"Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка"
Оценка 4.6

"Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка"

Оценка 4.6
Документация +3
docx
английский язык
2 кл—11 кл
21.06.2024
"Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка"
Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка саоанализ.docx

Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности

2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

Заключение

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В своей педагогической деятельности мы реализуем эти требования в рамках урочной и внеурочной деятельности. При современном подходе, прежде всего, меняется характер деятельности и взаимодействия учителя и ученика. Наши учащиеся стараются наравне с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока, определяют план своей работы, выбирают средства и способы достижения поставленных целей, активно участвуют в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой напряженностью и интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому многие современные ученые, методисты и учителя направили свое внимание на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его результативности и эффективности.

Потенциал заключается в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, активизации методов обучения, применении современных методов обучения, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Проблема развития рефлексии является одной из первых в психологии. Она довольно интенсивно и широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Исследование структуры рефлексии, динамики ее развития представляет высокий интерес, поскольку позволяет подойти к пониманию механизмов формирования и развития личности. Мир рефлексии многообразен, богат и оригинален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку создавать образ и смысл жизни, действий.

Формирование и развитие рефлексии в школьном возрасте особенно важно. В связи с переходом от детства к юности появляются изменения, которые связаны с существенными преобразованиями в сфере осознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает существенное воздействие на психофизиологические качества подростка. Для того чтобы он смог понять и оценить себя, свое внутреннее состояние, сознание, переживания, контролировать свои действия и регулировать их, развивать свой внутренний мир, общение, которое имеет огромное значение в жизни подростка, ему следует развивать рефлексию.

Наша работа отражает необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка и обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках английского языка.

С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать свою деятельность на уроке.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в ее высокой важности и значимости в связи с новыми требованиями ФГОС, а также в необходимости повышения эффективности уроков и мотивации самих учащихся к изучению английского языка.

Из своего опыта  отмечу, что особенности рефлексии являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности

Рефлексия (от позднелатинского “reflexio” – обращение назад) – отношение человека к своему собственному состоянию или к своему знанию. Она является одной из вариаций актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Необходимо различать рефлексивную деятельность и самосознание. Не каждая рефлексия – обращение сознания субъекта на свое знание – является самосознанием. «Самосознание» – это сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще.

В обычном смысле слова, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обычной жизни это чаще всего определенный человек, в психологии может быть и человек, и группа), который обращен на анализ самого себя (самоанализ), своих поступков, собственных состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень значения рефлексии находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Принято считать, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.

Афористическое определение понятия рефлексии: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Это определение понятия не совсем точно, так как смысл рефлексии в самой обращенности на себя, а не в том, что она есть мысль. Более точным, является определение Г.П. Щедровицкого: «Рефлексия есть обращенность сознания на себя». В значении этого определения, воображение, речь, мышление, внимание и другие способы осознанной деятельности могут признаваться рефлективными, если с их помощью обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, отношение к моим чувствам.

Определение рефлексии в философии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом своих мыслей, идей, эмоций, поведения, обращением сознания на самого себя. Рефлексия — это всегда формирование нового знания в сознании индивида.

Как считал Аристотель, рефлексия является свойством божественного разума, способного выявить единство предмета знания и самого знания. Декарт определял рефлексию как способность индивида сконцентрироваться на содержании своих мыслей. (Сальная Л.К. Рефлексия в педагогической практике)

Психология рассматривает рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он воспринимается другими индивидами, как ими оценивается. Рефлексия является способностью мысленного отражения позиции другого с его точки зрения. Это процесс и результат самоанализа субъектом своих сознания, действий, внутренних психических актов и личностных структур. Рефлексия представляет собой важнейший фактор развития человека, формирования полной психической культуры личности. 

 В педагогике понятие рефлексии определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми. Это размышление о своем внутреннем состоянии. 

В педагогике под рефлексией понимается самоанализ, позволяющий вспомнить только что выполненные действия и полученный от них результат.

Рефлексия помогает ученику ответить на такие вопросы:

зачем мне английский язык;

как сегодняшний урок мне помог;

что у меня получилось;

что мне понравилось;

как мне это пригодится.

Проводить рефлексию можно в любое время урока в зависимости от целей, которые преследует педагог.

Рефлексия в последнее время довольно часто используется на уроках в школах. Потребность изучения особенностей рефлексии на уроках иностранного языка вызвана тем, что рефлексивная деятельность – это деятельность человека, которая направлена на понимание своих собственных действий, процесс, осуществляющий снятие практического затруднения на уроках иностранного языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысливания полученных знаний.

Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, познав структуру, неповторимость и другие ее особенности, мы можем более аргументированно подходить к проблеме произвольности всех психических процессов ученика. В соответствии с этим, осмыслив и исследовав роль рефлексии в этом вопросе, мы можем работать над улучшением сознательности и свободы всех процессов, входящих в изучение иностранного языка.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе.

 1. Диагностическая – рефлексия позволяется определить уровень взаимодействия между участниками педагогического процесса, а также уровень эффективности данного взаимодействия.

 2. Проектировочная – предполагает моделирование, проектирование действий, взаимодействия членов педагогического процесса.

 3. Организаторская – определяет способы и средства организации продуктивной деятельности и взаимодействия.

 4. Коммуникативная – рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника.

 5. Смыслотворческая – формирует в сознании участников педагогического процесса смысл их собственной деятельности.

 6. Мотивационная – определяет направленность, характер, результативность деятельности и взаимодействия педагога и учеников.

 7. Коррекционная – побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности.

Итак, с точки зрения учебной деятельности, рефлексия – это:

- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии

с целями и оценил ее;

- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах);

- осознание способов деятельности;

-время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;

- определение своих образовательных приращений, как учеником, так и учителем.

2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

Существуют следующие этапы обучения рефлексивной деятельности:

 1 этап – анализ своего настроения и своих достижений;

 2 этап – ежедневный самоанализ;

 3 этап – анализ работы одноклассников;

4 этап – анализ работы своей группы, других групп.

При взаимодействии с учащимися мы используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел - не успел);

2) сенсорную ( самочуствие: комфортно - дискомфортно)

3)интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

На своих уроках я стараюсь осуществлять рефлексию по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в начале урока, в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии

Приемы рефлексии в начальной школе

Дети младшего возраста еще испытывают трудности дисциплины в школе, поэтому проведение рефлексии на уроках английского должно быть веселым и активным для них. Независимо от этого она должна быть информативна для меня. Ведь исходя из результатов, я планиру. и учитываю возможные сложности следующего урока.

Девочки и мальчики во 2 классе только знакомятся с основными словами и короткими фразами на английском. Будет лучше закрепить их любопытство интересными активностями, где будут задествованы рисунки, музыка и физические упражнения. В этом возрасте они не будут лукавить и стесняться говорить об успехах и ошибках, что безусловно необходимо знать учителю.

Солнышко и тучка

Для каждого ученика я готовлю три картинки: солнышко, тучка слегка закрывающее солнце, и темную грустную тучу. Прошу ребят в конце урока поднять ту карточку, которая соответствует их настроению, объяснив что:

  • солнышко - значит, что у меня все получилось и мне было весело;
  • тучка и солнце - мне было трудно, но сейчас все понятно;
  • туча - я ничего не понял.

При этом нужно обратить внимание  учеников  на последний плакат. Если они совсем ничего не вынесли из урока, поговорите с ними наедине и определите причины. Возможно, они отвлекались на занятии и отстали от остального класса. Небольшое дополнительное объяснение поможет догнать сверстников.

Смайлики

Похожий пример можно организовать с желтыми смайлами с разными эмоциями. Выберите три: радостный, задумчивый и грустный. Ученики должны поднять только одну карточку в конце занятия, чтобы объяснить таким образом их настроение. Особое внимание стоит уделить тем, кто выбрал грустное личико. Уточните, что послужило причиной и постарайтесь найти повод похвалить ребенка. Очень важно уйти с урока с хорошим настроением, тогда обязательно захочется вернуться.

Дерево успеха

Отличный способ создать хорошую традицию перед окончанием занятия. Делаю  небольшой макет дерева и готовлю цветные листочки для него: зеленые, желтые и красные. Перед тем как покинуть класс каждый должен выбрать цвет и прикрепить его к дереву, обосновав свой выбор:

  • зеленый - у меня все получилось;
  • желтый - были сложности, но я справился;
  • красный - у меня было много ошибок.

Задание с такими же правилами можно организовать в игру «Светофор».

Таблица

Во втором классе ребята также могут давать обратную связь, расставляя нужные знаки в определенных ячейках. Так можно узнать их эмоциональное состояние в конце урока.

+

-

Интересно

 

 

 

 

 

 

Прошу учащихся самостоятельно вспомнить упражнения, которые им понравились или не понравились, а также то, что показалось им любопытным. Так я узнаю, как завладеть вниманием класса в следующий раз.

