10 класс 1 четверть.
25. Во время чихания и кашля микробы попадают в организм человека через воздух.
26. Мы вошли в густые заросли леса.
27. Сложное предложение без союзов – бессоюзное предложение.
28. Легкие фракции нефти: бензин и керосин.
29. Горение веществ в чистом кислороде происходит лучше.
30. Серу используют для изготовления мазей, в борьбе с вредителями растений.
10 класс 1 четверть.
Тема: «Профессии». Текст: «Кем быть?»
Это произошло зимой. В тот день для семерых выпускников 344 школы жизнью был устроен экзамен, неофициальный и незапланированный. Экзамен, может быть, по самому важному предмету.
Случился пожар. На улице Народной, в доме 66, в квартире на первом этаже загорелся оставленный без присмотра телевизор. Огонь моментально перекинулся на шторы, пол, мебель, загорелась вторая комната, окна, входная дверь. От высокой температуры разлетелись стекла, и с притоком воздуха еще сильней забушевал огонь.
Языки пламени добирались до верхних этажей. Удушливый дым заполнил лестничный проем, через щели забрался в каждую квартиру. В каждой квартире этого подъезда в это время были дети, женщины, пожилые люди. Высокая температура и уровень задымленности стали опасными для жизни.
В тот день в 10 «а» классе не было последнего урока, и учащиеся расходились по домам.
Первым заметил огонь и клубы дыма Сергей Логинов.- Пожар! – крикнул он.
И тут же семеро десятиклассников бросились к дому. Ребята сбросили верхнюю одежду, чтобы пробраться в квартиру. Тушили огонь, предупреждали об опасности, помогали пожилым людям выйти из помещения. Школьники побежали за огнетушителями, а Юля уже звонила в пожарную часть.
На каждом этаже были люди. Дым, сносимый ветром, уже окутал часть дома. Момент был критический. Вместе со взрослыми ребята растянули пальто Сергея, и туда без промедления бросила своего ребенка женщина со второго этажа, а потом прыгнула туда же сама.
Рядом, в соседнем окне, стояла с ребенком на руках другая женщина. И ребята поспешили на выручку. Вскоре малыш был спасен.
Семилетняя Диана показалась в окне. Девочка просила о помощи. Мальчики растянули одеяло, на которое прыгнула испуганная девочка.
Вскоре прибыли пожарные. Когда огонь был потушен, ребята пошли есть мороженое. Для этих ребят – выпускников- прозвучал последний звонок. Потом они сдадут экзамены и получат аттестаты. Но жизнь иногда преподносит неожиданные происшествия, и к ним надо тоже быть готовыми.
10 класс 1 четверть
Ребятам из 10 «а» класса пожарные на линейке вручили почетные грамоты и ценные подарки за решительность и мужество, проявленные при тушении пожара.
Задания к тексту:
Диалог.
- Ты слышал, что вчера был сильный пожар на Народной улице?
- Я узнал об этом из телевизионных новостей. Там отличились ребята из нашей школы. Я знаком с одним из них.
-Как они смогли помочь людям?
- Они выводили пожилых людей, пока не было сильного задымления, позвонили в пожарную часть.
- А как же люди прыгали из окон?
- Сергей рассказывал, что они натягивали одеяло внизу, а люди прыгали на них.
- Молодцы ребята!
- Да, я с тобой согласен.
Словарь: чрезвычайное событие, быть готовым ко всему, решительность, мужество, проявленные при тушении пожара, высокая температура и уровень задымленности.
10 класс 1 четверть
Тема: «Писатели и поэты». Текст: « С. Я. Маршак».
Один из крупнейших мастеров и зачинателей советской литературы, соратник Горького и неизменный наставник молодежи. Самуил Яковлевич Маршак прошел большой жизненный путь. Родился он в Воронеже., в семье мастера- химика. Еще мальчиком начал писать стихи, печататься в различных изданиях. Его творческий путь определился благодаря встречам: с Горьким и критиком Стасовым. Поступив при поддержке Стасова в Петербургскую гимназию, он приобщился к кругу многих известных деятелей искусства и литературы. Маршак активно работал в органах народного образования, в театрах юного зрителя, создавая и редактируя журналы и книги для детей. Все вы выросли на книгах этого замечательного поэта: «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Почта», «Цирк» и другие.
