Мы - проворные сестрицы,
быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим,
уж такой у нас режим. (Лыжи)
- Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?
- Как одеты ребята? Что делают ребята? (Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)
- А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?
4. Мы зимой в войну играем,
Из снега крепость воздвигаем.
А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!
Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).
Л: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.
Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Миша, Аня и Саша катались на санках. А мальчик Никита катался на лыжах с горки. Таня и Ваня катались на коньках. Младшие ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно домой. Дома ребят ждал горячий обед со сладким чаем. Так приятно пить горячий чай после холодной улицы.
Л: А теперь вы ребята попробуйте рассказать свой рассказ. (Логопед слушает, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).
Л: Что-то нашему гостю снеговику стало грустно, давайте его развеселим. У меня есть волшебные снежки, поиграем с ними?
Упражнение:
Комочек сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Здравствуй, снежный мой комочек!»
Скажет утром каждый пальчик.
(удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)
Мы комочек обнимаем,
Никуда не выпускаем.
(крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)
Только брату отдает:
Брат у брата ком берет.
(передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки):
3. Подведение итогов:
- Вот и пора прощаться с намим гостем, но мы обязательно с ним встретимся на прогулке. Что вам больше всего понравилось?
Л: Вы большие молодцы! Мы чудесно пообщались. Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и забавах, сосавили интересные рассказы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.