2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин.
Тема: "В столовой. Продукты питания".
Принеси чашку.
Налей чай. Возьми вилку.
Пей молоко.
Дай тарелку.
Вова пьет компот.
Таня моет посуду.*
Ты любишь суп (кашу)?
х Что ты любишь больше: чаи или молоко?
Поставь стакан на стол.
Ешь печенье.
Маша варит кашу.
_Папа реже хлеб.
Девочка наливает суп.
Принеси, отнеси, поставь, налей, пей, ешь, полозки, режет, варит, стакан, чашка, вилка, ложка, чайник, тарелка, поднос, ной, кувшин, суп, хлеб, сахар, масло, колбаса, котлета, каша, соль, сыр, печенье, рыба, яйцо, молоко компот.
Тема: "Спальня" .
Покажи матрац (одеяло).
Убери кровать.
Положи подушку (одеяло) на кровать.
Мама убирает кровать.
_В спальне стоят кровати и тумбочки.
Словарь: кровать, спальня, матрац, простыня, одеяло, подушка, тумбочка, убери, стоят.
Тема: "Одежда и обувь".
Вова чистит ботинки.
Покажи юбку (кофту).
Надень шапку.
Повесь платье на вешалку.
У тебя есть куртка?
Наташа надевает пальто.
Сними фартук (рубашку).
Принеси пуговицу.
Словарь: пальто, шапка - шапки, берет, шарф - шарфы, куртка, варежка - варежки, платок, ботинки, туфли, сапоги, тапочки, валенки, кофта, юбка, рубашка брюки, майка, пояс, воротник, пуговица, карман, чулки, носки, вешалка, фартук, повесь, сними, есть.
Тема: "Овощи, фрукты".
Где растут овощи?
Назови овощи (фрукт).
Нарисуй (покажи огурец (арбуз).
Ты любишь яблоки?
Словарь: яблоко - яблоки, груша - груши, апельсин, лимон, персик, абрикос, виноград, слива, огурец - огурцы, свекла, морковь, капуста, помидор, арбуз, репа, редиска, картофель, огород, сад, фрукты, овощи, растут.
Считай от I до 10, от 10 до 1, хот ... до ... .
Возьми ... . палочек (х.. .кубиков).
Нарисуй ... квадрата.
Напиши пример и реши его:- 2+?, (8 - 1, ...).
Реши примеры: 8+1, 10-2, ... .
Реши задачу: мама купила ... желтых яблок и ... красных яблок. Сю Сколько яблок купила мама?
У девочки было ... конфет, ... конфет она съела. Сколько конфет осталось девочки? (И другие типы задач).
задачу, у кого больше, у
Шесть, семь, восемь, девять, десять, задача, реши за кого меньше. 3.
Тексты.
"В первом классе".
В классе ученики и учительница. Ученики читают букварь. Они пишут слова. Ученики считают и пишут цифры. Они решают примеры и задачи. Вечером ребята рисуют, лепят, вырезают.
Задания к тексту: О чем текст? Что делают ученики в классе? Когда ребята рисуют и лепят? Расскажи, что вы делаете вече-
ром. Послушай и повтори: считать, считают, решать, решают, лепить, лепят, рисовать, рисуют.
"Осень".
Наступила осень. х День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. х Только ёлки стоят зеленые. Птицы улетают на юг. Часто идет дождь. Дует холодный ветер.
Задания к тексту:
О чём текст?
Какое время года наступило?
Какая стала -трава?
_Расскажи, какая погода осенью.
Послушай и повтори: дождь, ветер, падают листья, желтая трава, земля, на землю.
"Забавы зимой".
Пришла зима. х Летит пушистый снег. На дворе большие сугробы. Сережа и Вася взяли коньки. Они побежали на каток. Ребята катаются с горки на санях и на лыжах. _На дворе малыши играют и снежки, лепят снежную бабу. Весело ребятам зимой!
Задания к тексту:
Какое время года наступило?
Нарисуй сугроб.
Куда побежали Сережа и Вася?
Что делают малыш?
Словарь: Послушай и повтори: зима, зимой, весело, ребята, ребятам, малыши, горка - на горке, х пушистый снег, санки- на санках, лыжи - на лыжах, сугроб - сугробы.
"Зимой в лесу"
Давно кончилась осень. Пришла холодная, х морозная зима. х Пушистый снег покрыл сосны и ели белыми шапками. Снег покрыл ломлю и деревья. Тихо зимой в лесу." х Только дятел стучит по дереву. Прибежала в лес собака. Собака увидела белку и громко залаяла. А белка сидит на дереве и грызет орешки.
Задания к тексту:
х Расскажи, какой лес зимой.