Это очень жизнелюбивые книжки.
С творчеством многих зарубежных поэтов, например, Байрона, Шекспира, мы познакомились благодаря переводам Маршака.
Маршак был беспощадным сатириком, его голос мощно звучал в годы Великой Отечественной войны. За один 1941 год в газетах было напечатано 113 стихов, разящих врага. За книгу «Избранная лирика и стихи для детей» он был удостоен Ленинской премии. Его поэмы, стихи, пьесы, переводы и сейчас радуют читателя.
Задания к тексту:
1. Какие встречи определили творческий путь Поэта?
2. Какие произведения Маршака ты читал в детстве?
3. Что можно сказать о Маршаке – переводчике?
4. Как оценили его стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны?
Словарь: деятели русского искусства и литературы, редактор- редактировать, беспощадный критик, стихи, разящие врага.
10 класс 1 четверть.
Тема: « Воспитание личности». Текст: « Подвиг».
Что такое подвиг?
- Трудно ответить на этот вопрос. Подвиг – это проявление стойкости, мужества во спасение других людей.
Один киноактер рассказал такой случай. Однажды они после съемок зашли в лес и увидели необычное дерево, к которому приросла винтовка. Память о войне… . Зарастают окопы, и старые дзоты. Но никогда не забудется война и люди, победившие врага, отстоявшие мир, ценою своей жизни.
Валерия Давыдовна Борц рассказывала о молодогвардейцах-
героях Великой Отечественной войны. Она говорила, что их завет: не плакать, а продолжать их дело. Жить с достоинством и честью, не допустить новой войны.
Но в наше время была развязана Афганская и Чеченские войны. Вот что рассказал ребятам нашей школы один из участников войны в Афганистане: « Я, как и все ребята, мечтал служить в этих войсках ВДВ, поэтому много тренировался и занимался спортом. Я стал служить в этих войсках.
25 декабря нас подняли по тревоге. Был взлет, и поступила команда «прыгать с парашюта». Никто из ребят не знал, куда мы попали. Кругом были горы, и непривычная для нас обстановка. Так мы попали в Афганистан. Мне было всего 18 лет.
В трудных условиях нам приходилось отражать нападения душманов. Это бандиты, очень мстительный народ. Они с детства носят оружие и очень хорошо им владеют.
В Афганистане 55 градусов жары. У солдат часто не было воды, или она так нагревалась, что ею нельзя было утолить жажду. Оружие часто заклинивало от перегрева.
Часто мы попадали в окружении душманов. У наших солдат заканчивались патроны, и в ход шли гранаты. Последнюю гранату оставляли для себя, чтобы не попасть в плен.»
«Разве это подвиг? – спросите вы. И я отвечу, что это не подвиг, но честное выполнение своего долга перед Родиной и народом». 1600 человек из Томской области выполняли свой долг в Афганистане. 76 молодых мужчин не вернулись домой- погибли. Более ста человек стали инвалидами. И память об этих людях всегда останется в наших сердцах.
10 класс 1 четверть.
Вопросы к тексту:
1. Что такое «подвиг», по – твоему?
2. В чем сходство подвигов во время Великой Отечественной войны и в наши дни?
3. С какими трудностями столкнулись ребята, участники Афганской войны?
4. Сколько человек из Томской области выполняли свой долг?
5. Покажи на карте Афганистан.
Задания по тексту:
Определи вид придаточных предложений:
- Никто не знал, куда мы попали.
- Родителям нельзя было писать, где я нахожусь.
- Воду невозможно было пить, потому что она была горячей.
- Последнюю гранату оставляли для себя, чтобы не попасть в плен.
Словарь.
