Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников
Оценка 4.8

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Оценка 4.8
Работа с родителями
rtf
воспитательная работа
Детсад
02.03.2018
Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников
Развитие науки и техники внесло много нового, ранее совершенно неизвестного, в образование. Но, ведь почти совсем, как и прежде люди ходят друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями по праздникам, разговаривают о важном. Мы по-прежнему хотим, чтобы наши дети делили свои завтраки с друзьями, вежливо здоровались с нашими гостями, не грубили бы нам. Все это – этикет, правила хорошего тона, без соблюдения которых люди жить не могут. И особенно сейчас.
Консультация - коммуникация.rtf
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: „Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников со сверстниками и взрослыми“ Педагог­психолог Власова О.В. Кто­то однажды сказал: «Культура – это нечто неосязательное, без   чего   человек   перестает   быть   таковым».   Какие   верные   слова!   И, может быть, именно сегодня они актуальны как никогда. Развитие науки и техники внесло много нового, ранее совершенно неизвестного, в образование. Но, ведь почти совсем, как и прежде люди ходят   друг   к   другу   в   гости,   обмениваются   поздравлениями   по праздникам, разговаривают о важном. Мы по­прежнему хотим, чтобы наши   дети   делили   свои   завтраки   с  друзьями,  вежливо   здоровались   с нашими гостями, не грубили бы нам. Все это – этикет, правила хорошего тона, без соблюдения которых люди жить не могут. И особенно сейчас. Но   недостаточно   понимать   важность   этой   истины,  надо   твердо усвоить: человек культурный формируется в раннем детстве, до 5 лет, а дальше   или   совершенствование,   углубление приобретенного   или   путь,   который,   скорее   всего,   никогда   не пересечется с миром культуры.   шлифование, Важной частью культуры современного человека является этикет. Этикет  помогает  человеку  утвердить  себя   в  обществе, принести  ему конкретную   пользу.   Специальный   «Словарь   по   этике»   (М.: Просвещение,   1983)   дает   следующее   определение   понятию   «этикет»: «ЭТИКЕТ (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил 2 поведения,   касающихся   отношения   к   людям   (обхождение   с окружающими,   формы   обращения   и   приветствий,   поведение   в общественных местах, манеры и одежда)». То   есть   этикет   определяет   самые   разнообразные   правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как держать в руке вилку и нож и можно ли пить чай из блюдечка. Правила   этикета   –   результат   опыта   многих   поколений.   Они   в большинстве   своем   являются   итогом   многовекового   развития культурных   традиций   народов.   В   основе   своей   они   являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и прочими традициями и обычаями. Сравним, например, поведение русского человека XVI и XVII вв. Городской   московский   житель  XVI  в.   руководствовался   указаниями «Домостроя»,   которые   учили   быть   его   хозяином   своего   дома, господином жены, детей и слуг, находиться в полнейшем подчинении от того,   кто   знатнее   и   богаче,   не   задумываться   над   чувствами   и настроениями тех, кто находится ниже на социальной лестнице. В XVII в.   в   России   на   основе   европейского   этикета   и   русских   обычаев   и традиций формируется новый порядок поведения. Знатный человек того времени,   стремившийся   сохранить   свои   позиции   при   царском   дворе, руководствовался правилами, изложенными в книге  «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По­прежнему сохранялось почитание более знатного, приоритетное положение мужчины – хозяина дома, но в жизнь стали активно входить понятия приятности общения, умения нравиться, быть человеком галантным. Постепенно меняется сам стиль общения. В XIX в. этикет рассматривается как соблюдение во всех случаях жизни   «знание   приличий,   умение   держать   себя   и   никаким   из   своих действий не оскорбить людской слабости». В настоящее время основными правилами этикета можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить   их   в   неудобное   положение   и   поступать   с   другими   так,   как хочешь, чтобы поступали с тобой. Но   знать   правила   культуры   поведения   мало,   надо,   чтобы   они вошли в привычку, стали повседневной потребностью. Иными словами этикету надо учить. И непременно с детства. А.