Рефлексивный анализ НОД
ФИО педагога: Федорова Анна Сергеевна
Должность в ДОУ: воспитатель
Группа: средняя группа
Вид занятия: познавательное развитие
Дата проведения НОД: 11.05.2022
Тема занятия: «День Победы»
Цель НОД: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Формы работы:
познавательное развитие: общение воспитанников по теме занятия, игры, дидактические игры, вопросы, беседа, решение проблемной ситуации, рассматривание иллюстраций;
социально-коммуникативное развитие: моделирование игровой ситуации, совместные действия;
речевое развитие: беседа, вопросы поискового характера, указание, пояснение, объяснение.
физическое развитие: физминутка «Солдаты», пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы».
Характеристика этапов НОД:
Этапы |
Название, содержание и цель этапа урока[1] |
Вопрос для рефлексивного анализа |
Ответы аттестуемого педагога |
1 этап |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Цель воспитателя: создать положительный эмоциональный настрой, привлечь внимание воспитанников. Цель для воспитанников: эмоционально настроиться. Методы: Словесный. |
1. Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
2. Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность? |
1. Особенностью организационного момента является создание положительного эмоционального настроя детей, вовлечение их в совместную деятельность. С первых минут занятия детям было предложено подобрать «сладкие слова», вследствие чего дети были очень заинтересованы. Был создан положительный эмоциональный настрой.
2.На данном этапе педагог применил речевой и игровой методы. Приветливый и доброжелательный тон педагога создал атмосферу доверия. Педагог владеет необходимыми методами и приемами (словесными и игровыми) для организации воспитанников.
Цель достигнута.
|
2 этап |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Цель воспитателя: уточнять знания о том, что зимой холодно, лежит снег Цель для воспитанников: проявить знания о зиме и снеге Методы: игровой, словесный. |
3. Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
4. Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?
|
3. Детям было предложено вспомнить и назвать «веселые слова», «грустные слова», дети были очень заинтересованы, внимательно слушали, были очень активны и настроены эмоционально положительно. В ходе НОД старалась следить за чёткостью и выразительностью речи детей Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на предлагаемые им задания, оперировали имеющимися знаниями и умениями, были заинтересованы, внимательны, организованы. Хороший эмоциональный контакт детей с воспитателем, способствовал созданию интереса на данном этапе занятия.
4. На данном этапе воспитатель использовала следующе методы: словесный, наглядный, игровой. На этом этапе занятия дети четко поняли, зачем им заниматься изучением данной темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь.
Цель достигнута.
|
3 этап |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель воспитателя: познакомить со свойствами снега, провести эксперимент Цель для воспитанников: продемонстрировать представления о снеге, узнать свойства снега Методы: словесный, наглядный, игровой, практический |
5. Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
7. Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи. |
5. На данном этапе воспитатель рассказала рассказ о войне, с показом иллюстраций на проекторе. На данном этапе воспитатель задает детям вопросы: Кто знает, что это за праздник? Давайте еще раз вспомним, что это была за победа? Над кем? В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: беседа, физминутка, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Воспитанники с заинтересованностью отвечали на вопросы, стараясь показать свои знания. Воспитатель была нетороплива, подбадривала застенчивых детей, создавая ситуацию успеха и уверенности в своих силах.
6. Научной новизны освещения материала занятия не выявлено. НОД основана на определении того, что такое война, что такое день победы. Реалистичность игровых и практических заданий, использование воспроизводящих, проблемно-поисковых и наводящих вопросов, игровых - способствует удержанию интереса детей данной возрастной группы и подводит их к открытию нового знания. Перечисленные методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленных целей.
7. Данный этап состоял из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего занятия, дети проявляли инициативу, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На данном этапе занятия вопросы педагога к воспитанникам были продуманны, понятны для восприятия и выстроены в логике развития темы. Цель достигнута. |
4 этап |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель воспитателя: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Цель для воспитанников: Продемонстрировать знания о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, проявлять любознательность, эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы. Методы: словесный, наглядный, игровой, практический |
8. Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
9. Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
10. Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ. |
8. На данном этапе детям были заданы вопросы: «Почему слово «война» такое страшное слово? Кто знает, что за праздник 9 мая? Что это была за победа, над кем?» После чего последовал рассказ воспитателя о том, что это за праздник День Победы. Далее была проведена физминутка «Солдаты». Дети были эмоциональны и активны, проявляли живой интерес к происходящему на этом этапе занятия.
9. Воспитатель рассказала детям о том, от чего зависел успех в победе нашего народа, после чего предложила детям сыграть в игру-эстафету «Донесение», для нее дети разделились на две команды. После чего детям было предложено сыграть в еще одну игру-эстафету «Меткий стрелок». Методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленной цели.