Войска ВДВ, поднять по тревоге, непривычная обстановка – незнакомая обстановка, душманы – враги, мстительные люди, фляжки- походные металлические бутылки для воды, заклинило
оружие – оружие выходило из строя.
10 класс 1 четверть.
Тема: «Достижения техники». Текст: «Атомный ледокол».
Трудно плавать в полярных морях . Голубое небо вдруг закрывается тучами, пурга кружит снежные хлопья, и, как в сказке, июль в несколько минут сменяется декабрем.
А бывает и хуже. Корабль идет по чистой воде, и вдруг неожиданно, откуда - то надвигаются льды, загораживают дорогу, окружают судно со всех сторон.
Для плавания в полярных морях известный русский ученый и путешественник адмирал Макаров создал первый в мире ледокол «Ермак». Ледокол отличается от обыкновенного парохода: у него более прочный корпус, мощные машины, носовая часть ледокола скошена так, что он может вползать на лед и проламывать его своей тяжестью. А более тонкий лед ледокол раскалывает сильными ударами носовой части. Однако, ледоколы не могут плавать по всей широте полярных морей, так как сжигают очень много топлива и каждые полтора – два часа вынуждены возвращаться в порт.
И вот нашими учеными был создан другой, более совершенный ледокол, который тратит меньше топлива. Он расходует за сутки всего несколько килограммов топлива. А весь запас топлива, необходимый ему в год, можно увезти на одном грузовике. Это потому что, атомное топливо дает колоссальную энергию, которая в миллионы раз превосходит энергию дров, угля, нефти.
На атомном ледоколе просторные каюты, клубы, библиотека, амбулатория, ванны, душ. Приятно плавать на таком судне.
Создание атомного ледокола еще раз доказало всему миру, что наша страна использует атомную энергию в мирных целях, а не для создания атомных бомб, которые уничтожают человечество.
Задания к тексту:
1. Кем создан первый в мире ледокол?
2. Чем отличается ледокол от обыкновенного парохода?
3. Какое преимущество имеют атомные ледоколы по сравнению с обычными?
4. Как в нашей стране используют атомную энергию?
5. Используя Интернет Ресурсы, подтверди примерами использование атомной энергии в мирных целях.
10 класс 1 четверть.
Словарь:
Ледокол, корпус, вползать в лед, проламывать тяжестью, раскалывать ударами, плавание в полярных морях, топливо, колоссальная энергия, превосходит во много раз, каюты, применять для мирных целей.
10 класс 1 четверть.
Ведение диалога на заданную тему. Коммуникативные ситуации.
Тема: «Здоровье».
В регистратуре.
1. - Здравствуйте, запишите меня, пожалуйста, к терапевту (хирургу, невропатологу, окулисту, отоларингологу, стоматологу).
- Талонов нет. Приходите завтра к 8 часам или запишитесь, используя Интернет.
2. На улице.
– Вызовите, пожалуйста, «Скорую помощь». Я себя плохо чувствую.
- Назовите вашу фамилию имя отчество и возраст.
- Петров Николай Васильевич 1985 года рождения.
3. В приемном покое.
- На что вы жалуетесь?
- У меня боли в животе.
- Температуру измеряли? Какая у вас температура?
- Нет. Не успел. Мне нужно сделать снимок.
- Вас увезут в рентгеновский кабинет, а потом в процедурном кабинете возьмут анализы.
- Спасибо, доктор!
- Не волнуйтесь, все будет хорошо.
4. У врача.
- Измерьте мне, пожалуйста, давление.
- У вас высокое давление: 160 на 90. У вас часто болит голова?
- Да, часто.
- Необходимо понаблюдать за вашим давлением. Я вам выпишу рецепт. Принимайте этот препарат один раз в день утром после еды.
- Спасибо!
Словарь:
Врач, терапевт , хирург, окулист, отоларинголог, уролог, стоматолог, флюорография, анализы, лаборатория, записать в регистратуре, вызвать врача, поставить диагноз, измерять температуру, давление, выписать рецепт.