I know

I want to know

I learnt

 

 

 

 

 

 

Будет здорово, если таблицу по пройденной сегодня теме ребята заполнят на английском, но совсем не страшно, если они напишут свои мысли на русском. В данном случае мы концентрируемся только на положительных моментах и результатах. После такого ребенок с радостью придет домой и поделиться с родителями своими достижениями.

Одним словом

Третий класс уже активно может обсуждать выполненные цели и успехи на занятии. Ученикам нужно выбрать одно слово, которое характеризует их настроение сейчас.

Например:

  • раздражение;
  • злость;
  • радость;
  • равнодушие;
  • удовлетворение;
  • вдохновение;
  • скука;
  • тревога;
  • покой;
  • уверенность;
  • неуверенность.

Если ученик выбрал отрицательную эмоцию, обязательно спрашиваю, что бы он хотел изменить в уроке и что ему хотелось бы в него добавить.

3 победы и 1 действие

Спрашиваю каждого, что сегодня получилось сделать и почему. Такой анализ отлично развивает критическое и логическое мышление у детей.

Виды рефлексии в средней школе

В зависимости от общего уровня английского учеников я выбираю и изменяю стадии рефлексии. Основная цель помочь ученикам видеть собственный прогресс в обучении. Оценивание результатов не с точки зрения хорошо и плохо, а что получилось и почему. Такие вопросы и ответы воспитывают в детях ответственность и критическое мышление.

Для 5 класса

Закончите фразу:

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал что...
  • Я приобрел...
  • Я научился...
  • Я смог...
  • Мне захотелось...

Для 6 класса

Ответьте на вопросы:

  • Что было трудно и почему?
  • Что узнали на уроке?
  • Оправдались ли ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем урок заставил вас задуматься?

Для 7 класса

What emotions do you feel?

Positive emotions:

  • satisfaction;
  • happiness;
  • joy;
  • success;
  • admiration;
  • proud;
  • surprise.

Negative emotions:

  • dissatisfaction;
  • irritation;
  • boredom;
  • sadness;
  • anxiety;
  • fear.

Because I …

Для 8 класса

Выберите вариант:

  • At the lesson I was active/passive.
  • I worked hard/not very well.
  • I'm pleased/displeased with my work at the lesson.
  • The lesson seemed to be long/short.
  • I got tired/didn't get tired at the lesson.
  • The material was interesting/boring, useful/useless.

Для 9 класса

What have you done?

Разбейте детей на пары. Каждому нужно поделиться с товарищем тем, что ему удалось сделать на уроке и каким образом.

Благодарю

Предлагаю найти повод и причину поблагодарить кого-то в классе за помощь или поддержку.

Ресторан

Проведение этой рефлексии уместно после повторения темы еда и продукты. Вопросы всегда можно немного изменить, чтобы они подходили к другим темам, таким как: книги, животные, хобби, природа, образование.

  • Я съел бы еще;
  • Я почти переварил;
  • Я переел;
  • Можно мне еще;
  • Больше всего мне понравилось.

Приемы рефлексии в старшей школе

В старших 10 и 11 классах учащиеся уже могут проанализировать свои успехи и неудачи. Они уже не будут расстраиваться из-за допущения ошибок, как школьники 1-3 класса. И так как владение английским к концу школы уже позволяет строить сложносочиненные предложения с логическими объяснениями, то и задания на рефлексию должны быть соответствующие.

ПОПС

Формула:

  • П - позицияI consider that...
  • О - объяснение. Because...
  • П - пример.  
  • С- следствиеThat is why…

Закончите предложения

Now I know how to:

  • speak about...
  • understand the information...
  • explain the problem...
  • say my opinion on...
  • give arguments...
  • find necessary information...
  • express my attitude to...

During today’s lesson I have:

  • got acquainted...
  • found out...
  • learnt...
  • remembered...

Анкета

  • What did I learn today?
  • What did I do well?
  • What am I confused about?
  • What do I need help with?
  • What do I want to know more about?
  • What am I going to work on next?

Прием незаконченного предложения

Отлично подходит для таких целей как рефлексия по содержанию. Просто использую пройденную на уроке лексику в виде незаконченных убеждений и мнений. Исходя из логики и причинно-следственных связей ученикам нужно закончить высказывание на свое усмотрение.

Легко применяется к таким темам как:

  • food;
  • education;
  • city and country life;
  • pet peeves;
  • jobs;
  • animals.

Например:

  • Healthy food is...
  • Junk food leads to...