С. Макаренко говорил: 3 «Сколько бы вы не создавали правильных впечатлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки... я имею право сказать, что вы ничего не воспитали». «Я родом из детства», – говорил французский писатель   Сент­Экзюпери.   Можно   с   большой   долей   уверенности утверждать,   что   далекое   от   вежливости   обращение,   с   которым приходится сталкиваться в повседневной жизни, берет свое начало с детских лет. Дети весьма восприимчивы. У них только складывается характер, формируется представление об окружающем их мире. Вдумаемся в тот, казалось   бы,   парадоксальный   факт,   что   дети   с   самого   рождения воспитаннее   взрослых.   Они   не   ругаются,   не   оскорбляют   друг   друга грубой бранью, не напиваются. И вина взрослых в том, что дети все это познают. Поэтому воспитание вежливости должно носить всеобъемлющий характер.   Пробелы   в   чем­то   одном   неизбежно   приводят   к нежелательным   «искажениям»   в   поведении   человека,   не   позволяя воспитать гармонично развитую личность. Степень воспитанности человека можно определить, услышав, как он   разговаривает   с   людьми.   Поэтому   умению   беседовать,   общаться следует учить с самого раннего детства. Культурно­речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный  русский ученый  A.M. Пешковский, «там,   где   дети   усиленно   учатся   говорить,   –   там   люди   не оскорбляют друг друга».  И чем раньше начинается речевое общение ребенка,   тем   больше   возможностей   для   прочного   овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые   коммуникативные   умения   предполагают   способность человека   в   разных   ситуациях   общения   эффективно   осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). То,   что   понимают   под   речевым   этикетом,   используется   в   речи каждого   из   нас   ежедневно   и   многократно.   Пожалуй,   это   самые употребительные выражения: мы по много раз обращаемся к кому­то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся, кого­ то благодарим, перед кем­то извиняемся, кого­то поздравляем, кому­то желаем   удачи   или   делаем   комплимент,   кому­то   соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем. Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных 4 форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком – бы уголке Земли мы не находились. Правильное   использование   этикетных   форм   в   речи   помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое обучение детей предполагает, во­первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во­ вторых,   формирование   умения   выбирать   нужную   формулу,   с   учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется   в   единстве   с   изучением   общих   правил   культурного поведения. Самые   первые   представления   о   нормах   поведения   ребенок получает   в   семье   и   в   детском   саду.   Например,   мама   говорит трехлетнему малышу: «Что надо сказать бабушке за подарок? Молодец, ты вежливый мальчик». В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил   поведения   необходимо   для   нормального   существования детского   коллектива.   И   воспитатель   формирует   представление   о нормах   и   правилах   поведения,   тем   самым   влияя   на   отношения дошкольника   со   сверстниками,   родителями,   другими   взрослыми людьми, знакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети могут легко и свободно войти в сложный мир общения, а   другие   –  пугаются,   испытывают   дискомфорт.   Поэтому   родители   и воспитатели   должны   помочь   маленькому   человеку   в   познании   норм человеческих   взаимоотношений,   в   приобретении   поведенческих ориентиров,   без   которых   нельзя   чувствовать   себя   в   обществе достаточно уверенно. Обучение   детей   правилам   поведения   требует   фантазии, увлекательности   и   такта.   Ребенок   кое­что   знает   из   родительских рассказов   и   самостоятельных   наблюдений   за   окружающим   миром. Задача   воспитателя   –   расширить   и   скорректировать   эти   знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому   необходимо   обращать   внимание   детей   на   то,   что   и   почему хорошо   или   плохо.  «Почему   надо   здороваться   при   встрече?   Хорошо обижаться или капризничать в гостях? Можно ли сесть за обеденный 5 стол   с   грязными   руками?   Почему   нельзя?   