Воспитатель: Дернова Т.О.
"Речевое развитие детей до 3 лет"
Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников.
Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».
Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т.п.
Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!
Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!
Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.
Приведу пример таких упражнений в игровой форме.
Сказка о веселом язычке
Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу), ехал в гости к друзьям. Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так (с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).
Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.
Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».
На это могут быть 2 основные причины:
1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.
2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки.
Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй проблемы.
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал. Так что, уважаемые, следите за речью!
статья №2.docx
"Речевое развитие детей до 3 лет"
Воспитатель: Дернова Т.О.
Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые
достижения своего ребенка с успехами его сверстников.
Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы
копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи
имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление
собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно
превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок
может произносить 68 слов, а понимать уже 3050. И взрослые о нем говорят: «Все
понимает, а сказать не может».
Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный
словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать
с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи,
вместе рассматривать книги и т.п.
Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками,
а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов,
это, безусловно, повод задуматься о том, что вы чтото делаете не так. А если день
ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но всетаки
есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого
ребенка своя программа развития!
Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если
вас чтото смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться
и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!
Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо
делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много
времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает
тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в
правильном произношении звуков и слов.
Приведу пример таких упражнений в игровой форме.
Сказка о веселом язычке
Жилбыл Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром
рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до
носа и до подбородка), чистил зубы (проведите язычком вправовлево по верхним и
нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними
вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке
(удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился
на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу), ехал в гости к друзьям.
Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так (с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпрру»).
Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания:
рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития
мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в
мозгу.
Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит
невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».
На это могут быть 2 основные причины:
1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.
2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе
— протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки.
Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой
причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком».
Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более
понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического
климата поможет в решении второй проблемы.
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок
научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит,
какие слова употребляет. А говорит он то, что когдалибо сам слышал. Так что,
уважаемые, следите за речью!
Речевое развитие детей раннего возраста
Речевое развитие детей раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.