10 класс 2 четверть
Тема: «Профессии». Текст: «Я – шофер такси».
Я – шофер такси. Площади и улицы Санкт – Петербурга – мое рабочее место. Я – за рулем: проносятся мимо дома, сады, мосты… Кто спешит, опаздывает, кто устал, у кого тяжелый груз – позови меня, и я явлюсь в любое время дня и ночи. Я слежу за дорогой . Вот дрогу преградил шлагбаум. Я жду, пока пройдет товарный поезд, и вспоминаю. В далеком детстве мне снился один и тот же сон. Будто сижу я за рулем небольшого легкового автомобиля. Я разъезжаю по комнате. Но так как места мало, то я езжу взад – вперед. Но и такая езда мне доставляла большую радость. Очень я любил этот сон. Не сразу, но мой сон сбылся. Я нашел себя.
Грубо все профессии можно поделить на 3 группы: профессии ума, рук и характера. Ум необходим, чтобы воспринять всю полноту ответственности профессии. И какие здесь нужны руки! Но характер на первом месте.
- Ты называешь это работой! Крути руль – вот и все, -так мне сказал один пассажир.
Но так сказать мог только тот человек, который никогда не сидел за рулем. Шофер такси должен иметь терпение, выдержку, умение владеть собой в любой ситуации, умение управлять страхом, эмоциями. А еще взгляд - цепкий, ухватистый, быстрый, мгновенный. Взгляд, успевающий оценить обстановку на дороге.
Дорога- друг шофера. Бежит навстречу серая лента асфальта, несет тебе радость и испытания. Но дорога со сложным характером. Пошел дождь, и на мокрой дороге тормозной путь увеличился в несколько раз. Помни об этом, шофер! Дорога обледенела- будь начеку, иначе беды не миновать. При гололеде машина может стать неуправляемой
Если нажать на тормоза при скорости 60 километров в час на сухом асфальте, то машина остановится через 27 метров, а на обледенелой дороге при той же скорости машина до остановки пройдет уже 145 метров.
Профессия шофера- профессия мужская. Но, оказывается, эту профессию освоили и женщины.
Вопросы к тексту:
1. Какие качества характеризуют шофера- профессионала?
2. С какими трудностями приходится сталкиваться шоферу?
3. О чем ему нужно помнить всегда?
4. Какие профессии тебе кажутся интересными?
10 класс 2 четверть.
5. Кем ты хочешь стать?
Словарь:
Шофер- таксист, крутить баранку, пассажир, обледенела, нажать на тормоза – остановить машину, тормозной путь.
10 класс 2 четверть.
Тема: «Литература и искусство». Текст: «Театр».
Ты, наверно, не раз глядел на сцену, ожидая поднятия занавеса, и испытывая затаенное волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед тобой возникает особая жизнь. Она как будто тебе знакома, но, постепенно всматриваясь, ты открываешь в ней что-то новое. Невольно начинаешь переживать с героями спектакля их радости и печали и становишься сам как бы участником событий. А, уйдя из театра, еще долго думаешь о том, что видел. Вспоминаешь о героях и событиях спектакля. И это удивительное волшебство ждет тебя постоянно, когда ты посещаешь спектакль.
Театром называют не только здание, где проходят представления – спектакли. Театр- это особый вид искусства, как и музыка, живопись, архитектура. Искусство театра передает какое- либо событие так, как это могло бы происходить в жизни.
Театр зародился в Древней Греции поначалу как торжественный праздник, заканчивающий сбор винограда. С тех пор он сильно изменился, но всегда занимал важное место в жизни человека. Он прославлял смелое и сильное чувство, глубину разума человека. Высмеивал человеческие недостатки: жадность, жестокость, зло.
И в спектаклях всегда побеждало добро, честность и ум. Артисты увлекали своей игрой зрителя, заставляя его сочувствовать добру и ненавидеть зло. Все это почувствуешь и ты, если придешь на спектакль.