Приятно   ли   другим участникам застолья смотреть на грязные руки?» Необходимо   выбрать   правильный   тон   воспитателя   и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное   отношение   к   нему   создают   наилучшие   условия   для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям следует по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени­отчеству. Испытывая  радость  от  общения  с  воспитателями,  дети  верят  в правоту   его   слов.   Необходимый   настрой   создает   и   выработанный совместными   усилиями   порядок   поведения   в  группе   и   на  занятии,  в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания   и   неумения   (мы   и   собрались   для   того,   чтобы   узнать   и научиться); не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других. В   дошкольном   возрасте   важно   формировать   понимание   своего места в мире. Отец и сын, старый и малый, воспитатель и воспитанник – между   ними   нет   полного   равенства.   Первые   имеют   опыт,   знания, положение и т.д. Вторые только начинают жить, приступают к познанию жизни. Они могут стать равными первым, проделав над собой огромную, серьезную и трудную работу. Исходя из вышесказанного, воспитателю необходимо разобрать с детьми такие важные вопросы как – кто ты в нашей группе, кем для тебя являются другие дети и воспитатель, с кем можно играть, кого следует   слушаться,   можно   ли   спорить,   обижать   окружающих, капризничать, отстаивать свою точку зрения, надо ли помогать и ждать помощи   от   других,   что   можно   сказать   взрослому   человеку   или товарищу, а что нет и почему. Обучение дошкольников правилам этикета следует проводить в 2 этапа:   на   первом   формируются   первоначальные   представления   о правилах поведения; на втором (в старшей и подготовительной к школе группам)   даются   понятия:   «правила   поведения»,   их   нравственная   и эстетическая основа. Формируя   основы   поведенческой   культуры,   мы   должны   дать ребенку:   1)   знание   правил   этикета;   2)   понимание   его   разумности   и необходимости;   3)   умение   применять   его   практически,   получая эмоциональные переживания от его выполнения. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с теми или иными правилами поведения, чувствовал, что хорошо, а что плохо. 6 В   основе   обучения   детей   культуре   поведения   и   культуре   речи лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции   (старший   –   младший,   знакомый   –   незнакомый   и   др.)   и соответственно строить свое речевое поведение. Формы   организации   для   этого   можно   использовать   самые разнообразные:   занятия,   ролевые   игры   (ведь   именно   в   игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно),   беседы,   режимные   моменты,   реально   и   специально созданные   ситуации.   Например,   воспитатель   собирается   почитать детям. Дети рассаживаются. Лене стула не хватило. Что она и другие дети   будут   делать?   Павлик   отдал   свой   стул.   «Молодец   Павлик,   ты внимательный и заботливый человек, – говорит воспитатель. – Возьми стул из спальни, и мы начнем читать». Закрепление норм поведения и позитивная оценка создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия. Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия: 1. Позитивный настрой. Нельзя   обижать   своих   воспитанников,   для   чего   используются обращение по именам, внимание и похвалы. 2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ведь   известно,   что   поступки   взрослых   –   одно   из   важнейших средств воспитания. Дети, подчас не замечая того, подражают людям, окружающим их. Никакие нравоучения, словесные примеры не влияют на детей так сильно, как поведение взрослых. И если воспитатель будет дидактически излагать правила поведения, не придерживаясь их сам, то все   его   попытки   научить   детей   правильно   вести   себя   не   проникнут глубоко в их сознание. Поэтому воспитатель должен продумывать все, что   помогает   достижению   главной   цели   –   создание   дружеской, творческой, доброжелательной обстановки. 3. Связь с семьей. Это условие помогает выработать единство требований к ребенку. В   результате   проводимой   работы   дошкольники   должны понимать  разумность  и необходимость  поведенческих правил, их нравственную   основу   (уважение   и   доброжелательность   к   другим людям),   должны   стремиться   к   выработке   хороших   манер,   к выработке правильной культурной речи, к уважению традиций. 7 8

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой этикет как средство коммуникативного общения дошкольников

Речевой  этикет как  средство коммуникативного общения дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018