РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по пути домой и дома
(для детей 4-5 лет)
Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игры на активизацию словаря:
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, мыло – в мыльнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, и т. д.
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым?
(Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, листок, юла мяч; стол, шкаф, ковер, диван; пальто, штаны, кофта, сапоги; яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, свинья; роза, тюльпан, фасоль, мак; зима, апрель, весна, осень, лето...
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой... - «Лишнее» слово среди глаголов: рисовать, ехать, катиться, лететь; рисовал, лепил, ел, клеил; выбежал, вошел, вылетел, выскочил...
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза:
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, следующее слово начинается на последний звук предыдущего
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
2. «Придумай слово» Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь, уж и т. д.
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, знакомый дом…) 2. Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос...
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
2. Потому что… Где?
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной.
Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
Подушка лежит на диване. Ваза стоит в шкафу и т.д.
3. Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
4. Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например:
"Я вижу дом. Возле (около) дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!
Подготовила: учитель – логопед
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.