Афоризм

Возможность сделать большой акцент на грамматику и еще раз обратить внимание учеников на нее в конце урока. Подбираю подходящие цитаты по теме и разбираю их с учениками в начале занятия. По окончании, прошу их составить личный рейтинг и вспомнить и воспроизвести своими словами те, которые понравились больше всего.

Синквейн

Это пятистрочный стих, возникший в США под влиянием японской поэзии. Основное его назначение подытожить полученную информацию с помощью конкретных запоминающихся ассоциаций. Идеальный способ запоминания новых слов с урока. Как строится синквейн?

Формула:

  • one word (a noun);
  • 3 adjectives to describe the topic;
  • 2 verbs;
  • one short sentence to conclude an idea;
  • a key word.

В таком стихотворении допускается отсутствие рифмы, что намного важнее, это то, какие фразы и слова ученики запомнили после занятия. Коллективная работа поможет каждому уйти с урока с полезным багажом знаний.

Заключение

Главным условием успешного обучения является осознание приемов и средств, благодаря которым осуществляется данная учебная деятельность, умение правильно давать оценку своим достижениям и возможностям, делать важные выводы относительно своего самосовершенствования.

Рефлексия является одним из механизмов, который способствует достижению этих целей. Она дает возможность человеку формировать смысл жизни и своих действий. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше возможностей для развития и саморазвития приобретает личность.

В школьном возрасте рефлексия развивается особенно быстро, что дает школьнику исследовать свои психические процессы, а также и свои личностные особенности, которые проявляются в коммуникациях и поведении с людьми. Чтобы сформировать каждого ученика как коммуникабельную и социально активную личность, развитие рефлексии становится очень важным для решения этой задачи.

В данной работе мы рассмотрели теоретические основы применения рефлексии, а также особенности ее организации на уроках английского языка.

Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексивная деятельность учащихся является важной и неотъемлемой частью современного урока. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, позволяет ему увидеть, достигнута ли цель на уроке, а также помогает совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Использование приемов рефлексии на уроках иностранного языка помогают развивать ответственность у учеников и сделать обучение иностранному языку более эффективным и увлекательным. Таким образом, рефлексия на уроке иностранного языка представляет собой совместную деятельность учащихся и учителя, которая позволяет улучшить учебный процесс.

Следует отметить, что все вышеперечисленные взгляды ученых, изучение рефлексии с разных сторон науки имеют очень большое значение для создания полного представления о рефлексии.

Из полученного материала можно прийти к выводу, что рефлексия – это вершина сознания, которая:

·                    является одним из главных признаков личности, формируется и развивается вместе с ней. Рефлексия дает возможность человеку оценить свои поступки, мысли, свои результаты, найти себя и свое место в жизни.

·                    рефлексия значительно отличается от сознания, поскольку сознание – это знание о другом, а рефлексия есть знание себя.

        На данный момент не существует единого подхода к изучению рефлексии и ее компонентов, потому что ученые используют в своих исследованиях различные методы.

        Важно также отметить, что организация рефлексивной деятельность является не самоцелью, а лишь только подготовкой к сознательной внутренней рефлексии, к развитию таких очень важным качеств современной личности как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.

Рефлексия является обязательным условием саморазвития как ученика, так и учителя. Мы пришли к заключению, что в настоящий момент рефлексия недостаточно часто используется в обучении. Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что рефлексивная деятельность действительно имеет практическую значимость и важность. По мере проведения исследования цели, поставленные перед нами, были достигнуты, задачи выполнены.


 

Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка

Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка

С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать свою деятельность на уроке

С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать свою деятельность на уроке

В педагогике понятие рефлексии определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми

В педагогике понятие рефлексии определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми

Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

При этом нужно обратить внимание учеников на последний плакат

При этом нужно обратить внимание учеников на последний плакат

Будет здорово, если таблицу по пройденной сегодня теме ребята заполнят на английском, но совсем не страшно, если они напишут свои мысли на русском

Будет здорово, если таблицу по пройденной сегодня теме ребята заполнят на английском, но совсем не страшно, если они напишут свои мысли на русском

Для 6 класса Ответьте на вопросы:

Для 6 класса Ответьте на вопросы:

Благодарю Предлагаю найти повод и причину поблагодарить кого-то в классе за помощь или поддержку

Благодарю Предлагаю найти повод и причину поблагодарить кого-то в классе за помощь или поддержку

Анкета What did I learn today?

Анкета What did I learn today?

В таком стихотворении допускается отсутствие рифмы, что намного важнее, это то, какие фразы и слова ученики запомнили после занятия

В таком стихотворении допускается отсутствие рифмы, что намного важнее, это то, какие фразы и слова ученики запомнили после занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024