Что лежит на земле и на деревьях?
Кого увидела собака в лесу?
Что делает белка?
Послушай к повтори: холодная зима, тихо в лесу, грызет орешки, белка - белку, залаяла.
II полугодие
III Четверть
I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
Где ты живешь?
Кто вчера был дежурный?
Сколько в классе учеников?
Сколько в классе девочек (мальчиков)?
х Кто будет дежурный завтра?
Кого нет сегодня в классе?
Как твоя фамилия?
У тебя есть брат (сестра)?
_Когда ребята встают (завтракают, обедают, ужинают)?
_Сколько человек у тебя в семье?
В семье ... человек.
Как зовут твою бабушку (дедушку)?
Где работает твоя мама?
Мама работает на фабрике (на заводе .,. ).
Словарь: Сегодня, завтра, встают, завтракают, обедают, ужинают, семья, в семье.
2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
Тема: "Учебные вещи".
Положи книгу на стол.
Убери пенал в портфель.
Альбом лежит в парте.
Книга стоит на полке.
Словарь: стол, на стол, в парте, полка, на полке, лежит.
Тема: "Грибы".
Грибы растут в лесу.
Назови часть гриба.
_Мухомор - ядовитый гриб.
Назови съедобные (несъедобные) грибы.
Грибы жарят, сушат, варят.
Какие грибы ты собирал(а) летом?
Искали подосиновик (лисичку).
Словарь: белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисичка маслята, опята, сыроежка, мухомор, поганка, шляпка, ножка, х грибница.
Тема: "Признаки предметов по цвету".
Нарисуй желтый шар.
Возьми черный карандаш.
Покажи зелёную ленту.
Дай синий мяч.
У девочки красный шарф.
Красный (-ая, - ый, синий, зеленый, желтый, белый, черный, лента-ленту.
Тема: "На школьной кухне".
Что делает повар?
Что делает дежурный в столовой?
Повар жарит котлеты.
Как зовут вашего повара?
Дежурный раздал ребятам ложки.
Словарь: кухня, плита, повар, половник, жарит варит, суп, борщ, макароны, рис, мясо, картошка, котлеты, сковородка, кастрюля.
Тема "Зимние каникулы".
Что ты делал(а) в зимние каникулы?
Ты ходил(а) на елку?
Куда (с кем) ты ходил(а) на елку?
Где была елка?
_С кем ты ходил (а) на елку?
На чем ты катался(ась)?
Куда ты ездил(а) в зимним каникулы?
Словарь: ёлка, на ёлку, каникулы, зимние каникулы; ходить –ходил(а); катался (-лась),Х катание.
Тема: "На лыжах. На коньках".
Где ребята катаются на лыжах (на коньках)?
Что ребята делают на катке?
У тебя есть коньки (лыжи)?
Ты умеешь кататься на коньках (на лыжах)?
Ребята идут на каток.
х Дети катаются на лыжах с высокой горы.
_"Девочка хорошо катается на коньках.
Тема: "Мамин праздник".
Когда бывает мамин праздник?
Кого ребята поздравляют о праздником?
Что ты подаришь маме?
8 Марта - праздник мам и бабушек.
Дети делают подарки маме, бабушке, сестре, подруге.
_Ученики поздравляют учительницу и воспитательницу с праздником.
Словарь: мамин праздник, праздник, с праздником, поздравляют, подарок - подарки, восьмое марта.
Тема: "Школьная кухня".
Ты любишь молочный суп (щи, ... )?
Вчера на ужин у нас были рисовая каша (...).
Мама сварила вкусную манную кашу.
_Что тебе больше нравится: чаи или какао? Мальчик ест гречневую кашу,
х Скажи, из чего делают яичницу?
Словарь: картофельный (молочный) суп, щи, рассольник, манная (рисовая, гречневая, пшённая) каша, рыба, какао, компот, кофе, кефир, кисель.
Найди сумму чисел ... и ... .
Возьми ... картинок.
Покажи четвертую картинку.
х Что нарисовано на ... картинке?
Убери три картинки.
Начерти (покажи) прямую.(ломаную) линию.
Покажи 1 рубль.(... руб.
Возьми 8 руб.(... руб.).
Набери 5 рублей.(... руб.).
Повтори: 11 (15, ...).
Запиши число: 12 (14, ...).
Реши примеры 10 + 1 13 - 1, 18 + 1, 16 + 1, 19 + 1.
Считай от ... до ... .
Словарь: сумма, число, найди сумму, четыре картинки, четвертая картинка, начерти, прямая (ломаная) линия, I, 2, ... копейки, запиши, набери, одиннадцать.
3. Тексты.