10. На данной НОД использовались следующие технологии: - личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе создания условий для самореализации детей в ходе данного этапа: индивидуальные вопросы, предоставление возможности для выполнения заданий индивидуально, поощрение детей, которые справляются с выполнением заданий, поддержка, помощь со стороны сверстников и воспитателя детям, испытывающим затруднения); - здоровьесберегающая (осуществлялась в ходе создания условий для реализации двигательной активности детей при смене динамических поз и передвижения детей в пространстве группы во время игр-эстафет, физминутки, пальчиковой гимнастики); - игровая (игры-эстафеты, постройка крепости)
Технологии: ¾ деятельностного подхода; ¾ личностно-ориентированного взаимодействия; ¾ здоровьесберегающая; ¾ игровая. Цель достигнута. |
5 этап |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраса шерсти, спячка) Цель для воспитанников: использовать новые знания, понять и запомнить содержание стихотворения Методы: словесный, игровой, практический |
11. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
12. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
13. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
14. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
15. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?
|
11. Данный этап НОД включала в себя продуктивную деятельность, которая была реализована на занятии, она была направлена на формирование умения работать в команде. Для расширения и закрепления знаний детей о дне Победы были подобраны рассказы воспитателя, проведены тематические игры-эстафеты и постройка «Крепости». Также была проведена пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы».
12. Была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, рассматривание памятников погибшим героям. Беседы о воинах, разучивание стихов, песен и прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне. Благодаря проведенной предварительной работе, во время НОД, дети достаточно быстро отвечали на вопросы воспитателя.
13. Воспитатель задал детям вопросы «Вспомните и назовите «веселые слова». Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? Почему слово «война» такое страшное слово? Кто знает, что за праздник 9 мая? Что это была за победа, над кем? Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось?, что было обращением к личному опыту детей и демонстрировало ими знание ответов.
14. Детям было предложено послушать рассказ о войне, поучаствовать в физминутке, поиграть в игру, разделившись на команды, построить «Крепость»
15. В процессе было использовано: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, что способствовало эмоциональной разрядке и формированию положительного настроя. В процессе НОД непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях В завершении данного этапа, с целью создания условия для применения новых знаний, детям было предложено построить крепость. Методы и приемы, используемые педагогом на данном этапе занятия, оправданы и соответствуют возрасту детей.
Цель достигнута. |
6 этап |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Цель воспитателя: закреплять знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о том, что зимой холодно, лежит снег, свойства снега Цель для воспитанников: использовать новые знания в игровой деятельности Методы: словесный, игровой, практический |
16. Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
17. Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
18. Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников. |
16. Тема, задачи, содержание НОД соответствуют требованиям рабочей программы данной группы. На данном этапе педагог уточнил знания, полученные детьми, в ходе краткой беседы. Акцентировал внимание на том, что нового дети узнали сегодня на занятии. На каждом этапе занятия цели, поставленные воспитателем, были реализованы методически грамотно, с учетом программных задач и возрастных особенностей.
17. Занятие было построено на основе системно-деятельностного подхода. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Педагог вовлекал детей в различные виды деятельности: коммуникативная – ситуативный разговор, беседа; игровая – игры-эстафеты двигательная – пальчиковая гимнастика, физкультминутка. познавательная – рассказ, показ презентации; художественно-творческая – конструирование крепости. В ходе занятия воспитателем успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В конце занятия педагог подвел итог, закончив его на эмоциональном подъеме.
18. Методы организации: словесный – ситуативный разговор, вопросы, беседа; наглядный – иллюстрации, видеоряд; игровой – сюрпризный момент, игры-эстафеты; практический – постройка крепости; стимулирования и оценивания – поддержка, похвала, создание ситуации успеха и уверенности в своих силах, поощрение.
Цель достигнута. |
7 этап |
Рефлексия Цель для воспитателя: учить детей давать оценку своей деятельности. Цель для воспитанников: уметь элементарно анализировать и оценивать свою деятельность. Методы: словесный, наглядный. |
19. Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
20. Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрировании, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? |
19. Рефлексия воспитанников организованна с применением вопросов: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось?
20. Педагог использовал наглядный материал, который был подобран с учетом возраста детей, эстетично выглядел, способствовал привлечению и сосредоточению внимания, изображения были крупные, четкие и яркие. Длительность занятия соответствует санитарно - гигиеническим нормам. В течение всего занятия грамотно происходила смена динамических поз (дети стояли, сидели, перемещались во время игры, стояли, сидели, двигались во время физкультминутки, сидели). Воспитатель использовал различные формы организации детей: группа, индивидуально. В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи. Умело организована и самостоятельная практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними. Программное содержание усвоено полностью
Цель достигнута. |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:____________________
Дата выполнения задания
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 1____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 2____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[1] Зависит от типа и целей урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.