"Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка"

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Контроль знаний
  • docx
  • 21.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка саоанализ.docx

Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности

2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

Заключение

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В своей педагогической деятельности мы реализуем эти требования в рамках урочной и внеурочной деятельности. При современном подходе, прежде всего, меняется характер деятельности и взаимодействия учителя и ученика. Наши учащиеся стараются наравне с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока, определяют план своей работы, выбирают средства и способы достижения поставленных целей, активно участвуют в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой напряженностью и интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому многие современные ученые, методисты и учителя направили свое внимание на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его результативности и эффективности.

Потенциал заключается в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, активизации методов обучения, применении современных методов обучения, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Проблема развития рефлексии является одной из первых в психологии. Она довольно интенсивно и широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Исследование структуры рефлексии, динамики ее развития представляет высокий интерес, поскольку позволяет подойти к пониманию механизмов формирования и развития личности. Мир рефлексии многообразен, богат и оригинален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку создавать образ и смысл жизни, действий.

Формирование и развитие рефлексии в школьном возрасте особенно важно. В связи с переходом от детства к юности появляются изменения, которые связаны с существенными преобразованиями в сфере осознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает существенное воздействие на психофизиологические качества подростка. Для того чтобы он смог понять и оценить себя, свое внутреннее состояние, сознание, переживания, контролировать свои действия и регулировать их, развивать свой внутренний мир, общение, которое имеет огромное значение в жизни подростка, ему следует развивать рефлексию.

Наша работа отражает необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка и обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках английского языка.

С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать свою деятельность на уроке.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в ее высокой важности и значимости в связи с новыми требованиями ФГОС, а также в необходимости повышения эффективности уроков и мотивации самих учащихся к изучению английского языка.

Из своего опыта  отмечу, что особенности рефлексии являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности

Рефлексия (от позднелатинского “reflexio” – обращение назад) – отношение человека к своему собственному состоянию или к своему знанию. Она является одной из вариаций актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Необходимо различать рефлексивную деятельность и самосознание. Не каждая рефлексия – обращение сознания субъекта на свое знание – является самосознанием. «Самосознание» – это сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще.

В обычном смысле слова, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обычной жизни это чаще всего определенный человек, в психологии может быть и человек, и группа), который обращен на анализ самого себя (самоанализ), своих поступков, собственных состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень значения рефлексии находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Принято считать, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.

Афористическое определение понятия рефлексии: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Это определение понятия не совсем точно, так как смысл рефлексии в самой обращенности на себя, а не в том, что она есть мысль. Более точным, является определение Г.П. Щедровицкого: «Рефлексия есть обращенность сознания на себя». В значении этого определения, воображение, речь, мышление, внимание и другие способы осознанной деятельности могут признаваться рефлективными, если с их помощью обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, отношение к моим чувствам.

Определение рефлексии в философии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом своих мыслей, идей, эмоций, поведения, обращением сознания на самого себя. Рефлексия — это всегда формирование нового знания в сознании индивида.

Как считал Аристотель, рефлексия является свойством божественного разума, способного выявить единство предмета знания и самого знания. Декарт определял рефлексию как способность индивида сконцентрироваться на содержании своих мыслей. (Сальная Л.К. Рефлексия в педагогической практике)

Психология рассматривает рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он воспринимается другими индивидами, как ими оценивается. Рефлексия является способностью мысленного отражения позиции другого с его точки зрения. Это процесс и результат самоанализа субъектом своих сознания, действий, внутренних психических актов и личностных структур. Рефлексия представляет собой важнейший фактор развития человека, формирования полной психической культуры личности. 

 В педагогике понятие рефлексии определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми. Это размышление о своем внутреннем состоянии. 

В педагогике под рефлексией понимается самоанализ, позволяющий вспомнить только что выполненные действия и полученный от них результат.

Рефлексия помогает ученику ответить на такие вопросы:

зачем мне английский язык;

как сегодняшний урок мне помог;

что у меня получилось;

что мне понравилось;

как мне это пригодится.