Задания к тексту:
1. Что такое театр?
2. Как он возник?
3. Любишь ли ты театр?
4. Какие спектакли ты запомнил? Чему они тебя научили?
5. Для чего нужен театр?
Словарь:
Спектакль - удивительное волшебство, глубина разума, артисты, зрители, занавес, открыть занавес, испытывать волнение.
10 класс 3 четверть.
Тема: «Литература и изобразительное искусство». Текст: «Первый раз в Третьяковской галерее».
Первый раз Коля с бабушкой отправился в Третьяковскую галерею.
Вот они попали в переполненный народом вестибюль. Первое время казалось, что все громко говорят. Коля не понимал, как можно шуметь в таком таинственном и замечательном месте.
Поднялись по широкой пологой лестнице. Здесь, что ни шаг его ошеломляла счастливая встреча с картинами. Мальчик вскрикивал от радости, когда видел уже известные ему по книгам и журналам чудесные произведения русского искусства. Он бежал и бежал вперед, из зала в зал, от одного художника к другому, не уставая называть картины. Он узнавал их еще издали, как старых друзей. Ему хотелось кричать: «Здравствуйте! Вот вы какие!»
-Бабушка, смотри, смотри! Вот «Боярыня Морозова»! А вот «Три богатыря. Ух, какие громадные! Я не знал, что они такие большие!
А Аленушка – то как сидит, бедная!..
В зале Левитана и Серова он затих. Остолбенел. И минут десять в сладком оцепенении стоял перед картиной «Золотой плес»…
Потом Коля словно очнулся, возвращаясь из какого-то другого мира.
В следующее воскресенье он снова поехал в Лаврушенский переулок. (По Л. Кассилю)
Задания к тексту:
1. Дай свое название тексту.
2. Каким чувством пронизан текст?
3. Ты был в Третьяковской галерее?
4. Какие картины тебе нравятся там больше всего?
5. Какие картины Коля видел раньше? Рассмотри репродукции этих картин и запомни создателей этих полотен.
Словарь:
Третьяковская галерея, находиться в Лаврушенском переулке, пологая лестница, чудесные произведения искусства, возвращаться из другого мира.
10 класс 3 четверть.
Тема: «Этикет». Текст: «Из истории этикета».
Проявление культуры человека во всех жизненных ситуациях.
Это повседневное поведение человека, выражающее его моральные и эстетические нормы. Этикет тогда особенно ценен, если основывается на гуманном отношении к людям.
Как же вошел этикет в жизнь людей государства Российского.
До XVIII века Россия жила по «Домострою». Европейские манеры пришли с Петром Первым. Он внедрял их активно и своеобразно. За нарушения нового образа жизни виновники были изрядно биты кнутом. Для молодых людей были придуманы правила, записанные в книге: «Юности честное зеркало». Многие из этих правил следует усвоить и нашим молодым людям.
«… громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, мыть перед едой руки, держаться за столом прямо, не разговаривать с пищей во рту, не облизывать пальцы, не грызть кости и. т. д.»
«Никто сам себя не хвали. Жди, когда тебя другие похвалят. Будь выдержанным и убегай от пьянства…». « Помни: алкоголь развязывает язык и связывает разум».
Внутренний мир человека формируется во всем. Например, как мы звоним по телефону? Невоспитанный человек поступает бесцеремонно, если звонит поздно вечером или рано утром, не говоря уже о ночном времени. Даже если это ваши хорошие знакомы., стоит поберечь их нервы. Ведь в голову приходит сразу одна мысль: что- то случилось. Иногда у тебя нет времени для телефонного разговора, а это обижает того, кто звонит. Иногда человек неправильно набирает номер и попадает в неудобное положение.
Диалоги ( разные ситуации при общении по телефону):
1. -Алло! Я вас слушаю.
-Добрый день! Меня зовут Сергей, я учусь в параллельном классе с вашим сыном Сашей. Вы можете пригласить его к телефону?
- Да, пожалуйста.
- Спасибо.
