Рефлексивный анализ НОД
ФИО педагога: Кочанова Надежда Александровна
Должность в ДОУ: воспитатель
Группа: вторая младшая
Вид занятия: познавательное развитие
Дата проведения НОД:
Тема занятия: «В зимнем лесу»
Цель НОД: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Формы работы:
познавательное развитие: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность;
социально-коммуникативное развитие: моделирование игровой ситуации, совместные действия;
речевое развитие: беседа, рассказывание сказки, вопросы поискового характера, указание, пояснение, объяснение.
физическое развитие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз «Падает снежок», дыхательная гимнастика «Снегопад».
Характеристика этапов НОД:
Этапы |
Название, содержание и цель этапа урока[1] |
Вопрос для рефлексивного анализа |
Ответы аттестуемого педагога |
1 этап |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Цель воспитателя: создать положительный эмоциональный настрой, привлечь внимание воспитанников. Цель для воспитанников: эмоционально настроиться. Методы: Словесный. |
1. Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
2. Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность? |
1. Особенностью организационного момента является создание положительного эмоционального настроя детей, вовлечение их в совместную деятельность. С первых минут занятия детям было предложено встать в круг, закрыть глаза, после чего они услышали звук колокольчика. Далее детям было предложено поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Тот, у кого в руках колокольчик, должен повернуться к соседу справа, улыбнуться ему, поздороваться, называя его ласково. Позвонить в колокольчик. Затем передать колокольчик соседу, вследствие чего дети были очень заинтересованы. Был создан положительный эмоциональный настрой. 2.На данном этапе педагог применил речевой и игровой методы. Приветливый и доброжелательный тон педагога создал атмосферу доверия. Педагог владеет необходимыми методами и приемами (словесными и игровыми) для организации воспитанников.
Цель достигнута. |
2 этап |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Цель воспитателя: уточнять знания о том, что зимой холодно, лежит снег Цель для воспитанников: проявить знания о зиме и снеге Методы: игровой, словесный. |
3. Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
4. Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?
|
3. Детям было предложено угадать, что в миске под полотенцем у воспитателя в руках, для этого, они с закрытыми глазами должны были пощупать рукой и назвать, что это, они были очень заинтересованы, внимательно слушали, были очень активны и настроены эмоционально положительно. В ходе НОД старалась следить за чёткостью и выразительностью речи детей Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на предлагаемые им задания, оперировали имеющимися знаниями и умениями, были заинтересованы, внимательны, организованы. Хороший эмоциональный контакт детей с воспитателем, способствовал созданию интереса на данном этапе занятия.
4. На данном этапе воспитатель использовала следующе методы: словесный, наглядный, игровой, практический. На этом этапе занятия дети четко поняли, зачем им заниматься изучением данной темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь.
Цель достигнута.
|
3 этап |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель воспитателя: познакомить со свойствами снега, провести эксперимент Цель для воспитанников: продемонстрировать представления о снеге, узнать свойства снега Методы: словесный, наглядный, игровой, практический |
5. Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
7. Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи. |
5. На данном этапе был проведен эксперимент «Согреем холодный снег», детям было предложено оставить снежок в группе, чтобы он согрелся и стал тёплым. Воспитатель задал детям следующие вопросы: «Станет снежок тёплым? Почему? Что с ним произойдёт? Вот и проверим: посмотрим, что произойдёт со снегом в тёплой группе!» После чего, детям была предложена пальчиковая гимнастика: «Вы трогали холодный снег. Пальчики замёрзли? Давайте их согреем» На данном этапе воспитатель задает детям вопрос: «Почему некоторых животных называют дикими?», тем самым активизируя познавательную деятельность детей. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: эксперимент, беседа, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Воспитанники с заинтересованностью отвечали на вопросы, стараясь показать свои знания. Воспитатель была нетороплива, давала возможность сделать работу самостоятельно, подбадривала застенчивых детей, создавая ситуацию успеха и уверенности в своих силах.
6. Научной новизны освещения материала занятия не выявлено. НОД основана на определении того, что такое зима, каковы свойства снега и как приспосабливаются к холодам дикие животные. Реалистичность игровых и практических заданий, использование воспроизводящих, проблемно-поисковых и наводящих вопросов, игровых, экспериментов - способствует удержанию интереса детей данной возрастной группы и подводит их к открытию нового знания. Перечисленные методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленных целей.
7. Данный этап состоял из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего занятия, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На данном этапе занятия вопросы педагога к воспитанникам были продуманны, понятны для восприятия и выстроены в логике развития темы. Цель достигнута. |
4 этап |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель воспитателя: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Цель для воспитанников: Продемонстрировать знания о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, проявлять любознательность, эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы. Методы: словесный, наглядный, игровой, практический |
8. Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
9. Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
10. Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ. |
8. На данном этапе детям были заданы вопросы: «Ребята, вы, когда шли в детский сад не замёрзли? А почему вы замёрзли? Как же живётся диким зверям в лесу зимой, в холодное время года? Хотите узнать?». После чего последовал рассказ воспитателя о том, как дикие звери живут в лесу зимой. Дети были эмоциональны и активны, проявляли живой интерес к происходящему на этом этапе занятия.
9. Детям задавали вопросы: «Как же живётся диким зверям в лесу зимой, в холодное время года?» После чего воспитатель провела еще один эксперимент: «Белый заяц на белом снегу», и совместно с детьми пришли к выводу, что зайцев в белых шубах на снегу не видно. Далее продолжается рассказ о других животных, приспосабливающихся к зиме. Далее воспитатель задала вопрос: «Но есть в лесу звери, которые прячутся от холодов на всю долгую зиму. Всю зиму они спят под снегом. Хотите их увидеть?». Методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленной цели.