Проводить рефлексию можно в любое время урока в зависимости от целей, которые преследует педагог.

Рефлексия в последнее время довольно часто используется на уроках в школах. Потребность изучения особенностей рефлексии на уроках иностранного языка вызвана тем, что рефлексивная деятельность – это деятельность человека, которая направлена на понимание своих собственных действий, процесс, осуществляющий снятие практического затруднения на уроках иностранного языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысливания полученных знаний.

Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, познав структуру, неповторимость и другие ее особенности, мы можем более аргументированно подходить к проблеме произвольности всех психических процессов ученика. В соответствии с этим, осмыслив и исследовав роль рефлексии в этом вопросе, мы можем работать над улучшением сознательности и свободы всех процессов, входящих в изучение иностранного языка.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе.

 1. Диагностическая – рефлексия позволяется определить уровень взаимодействия между участниками педагогического процесса, а также уровень эффективности данного взаимодействия.

 2. Проектировочная – предполагает моделирование, проектирование действий, взаимодействия членов педагогического процесса.

 3. Организаторская – определяет способы и средства организации продуктивной деятельности и взаимодействия.

 4. Коммуникативная – рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника.

 5. Смыслотворческая – формирует в сознании участников педагогического процесса смысл их собственной деятельности.

 6. Мотивационная – определяет направленность, характер, результативность деятельности и взаимодействия педагога и учеников.

 7. Коррекционная – побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности.

Итак, с точки зрения учебной деятельности, рефлексия – это:

- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии

с целями и оценил ее;

- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах);

- осознание способов деятельности;

-время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;

- определение своих образовательных приращений, как учеником, так и учителем.

2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка

Существуют следующие этапы обучения рефлексивной деятельности:

 1 этап – анализ своего настроения и своих достижений;

 2 этап – ежедневный самоанализ;

 3 этап – анализ работы одноклассников;

4 этап – анализ работы своей группы, других групп.

При взаимодействии с учащимися мы используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел - не успел);

2) сенсорную ( самочуствие: комфортно - дискомфортно)

3)интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

На своих уроках я стараюсь осуществлять рефлексию по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в начале урока, в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии

Приемы рефлексии в начальной школе

Дети младшего возраста еще испытывают трудности дисциплины в школе, поэтому проведение рефлексии на уроках английского должно быть веселым и активным для них. Независимо от этого она должна быть информативна для меня. Ведь исходя из результатов, я планиру. и учитываю возможные сложности следующего урока.

Девочки и мальчики во 2 классе только знакомятся с основными словами и короткими фразами на английском. Будет лучше закрепить их любопытство интересными активностями, где будут задествованы рисунки, музыка и физические упражнения. В этом возрасте они не будут лукавить и стесняться говорить об успехах и ошибках, что безусловно необходимо знать учителю.

Солнышко и тучка

Для каждого ученика я готовлю три картинки: солнышко, тучка слегка закрывающее солнце, и темную грустную тучу. Прошу ребят в конце урока поднять ту карточку, которая соответствует их настроению, объяснив что:

  • солнышко - значит, что у меня все получилось и мне было весело;
  • тучка и солнце - мне было трудно, но сейчас все понятно;
  • туча - я ничего не понял.

При этом нужно обратить внимание  учеников  на последний плакат. Если они совсем ничего не вынесли из урока, поговорите с ними наедине и определите причины. Возможно, они отвлекались на занятии и отстали от остального класса. Небольшое дополнительное объяснение поможет догнать сверстников.

Смайлики

Похожий пример можно организовать с желтыми смайлами с разными эмоциями. Выберите три: радостный, задумчивый и грустный. Ученики должны поднять только одну карточку в конце занятия, чтобы объяснить таким образом их настроение. Особое внимание стоит уделить тем, кто выбрал грустное личико. Уточните, что послужило причиной и постарайтесь найти повод похвалить ребенка. Очень важно уйти с урока с хорошим настроением, тогда обязательно захочется вернуться.