2. – Алло! Говорите, я вас слушаю.
- Здравствуйте! Меня зовут Александр. Я звоню по поручению нашего классного руководителя. Я могу поговорить с Анной Алексеевной?
- Сожалею, но ее сейчас нет дома.
- Скажите, пожалуйста, когда я могу перезвонить?
- После 16 часов.
10 класс 3 четверть.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
3. Алло! Я вас слушаю.
-Это Аня, Катина подружка. Пригласите ее, пожалуйста , к телефону.
- Вы ошиблись. Думаю, вы неправильно набрали номер.
- Извините, я действительно ошиблась.
- Ничего и страшного.
Словарь:
Неправильно набрать номер, этикет, попадать в неудобное положение, поберечь нервы, гуманное отношение к людям, поступать бесцеремонно – нагло.
10 класс 3 четверть.
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Текст: «Нападение на улице».
Чтобы избежать нападения на улице, вечером ходи по людным, хорошо освещенным местам. Изучи дорогу домой.
Всегда должно быть несколько вариантов движения.
Если кто- то за тобой идет, нужно сразу свернуть на запасной маршрут.
Не ходи там, где собираются пьяные компании.
Позвони близким, чтобы тебя встретили.
Иди поближе к краю тротуара и дальше от темных подъездов.
Иди уверенно.
Держи в руках зонтик или фонарь.
Яркий свет может ослепить нападающего.
Если знаешь, что пойдешь в темноте, одевайся удобно.
Ключи храни в кармане.
Обязательно бери с собой средства самообороны: газовый баллончик или просто свисток.
Это поможет тебе чувствовать себя уверенно.
Вопросы и задания к тексту:
1. Ты любишь гулять вечером?
2. Как долго ты гуляешь?
3. Что ты сделаешь, если на тебя нападут?
4. Какие правила безопасности ты знаешь?
(Если есть возможность, постарайся убежать.
Не стесняйся громче кричи.
Если чувствуешь, что силы неравные, без всякого сопротивления отдай деньги, ценности).
5. Какие средства самообороны ты знаешь?
6. Что такое комендантский час?
Диалог.
- Привет, Ольга, пойдем гулять.
- Привет, Ирина, а сколько сейчас времени?
- Да, ерунда, всего- то 10 часов.
- Нет, я так поздно не гуляю.
- Ты маленькая что ли?
-А ты знаешь, что у нас введен комендантский час?
- Нет, не знаю. А что это значит?
10 класс 3 четверть.
- Это значит, что детям до 18 лет гулять нельзя, опасно.
- А кто узнает, что мы гуляем?
- Если нас увидит полиция, то родители заплатят штраф.
- Понятно!
Словарь:
Правила безопасности, нападение, людное место, освещение, освещенные места, запасной путь, средства самообороны, без всякого сопротивления, не сопротивляйся, ценные вещи, баллончик, свисток.
10 класс 2 четверть
Тема: «Из жизни великих людей».
Текст: «И.Е. Репин».
В 1869 году, бродя по берегам Невы, молодой художник Илья Репин увидел измученных людей, тянувших против течения баржу.
Тяжелая доля бурлаков потрясла его.
Художник сам вышел из народа, хорошо знал, что такое труд и нищета. О людях труда и решил написать картину. Репин едет на Волгу, снова и снова смотрит, как бурлаки тянут бечеву, сидит с ними у костра и наблюдает за людьми. Десятки рисунков делает он, схватывая каждую черточку бурлаков. А потом появилась знаменитая, поразившая зрителей картина «Бурлаки на Волге».
Нужно было много мужества, чтобы в дореволюционной России правдиво и убедительно показать жизнь с симпатией к угнетенным и несправедливо обиженным. Впереди – коренастый бурлацкий вожак в паре с широкоплечим богатырем в лохмотьях, обросшим, нечесаным. С тупым безразличием тянет лямку старик. Он нанялся на эту каторжную работу, чтобы не умереть с голоду. Бурлак с трубкой расчетливо бережет силы. Мальчик, полюбившийся художнику, с тоской оглядывается по сторонам – вырваться бы из лямки на волю.