"Ёлка",
В школе стоит большая и красивая ёлка. На ёлке много игрушек: шары, бусы, лошадки, зайки. На ёлке горят _красные, _синие _ зелёные, лампочки. х Наверху горит большая звезда. Около ёлки Дед Мороз. Он принес всем ребятам подарки: конфеты, орехи, мандарины, яблоки. Дети играют, танцуют, поют._Они водят вокруг ёлки дружный хоровод. Весело ребятам на ёлке. х Дед Мороз поздравил всех детей с Новым Годом.
Задания к тексту.
Какой праздник был в школе?
Расскажи, какие игрушки висели на ёлке?
Кто принес ребятам подарки?
Что делали ребята на ёлке?
Почему на ёлке было весело?
Послушай и повтори:
красивая (большая) ёлка, много игрушек, лампочки, на ёлке, около ёлки, вокруг ёлки, * хоровод, танцуют, поют.
"Забота о птицах".
В школьном саду октябрята повесили кормушки. Утром они насыпают в кормушки зерно и крошки хлеба. В сад прилетают синички, снегири и другие птицы. Они клюют корм. Всю зиму ребята кормят птиц. Ребята - друзья птиц!
Задание:
Для кого ребята повесили кормушки в саду?
Какие птицы прилетают в сад?
х Почему ребята - друзья птиц?
Х А ты сделал(а) кормушку?
Послушай и повтори:
корм, кормушка, кормушки, кормушку; октябрята, снегирь, снегири; друзья птиц.
"Семья"
Семья большая. В семье 6 человек: папа, мама, бабушка, две сестры и брат. Утром папа и мама идут на работу. Девочки идут в школу. Бабушка ведет малыша (внука) в детский сад. Вечером все дома. Девочки учат уроки. Маленький брат играет с машиной.
Задания к тексту:
Сколько человек в семье?
Куда идут утром папа и мама?
Кто идет в школу? Когда все дома?
х Что делают дети вечером?
Послушай и повтори:
семья, в семье, сестра, брат, малыш, детский сад, ведет малыша.
"Синичка".
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. х Детям стало жалко синичку. Они открыли форточку х (окно), и синичка влетела в комнату. Птичка была голодная. _Дети насыпали ей хлебные крошки (хлеб). Синичка стала клевать. Всю зиму синичка жила у ребят. Весной дети выпустили (отпустили) синичку.
Задания:
Почему синичка замерзла?
Что сделали дети?
Когда ребята выпустили (отпустили) синичку?
Как ты помогаешь птицам зимой?
Послушай и повтори: стала клевать, окно, к окну, у окна.
"Снежная баба".
х Ночью выпало много снега. После уроков ребята вышли во двор. Они стали возить снег на середину двора. (Дети стали лепить снежную бабу). Толя слепил большой ком, Вова слепил ком поменьше, а Оля слепила маленький ком. Потом они вместе слепили снежную бабу. На голову надели ведро. Около снежной бабы положили доску. На доску насыпали крошки хлеба. Прилетели птицы и стали клевать хлеб.
Задания к тексту:
Что делали ребята во дворе?
Расскажи, как они лепили снежную бабу.
Что положили ребята для птиц?
А ты помогаешь птицам зимой?
Послушай и повтори:
двор, во дворе, на середину двора; слепил, снежная баба, снежную бабу, доска, доску, на доску; поменьше, ком.
"Вова простудился!'.
Вова простудился. У него заболело горло. Ему было скучно. После обеда пришел его школьный товарищ Миша. Миша рассказал Вове, что учат ребята в классе. Потом мальчики играли в шахматы, Вова выиграл. Миша пошёл домой. Вечером Вова рассказал маме (о своем товарище Мише).
Что случилось с Вовой? Кто пришёл к Вове? Как поступил Миша? В какую игру играли товарищи? Кто выиграл? Послушай и повтори: простудился, скучно, шахматы (шашки), товарищ, о товарище.
I КЛАСС (для учащихся с глубоким речевым недоразвитием)
I четверть
1. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью обучающихся.
Сними (выключи) аппарат.
Надень наушники.
Встань.
Иди сюда.
Покажи, где стол (шкаф, стул, парта, окно, пол, дверь, стена).
Покажи (дай, возьми, убери, достань) пенал (мел, портфель, карандаш, тетрадь, альбом, ручку).
Иди к (двери, столу, парте).
Открой (закрой) книгу (пенал, букварь, дверь).
Вытри доску (стол, пол). Покажи нос (волосы).
Подними (опусти) голову (руку, ногу).
Возьми (дай, принеси, положи) мяч (куклу, барабан). Покажи (дай, возьми, принеси, надень, сними, повесь) пальто (рубашку, шарф, шапку, варежки, кофту, носки, тапочки, юбку, майку).
