Речевые игры
Оценка 4.8

Речевые игры

Оценка 4.8
Особые потребности
pdf
воспитательная работа
Детсад
27.03.2017
Речевые игры
Речь - основа человеческого разума, венец творения природы. Речевая функция при этом так же, как и другие высшие психические функции, не дана человеку изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного развития. Этот путь не прямая линия, причем у каждого человека он индивидуален и неравномерен. На него влияют и уровень соматогенного здоровья, сформированности головного мозга, слуха, речедвигательного аппарата речевая среда,условия для сенсорного и психического развития чувственного познания мира.
речевые игры.pdf

«Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи. 

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков. 

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку. 

«Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком. 

«Насос» - звук [с] 

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з] «Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

 

 

 «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком. 

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель. 

«Зоопарк»

Цель:          Продолжать         знакомить детей          с многообразием слов. 

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Никита сказал слово «жираф»). 

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками. 

«Слова – загадки» Цель:   Продолжать         учить          детей          определять протяженность слов. 

Ход: Воспитатель        загадывает загадки.      Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое. 

«Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков. 

Ход: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).  

Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка»).

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дайка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упражнение «Полакаем молоко»). 

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». Услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка. 

 «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. 

Ход: Воспитатель читает стихотворение. 

«Гладко, плавно лился стих,  Вдруг споткнулся и притих,  Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает! 

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка, 

Помоги ему чуть-чуть,  Подскажи словечко».

Вспомните     стихи    и    скажите,     какое    слово

«потерялось».

Я люблю свою лошадку. 

Причешу ей шерстку (гладко)  Спать пора! Уснул бычок, 

Лег в кроватку на (бочок) и т. д. 

 

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат поразному. 

 

 

 

«В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию. 

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет словодруга и возвращает мяч обратно. 

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печкасвечка, стол-пол, Маша-растеряша. 

 «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове. 

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют

«мостик» (доску).

В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает. 

«Назови слова со звуком [с'] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета. 

 

«Маятник»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. 

Ход: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ).

Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его. 

 

 

 

«Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах. 

Ход:  Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель - «стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место. 

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами, 

Понесемся над лесами, 

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. »  

 А. Барто

«Будь внимательным»

Цель: Развивать речевое внимание детей. 

Ход: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми…» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яблоко, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком).

 

 «Заводные игрушки»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. 

Ход: (показывая картинки на фланелеграфе).   Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово).

 

 «Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей. 

Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики. 

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и   т. д. 

В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара. 

 «Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей. 

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з'], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их. 

«Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и

[з'] в словах. 

Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове

[з] или [з'].

 

 «Чижик»

Цель:          Упражнять детей          в        правильном произношении звука [ч'].

Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу. 

Дети: 

«Чижик в клетке сидел, 

Чижик громко в клетке пел; Чу-чу-чу, чу-чу-чу,  Я на волю улечу». 

Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются. 

 «Выдели слово»

Цель: Развивать фонематический слух детей. 

Ход: Воспитатель        читает        стихотворение     и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком. 

«Хозяйка» - [з]

«Не привык трудиться зайка, 

Барсуку трудиться лень,  Только белочка-хозяйка За работой целый день. 

Где же зайка? Где же зайка?  Ты поди-ка, разузнай-ка. 

Видно зайка стал зазнайка,  Раз забыл тебя, хозяйка».     

А. Стародубова

 

«Мыши на крыше» - [ш]

«Тише, тише, тише, тише, 

Шелестят на крыше мыши.  Под мышиным серым флагом Маршируют шаг за шагом.  Впереди идут старшины, 

Запевают гимн мышиный. 

Тише, тише, тише, тише, 

Шаг ровней держите, мыши!»   

   И. Токмакова

«Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

 

«Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису. Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

 

«Угадай, кто кричит»

Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Подготовительная работа.  Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.  Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому.

Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пипи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-гого - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Рр-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям.

Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

 

 

 

 

 

 

 «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха.

Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

 

 

 

 

 

 

 «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. 

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. 

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

 «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  


 

 

 

 

                                                                         


 

Речевые игры

Речевые игры

Звуковая дорожка» Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи

Звуковая дорожка» Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи

Коза» - звук [к] «Назови слова»

Коза» - звук [к] «Назови слова»

Слова – загадки» Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов

Слова – загадки» Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов

Дети выполняют упражнение «Полакаем молоко»)

Дети выполняют упражнение «Полакаем молоко»)

Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко»

Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко»

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печкасвечка, стол-пол,

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печкасвечка, стол-пол,

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета

Ход: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки

Ход: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки

Будь внимательным» Цель: Развивать речевое внимание детей

Будь внимательным» Цель: Развивать речевое внимание детей

Большие и маленькие комары»

Большие и маленькие комары»

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з]…

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з]…

Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке

Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке

Барсуку трудиться лень, Только белочка-хозяйка

Барсуку трудиться лень, Только белочка-хозяйка

Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять

Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали

Сказка «Поспешили - насмешили»

Сказка «Поспешили - насмешили»

Дослушали бы, что медведь сказать хотел

Дослушали бы, что медведь сказать хотел

Дети дуют на бабочек. Методические указания

Дети дуют на бабочек. Методические указания

Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок

Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок

Катю. Идите ко мне, Оля и Петя

Катю. Идите ко мне, Оля и Петя

Речевые игры

Речевые игры

Речевые игры

Речевые игры

Речевые игры

Речевые игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017