Но Репин верил в мужество и жизнерадостность народа. Кто не знает его картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»!
Репинские краски здесь словно брызжут весельем. Это едва ли не самое жизнерадостное полотно во всей мировой живописи. А замечательные портреты Репина сделали бессмертными многих людей его времени с их неповторимыми характерами и судьбами.
Вопросы к тексту:
1. Как создавалась картина «Бурлаки на Волге»?
2. Что выражает эта картина?
3. Какие чувства испытывают люди, смотря на эту картину?
4. Какие картины Репина вы знаете?
Словарь:
Вышел из народа, тянуть бечеву, бурлак, нищета, поразить зрителей, убедительно показать, лохмотья- ветхая одежда, симпатия к угнетенным,
оглядываться с тоской, жизнерадостность.
Диалог.
- Ты была в Третьяковской галерее?
- Да, вчера я была там и до сих пор не могу забыть одну картину.
10 класс 2 четверть.
- И что это за картина?
- Я вижу перед собой измученных людей, которые тащат баржу.
- Ты говоришь про картину Репина « Бурлаки на Волге».
Ты права, ее забыть трудно. Если вглядеться в лица бурлаков, то никогда уже их не забудешь.
- Я завтра еще схожу в Третьяковскую галерею. Невозможно за один раз
познакомиться со всеми шедеврами, которые там представлены.
- Давай пойдем завтра вместе.
10 класс 4 четверть.
Фразы разговорно- обиходного характера:
1. Какой у тебя рост?
2. Закрой, пожалуйста, окно.
3. Чем ты занимаешься в свободное время?
4. Полей цветы, которые стоят на окне.
5. Какие овощи растут у вас в огороде?
6. Сколько дней в году?
7. Где зимуют перелетные птицы?
8. Сколько лет твоей маме?
9. Что изображено на гербе Томска?
10. Назови фамилию томского губернатора.
Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин:
1. В 30- ые годы было расстреляно около 1000 писателей.
2. Продолжи предложение «Библиотека закрыта, потому что… .
3. Когда началась Великая Отечественная война?
4. Фтор входит в состав зубной эмали, придавая ей прочность.
5. Кислота- это сложное вещество.
6. Придумай предложение с союзом «но».
7. В юмористических рассказах обычно высмеиваются недостатки людей.
8. Сложноподчиненные предложения цели отвечают на вопросы: Зачем? Для чего? С какой целью?
9. А. С. Пушкин написал роман в стихах «Евгений Онегин».
10. Птицы, живущие в степях имеют длинные ноги и шею.
11. Ледники - природное богатство, источник пресной воды
и питания рек.
12. Работа электрического тока измеряется в амперах.
13. Климат оказывает огромное влияние на жизнь человека.
14. Текст- несколько предложений, связанных между собой грамматически и по смыслу.
15. Единица жизни- клетка.
16. Солнечное затмение возникает, когда луна закрывает солнце.
17. Жиры – это простые липиды.
18. Жиры играют важную роль как источники энергии.
19. В современном обществе люди заселяют экологически чистые районы.
20. Товар – это продукт, предназначенный для продажи или обмена.
21. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями.
10 класс 4 четверть
22. Повтори за мной местоимения: весь, всякий, самый, иной, другой.
23. Назови несколько наречий. Поставь к ним вопрос.
24. Какие предлоги ты знаешь?
25. Составь предложение с прямой речью.
26. Какую комедию написал Н. В. Гоголь?
27. Как закончилась жизнь Пушкина?
28. Кто из писателей писал басни?
29. Предлоги со словами пишутся отдельно.
30. Я знаю пять членов предложения: подлежащее, …,… .
10 класс 4 четверть.
Тема: «Спорт». Текст: « История футбола».
Французы утверждают, что родина футбола – запад Франции, где еще в средние века была распространена игра ногами в мяч, набитый тряпками. И якобы оттуда, неизвестно как, она попала в Англию.