Дерево успеха

Отличный способ создать хорошую традицию перед окончанием занятия. Делаю  небольшой макет дерева и готовлю цветные листочки для него: зеленые, желтые и красные. Перед тем как покинуть класс каждый должен выбрать цвет и прикрепить его к дереву, обосновав свой выбор:

  • зеленый - у меня все получилось;
  • желтый - были сложности, но я справился;
  • красный - у меня было много ошибок.

Задание с такими же правилами можно организовать в игру «Светофор».

Таблица

Во втором классе ребята также могут давать обратную связь, расставляя нужные знаки в определенных ячейках. Так можно узнать их эмоциональное состояние в конце урока.

+

-

Интересно

 

 

 

 

 

 

Прошу учащихся самостоятельно вспомнить упражнения, которые им понравились или не понравились, а также то, что показалось им любопытным. Так я узнаю, как завладеть вниманием класса в следующий раз.

I know

I want to know

I learnt

 

 

 

 

 

 

Будет здорово, если таблицу по пройденной сегодня теме ребята заполнят на английском, но совсем не страшно, если они напишут свои мысли на русском. В данном случае мы концентрируемся только на положительных моментах и результатах. После такого ребенок с радостью придет домой и поделиться с родителями своими достижениями.

Одним словом

Третий класс уже активно может обсуждать выполненные цели и успехи на занятии. Ученикам нужно выбрать одно слово, которое характеризует их настроение сейчас.

Например:

  • раздражение;
  • злость;
  • радость;
  • равнодушие;
  • удовлетворение;
  • вдохновение;
  • скука;
  • тревога;
  • покой;
  • уверенность;
  • неуверенность.

Если ученик выбрал отрицательную эмоцию, обязательно спрашиваю, что бы он хотел изменить в уроке и что ему хотелось бы в него добавить.

3 победы и 1 действие

Спрашиваю каждого, что сегодня получилось сделать и почему. Такой анализ отлично развивает критическое и логическое мышление у детей.

Виды рефлексии в средней школе

В зависимости от общего уровня английского учеников я выбираю и изменяю стадии рефлексии. Основная цель помочь ученикам видеть собственный прогресс в обучении. Оценивание результатов не с точки зрения хорошо и плохо, а что получилось и почему. Такие вопросы и ответы воспитывают в детях ответственность и критическое мышление.

Для 5 класса

Закончите фразу:

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал что...
  • Я приобрел...
  • Я научился...
  • Я смог...
  • Мне захотелось...

Для 6 класса

Ответьте на вопросы:

  • Что было трудно и почему?
  • Что узнали на уроке?
  • Оправдались ли ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем урок заставил вас задуматься?

Для 7 класса

What emotions do you feel?

Positive emotions:

  • satisfaction;
  • happiness;
  • joy;
  • success;
  • admiration;
  • proud;
  • surprise.

Negative emotions:

  • dissatisfaction;
  • irritation;
  • boredom;
  • sadness;
  • anxiety;
  • fear.

Because I …

Для 8 класса

Выберите вариант:

  • At the lesson I was active/passive.
  • I worked hard/not very well.
  • I'm pleased/displeased with my work at the lesson.
  • The lesson seemed to be long/short.
  • I got tired/didn't get tired at the lesson.
  • The material was interesting/boring, useful/useless.

Для 9 класса

What have you done?

Разбейте детей на пары. Каждому нужно поделиться с товарищем тем, что ему удалось сделать на уроке и каким образом.

Благодарю

Предлагаю найти повод и причину поблагодарить кого-то в классе за помощь или поддержку.

Ресторан

Проведение этой рефлексии уместно после повторения темы еда и продукты. Вопросы всегда можно немного изменить, чтобы они подходили к другим темам, таким как: книги, животные, хобби, природа, образование.

  • Я съел бы еще;
  • Я почти переварил;
  • Я переел;
  • Можно мне еще;
  • Больше всего мне понравилось.