10. На данной НОД использовались следующие технологии: - личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе создания условий для самореализации детей в ходе данного этапа: индивидуальные вопросы, предоставление возможности для выполнения заданий индивидуально, поощрение детей, которые справляются с выполнением заданий, поддержка, помощь со стороны сверстников и воспитателя детям, испытывающим затруднения); - здоровьесберегающая (осуществлялась в ходе создания условий для реализации двигательной активности детей при смене динамических поз и передвижения детей в пространстве группы при выполнении практического задания данного этапа); - игровая (эксперимент с белым зайцем на белой бумаге)
Технологии: ¾ деятельностного подхода; ¾ личностно-ориентированного взаимодействия; ¾ здоровьесберегающая; ¾ игровая. Цель достигнута.
|
5 этап |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраса шерсти, спячка) Цель для воспитанников: использовать новые знания, понять и запомнить содержание стихотворения Методы: словесный, игровой, практический |
11. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
12. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
13. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
14. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
15. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?
|
11. Данный этап НОД включала в себя продуктивную деятельность, которая была реализована в течение дня, она была направлена на формирование умения работать в команде, закрепления изученного материала. Для расширения и закрепления знаний детей о зимовке диких животных, о важных и трудных заботах в зимнее время, использовались такие приёмы как игра с высвечиванием фонарем «Кто зимою спит?». Разучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь». Также была проведена дыхательная гимнастика «Снегопад»
12. Была проведена предварительная работа: активизация употребления слов: морозно, замёрзли; спячка, берлога, нора, рассматривание иллюстраций с дикими животными зимой. Благодаря проведенной предварительной работе, во время НОД, дети достаточно быстро отвечали на вопросы воспитателя.
13. Воспитатель задал детям вопросы «Кто спит зимой? Ребята, вы, когда шли в детский сад не замёрзли? А почему вы замёрзли? Как же живётся диким зверям в лесу зимой, в холодное время года? А про снег, который греется, мы не забыли? Давайте посмотрим. Что произошло со снегом? Почему? Может снег быть тёплым?», что было обращением к личному опыту детей и демонстрировало ими знание ответов.
14. Детям было предложено пощупать, что в миске, эксперимент «Белый заяц на белой бумаге», заучивание стихотворения, слушание рассказа про животных, эксперимент с согреванием снега и т.д.
15. В процессе было использовано: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз «Падает снежок», дыхательная гимнастика «Снегопад», что способствовало эмоциональной разрядке и формированию положительного настроя. В процессе НОД непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях В завершении данного этапа, с целью создания условия для применения новых знаний, детям было предложено украсить дерево без листьев в течение дня. Методы и приемы, используемые педагогом на данном этапе занятия, оправданы и соответствуют возрасту детей.
Цель достигнута. |
6 этап |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Цель воспитателя: закреплять знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о том, что зимой холодно, лежит снег, свойства снега Цель для воспитанников: использовать новые знания в игровой деятельности Методы: словесный, игровой, практический |
16. Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
17. Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
18. Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников. |
16. Тема, задачи, содержание НОД соответствуют требованиям рабочей программы данной группы. На данном этапе педагог уточнил знания, полученные детьми, в ходе краткой беседы. Акцентировал внимание на том, что нового дети узнали сегодня на занятии и где это, в дальнейшем, им сможет пригодиться. На каждом этапе занятия цели, поставленные воспитателем, были реализованы методически грамотно, с учетом программных задач и возрастных особенностей.
17. Занятие было построено на основе системно- деятельностного подхода. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Педагог вовлекал детей в различные виды деятельности: коммуникативная – ситуативный разговор, беседа; игровая – дидактическая игра двигательная – пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз «Падает снежок», дыхательная гимнастика «Снегопад»; познавательная – решение проблемной ситуации, рассказ, показ презентации, эксперименты; художественно-творческая – подготовка докладов и рассказ детей В ходе занятия воспитателем успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В конце занятия педагог подвел итог, закончив его на эмоциональном подъеме.
18. Методы организации: словесный – ситуативный разговор, вопросы, беседа; наглядный – иллюстрации, видеоряд; игровой – сюрпризный момент, игры; практический – создание экологического проекта; стимулирования и оценивания – поддержка, похвала, создание ситуации успеха и уверенности в своих силах, поощрение.
Цель достигнута. |
7 этап |
Рефлексия Цель для воспитателя: учить детей давать оценку своей деятельности. Цель для воспитанников: уметь элементарно анализировать и оценивать свою деятельность. Методы: словесный, наглядный. |
19. Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
20. Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрировании, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? |
19. Рефлексия воспитанников организованна с применением самооценивания детьми: «Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии. Проходите к карточкам самоанализа. «Оценка и самооценка» Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…» Каждый ребенок дал оценку себе и своей работе на занятии. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана.
20. Педагог использовал наглядный материал, который был подобран с учетом возраста детей, эстетично выглядел, способствовал привлечению и сосредоточению внимания. Длительность занятия соответствует санитарно - гигиеническим нормам. В течение всего занятия грамотно происходила смена динамических поз (дети стояли, сидели, перемещались от стола к доске во время игры, стояли, сидели, двигались во время физкультминутки, сидели). Воспитатель использовал различные формы организации детей: группа, индивидуально. В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи, а также художественное слово. Умело организована и самостоятельная практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними. Программное содержание усвоено полностью
Цель достигнута. |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:____________________
Дата выполнения задания
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 1____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 2____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[1] Зависит от типа и целей урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.