Итальянцы говорят, что футбол появился во Флоренции. Претендуют на право называться колыбелью футбола также Англия и Китай. В Китае была найдена древняя гравюра, изображающая наказание «футболистов» проигравшей команды. А Англичане в качестве самого веского доказательства приводят закон, принятый в 1349 году королем Эдуардом III. Этот закон запрещает футбол как игру, которая нарушает спокойную жизнь горожан и отвлекает молодежь от занятий стрельбы из лука и от других видов военной подготовки. Но достоверно известно лишь то, что в 1863 году в Англии были впервые утверждены футбольные правила.
За свою историю футбол изменился неузнаваемо: изменились его правила, приемы игры, которые называются «техникой». А новая техника заставила изменить и снаряжения футболистов. Лет тридцать назад бутсы своим весом, твердостью носка напоминали металлическую обувь средневекового рыцаря. Современные бутсы настолько легки и тонки, что их можно назвать родственниками тапочек. Это далеко не случайно. Не сила удара, а неожиданность, не дальность полета мяча, а хитрая линия его полета- вот что приносит сейчас успех. А чтобы производить сложные крученые или резаные удары, не подходят «железные» бутсы. Отличных футболистов нередко называют «жонглерами» мяча. И это действительно так. Но приходит такое искусство далеко не сразу. Все мастера футбола много времени уделяют именно шлифовки отдельных технических приемов, значительно больше, чем тренировочным играм в две команды.
Вопросы к тексту:
1. Какие страны претендуют на право называться родиной футбола?
2. Какие доказательства они приводят?
3. Каким стал современный футбол?
Словарь: Претендовать на право называться. Неузнаваемо измениться. Техника, снаряжение футболистов. Приносить
10 класс 4 четверть.
успех. Крученые (резаные) удары. Бутсы. Мастера футбола. Шлифовка технических приемов. Тренировочные игры.
Диалог.
- Привет, ты видел последний матч по футболу?
- Да, играли команды Германии и Бразилии.
- Ну, и каков результат?
- Этот матч стал полной неожиданностью для бразильских болельщиков. Проиграла бразильская команда 7 : 1.
- Как ты думаешь, почему самая лучшая команда Бразилии потерпела поражение?
- Причин много. Но, главная в том, что лучшие игроки не участвовали в матче: один был травмирован, еще несколько получили «желтые карточки» за нарушения правил игры.
- Да, бывает и такое.
10 класс 4 четверть.
Тема: «Героическое прошлое нашей страны».
Текст: «Дорога жизни».
Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру, которое был единственным путем, через которое можно было доставлять продукты в осажденный Ленинград и вывозить (эвакуировать) людей. Ленинград продолжал героическую борьбу. Как только, в середине ноября 1941 года, озеро покрылось льдом, по нему сразу стали прокладывать дорогу.
В ночь на 22 ноября по льду озера прошла первая колонна , она состояла из 60 грузовиков. Зима выдалась суровой: над Ладогой часто завывал северный ветер, который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины, вода заливала лед, машины не слушались руля, а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все- таки движение на Дороге жизни продолжалось более 150 суток, несмотря на метель, пургу, бомбежки, и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы, для победы. Газета писала, что история Ладожской трассы – это поэма о мужестве и стойкости советских людей. Все дальше уходят события тех дней, но ни ленинградцы, ни весь народ никогда не забудут подвига героев легендарной Дороги жизни.
Вопросы к тексту:
1. Для чего была проложена дорога по Ладожскому озеру?
2. Когда прошла первая колонна по Ладоге?
3. Сколько суток продолжалось движение по Дороге жизни?
4. Расскажи, в каких условиях работали ленинградцы на этой дороге?
Словарь:
Фашистские полчища. Зажатый в кольцо блокады. Беспрестанно охотились за машинами. Обеспечить необходимым для жизни. Бомбежки. Ладожская трасса. Стойкость. События тех дней.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.