Речевые игры в коррекционной работе
1. Игры на установление правильного
расположения картинок серии,
объединенных
единой темой, с последующим составлением рассказа
или его фрагмента. В этих играх требовалось:
а) отобрать из ряда предложенных сюжетных
картинок те, которые иллюстрируют прочитанный
расположить
педагогом рассказ,
в
последовательности протекания событий;
их
б) восстановить заданный порядок картинок
событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по
памяти;
в) найти место «пропавшей» картинке в ряду
других. Вариантом этого приема является метод
речевого восстановления недостающего звена в ряду
других;
г) найти «ошибку» педагога и восстановить
деформированный порядок в серии картинок. Этот
вид работы развивает соревновательные мотивы: кто
быстрее обнаружит неправильность в системе
расположения наглядного материала;
словам
д) расположить картинки серии соответственно
опорным
словосочетаниям,
предложенным педагогом. Опорными словами могут
служить как наименования предметов, так и
наименования действий;
или е) найти «лишнюю» картинку среди заданных,
расположить картинки в соответствии с логикой
событий;
ж) самостоятельно расположить картинки в
последовательности рассказа, составить по ним
забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
з) найти «ошибку» в чтении текста через
восстановление порядка протекания событий на основе
правильного расположения картинок и т. д.
2. Игры эвристического характера,
направленные на нахождение недостающего элемента
ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
а) найти «пропавшую» картинку среди фоновых,
определить ее место в ряду заданных;
б) выстроить в правильной последовательности
события по одной заданной картинке; отобрать из
нескольких наборов картинок (сюжетных серий)
элементы, адекватные заданному;
в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из
двух наборов картинок (вначале предлагаются
эпизоды диаметрально противоположные: «делают
снежную горку» — «ловят рыбу»; затем эпизоды
близких ситуаций: «ловят рыбу» — «случай на
реке»); г) подобрать к сюжетной картинке отдельные
(субъекты и объекты
предметные изображения
ситуации);
д) подобрать к каждой картинке предметные
изображения и расположить их в последовательности
изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение»,
связанные с
придумыванием небольшого сюжета и последующим
его оречевлением вначале с опорой на наглядный
материал, а затем самостоятельно.
Например, детям можно предложить набор
предметных картинок, на основе которых они должны
придумать какоелибо событие.
Можно использовать и игру «Мим», в основу
которой положена
вербализация небольшой
пантомимы. Такая игра является плодотворной и
полезной для детей, страдающих моторной алалией,
поскольку требует соотнесения иконического языка
(предметные изображения) с паралингвистическими
(жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она
развивает у учащихся естественный переход с
предметнообразного кода внутренней речи на код
натурального языка. 4.Игры в «семантические абсурды», когда детям
предлагают найти несоответствие между текстом и
иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы,
части, не подходящие по смыслу, и заменить их
адекватными. Эти игры подготавливают детей к
развитию поисковой деятельности, направляя их
внимание на выбор языковых средств, адекватных как
смысловым, так и синтаксическим отношениям
сообщения.
5.Ассоциативные игры,
цель которых —
процесса отбора слов из
актуализация
долговременной памяти и систематизация имеющегося
у ребенка словаря. Система подобных упражнений
носит подготовительный характер (к пересказу своими
словами) и может проводиться как на изолированных
словах, так и словах, взятых из текста. Проведение
этой игры связано с разнообразными заданиями на
нахождение:
любого слова к заданному (тренировка
быстроты реакции);
—слова (слов), близкого по смыслу к заданному;
—слова (слов), противоположного по значению;
—ряда слов к заданному;
—слов, объединенных тематическим признаком
(все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто
что потерял» и т. д.);
слов, относящихся к одной лексико
слова
(словапредметы,
грамматической группе
действия, словакачества);
—слова по ряду заданных («кому нужны для
работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор,
гвозди, молоток, рубанок?»);
—слов для адекватного завершения смысла
высказывания («Витя закинул удочку и вытащил»
(окуня, червяка, консервную банку);
—слова, не подходящего по значению к данным
(вернулся — отвернулся — возвратился);
—слов с нарастанием или убыванием значения
(усмехнулся — засмеялся — захохотал).
Проведение словесных игр имеет особое значение
ввиду их направленности на формирование семантических
полей значений.
Речевые игры в коррекционной работе. Дошкольное образование.
Речевые игры в коррекционной работе. Дошкольное образование.
Речевые игры в коррекционной работе. Дошкольное образование.
Речевые игры в коррекционной работе. Дошкольное образование.
Речевые игры в коррекционной работе. Дошкольное образование.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.