Дай (принеси полотенце (зубную щетку, мыло).
Повесь полотенце.
Вымой (вытри) лицо (шею, руки).
Покажи тумбочку (кровать, одеяло, подушку).
В спальне стоят кровати.
Саша открыл (закрыл) кран.
Василек (мак, астра, стебель).
Ромашки, роза - это цветы.
Повтори числа: I, 2, ... .
Считай от ... до ....
Реши примеры: ...+... ;...-....
2. Текста (по картинкам).
"Класс".
Это класс. В классе стоят парты. В классе дети учатся.
"В умывальне"
У Вовы грязные руки. Вова взял мыло и вымыл руки. Руки чистые.
"Школа".
Это школа. Ребята идут в школу. Ребята несут буквари, ради, ручки.
II четверть
1. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью обучающихся.
Покажи (дай, возьми, принеси, отнеси, положи) нож, вилку.
Поставь тарелку (чашку, стакан, ложку, чайник).
Покажи (возьми, принеси, налей, положи, дай) воду (хлеб, сахар, конфету, яблоко, печенье).
Покажи (возьми) огурец (свеклу, морковь капусту, помидор, картофель).
Фрукты растут в саду. Они растут на огороде.
Покажи яблоко (грушу, сливу).
Повтори число; 6 (...).
Возьми ... палочек.
Дай ... кубиков.
Считай от ... до ... .
Реши пример; ... + ....
Мальчик бежит. Что делает мальчик?
Девочка идет. Что делает девочка?
Ученик рисует. Что делает ученик?
Папа читает. Что делает папа?
Вова пьет воду. Что делает Вова?
Таня ест суп. Что делает Таня?
2. Речевой материал обиходно - разговорного характера.
Как твоя фамилия?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
У тебя есть бабушка (дедушка, сестра, брат)?
Как зовут: брата?
Как зовут твою учительницу?
Сколько тебе лет?
3. Тексты.
"В первом классе".
В классе сидят ученики. Ученики читают букварь. Они пишут олова. Ребята пишут красиво.
"Осень".
Наступила осень. Солнце светит мало. Идет дождь. Дует ветер. Птицы улетели.
"Зима".
Пришла зима. Идет снег. Мальчики взяли санки. Они катаются на санках. Детям весело.
III четверть
1. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью обучающихся.
Дедушка читает газету. Что делает дедушка?
Мама пишет письмо. Что делает мама?
Ворона летит. Что делает ворона?
Саша ловит бабочку. Что делает Саша?
Бабушка режет хлеб. Что делает бабушка?
Мама шьет платье. Что делает мама?
Боря снимает шапку. Что делает Боря?
Марина надевает шубу. Что делает Марина?
Мальчик покупает молоко. Что делает мальчик?
Сегодня пасмурно (ясно).
Девочки рисуют. Девочка рисует.
Мальчик(и) делают(-ет).
Дежурные раздают тетради.
Кошка - кошки. Муха - мухи, Гриб - грибы.
Ягода-ягоды. Письмо - письма. Орех - орехи.
Ведро-вёдра.
Положи книгу на стол (...).
Поставь цветок на окно.
Повесь шарф на стул.
Убери ручку в пенал.
Налей воду в стакан.
Положи мяч под стул.
Поставь стул около двери. Поставь чашку около тарелки.
Вова вешает пальто на вешалку. Куда Вова вешает пальто? Где висит пальто?
Таня ставит чашки в шкаф. Куда Таня ставит чашки? Где стоят чашки?
Мама кладет платок в карман. Куда мама кладет платок? Где лежит платок?
Грибы растут в лесу.
Покажи (возьми) белый гриб (...).
В лесу растут ягоды.
Малина, земляника, черника - это ягоды.
Покажи клюкву. Клюква кислая. Малина сладкая.
Напиши (повтори) число: ... .
Реши пример: ... + ...
Возьми ... рублей (...). ... копеек.
Дай ... рублей.
2. Речевой материал обиходно-разговорного характера.
Какой сегодня день недели?
Сегодня вторник (...). Завтра среда (...).
Вчера была пятница (...).
Вчера шел снег. Сегодня идет снег.
Сегодня дует сильный ветер.
Мальчики и девочки пьют чай.
. Тексты. "Ёлка".
В школе стоит ёлка. Ёлка большая и красивая. На ёлке висят игрушки. Дед Мороз принёс ребятам подарки. Дети играют и поют. Весело ребятам.
"Снежная баба".
Зимой на улице много снега. Ребята пошли на улицу. Они лепят снежную бабу. Снежная баба большая. На голове у бабы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.