Приемы рефлексии в старшей школе

В старших 10 и 11 классах учащиеся уже могут проанализировать свои успехи и неудачи. Они уже не будут расстраиваться из-за допущения ошибок, как школьники 1-3 класса. И так как владение английским к концу школы уже позволяет строить сложносочиненные предложения с логическими объяснениями, то и задания на рефлексию должны быть соответствующие.

ПОПС

Формула:

  • П - позицияI consider that...
  • О - объяснение. Because...
  • П - пример.  
  • С- следствиеThat is why…

Закончите предложения

Now I know how to:

  • speak about...
  • understand the information...
  • explain the problem...
  • say my opinion on...
  • give arguments...
  • find necessary information...
  • express my attitude to...

During today’s lesson I have:

  • got acquainted...
  • found out...
  • learnt...
  • remembered...

Анкета

  • What did I learn today?
  • What did I do well?
  • What am I confused about?
  • What do I need help with?
  • What do I want to know more about?
  • What am I going to work on next?

Прием незаконченного предложения

Отлично подходит для таких целей как рефлексия по содержанию. Просто использую пройденную на уроке лексику в виде незаконченных убеждений и мнений. Исходя из логики и причинно-следственных связей ученикам нужно закончить высказывание на свое усмотрение.

Легко применяется к таким темам как:

  • food;
  • education;
  • city and country life;
  • pet peeves;
  • jobs;
  • animals.

Например:

  • Healthy food is...
  • Junk food leads to...

Афоризм

Возможность сделать большой акцент на грамматику и еще раз обратить внимание учеников на нее в конце урока. Подбираю подходящие цитаты по теме и разбираю их с учениками в начале занятия. По окончании, прошу их составить личный рейтинг и вспомнить и воспроизвести своими словами те, которые понравились больше всего.

Синквейн

Это пятистрочный стих, возникший в США под влиянием японской поэзии. Основное его назначение подытожить полученную информацию с помощью конкретных запоминающихся ассоциаций. Идеальный способ запоминания новых слов с урока. Как строится синквейн?

Формула:

  • one word (a noun);
  • 3 adjectives to describe the topic;
  • 2 verbs;
  • one short sentence to conclude an idea;
  • a key word.

В таком стихотворении допускается отсутствие рифмы, что намного важнее, это то, какие фразы и слова ученики запомнили после занятия. Коллективная работа поможет каждому уйти с урока с полезным багажом знаний.

Заключение

Главным условием успешного обучения является осознание приемов и средств, благодаря которым осуществляется данная учебная деятельность, умение правильно давать оценку своим достижениям и возможностям, делать важные выводы относительно своего самосовершенствования.

Рефлексия является одним из механизмов, который способствует достижению этих целей. Она дает возможность человеку формировать смысл жизни и своих действий. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше возможностей для развития и саморазвития приобретает личность.

В школьном возрасте рефлексия развивается особенно быстро, что дает школьнику исследовать свои психические процессы, а также и свои личностные особенности, которые проявляются в коммуникациях и поведении с людьми. Чтобы сформировать каждого ученика как коммуникабельную и социально активную личность, развитие рефлексии становится очень важным для решения этой задачи.

В данной работе мы рассмотрели теоретические основы применения рефлексии, а также особенности ее организации на уроках английского языка.

Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексивная деятельность учащихся является важной и неотъемлемой частью современного урока. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, позволяет ему увидеть, достигнута ли цель на уроке, а также помогает совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Использование приемов рефлексии на уроках иностранного языка помогают развивать ответственность у учеников и сделать обучение иностранному языку более эффективным и увлекательным. Таким образом, рефлексия на уроке иностранного языка представляет собой совместную деятельность учащихся и учителя, которая позволяет улучшить учебный процесс.

Следует отметить, что все вышеперечисленные взгляды ученых, изучение рефлексии с разных сторон науки имеют очень большое значение для создания полного представления о рефлексии.

Из полученного материала можно прийти к выводу, что рефлексия – это вершина сознания, которая:

·                    является одним из главных признаков личности, формируется и развивается вместе с ней. Рефлексия дает возможность человеку оценить свои поступки, мысли, свои результаты, найти себя и свое место в жизни.

·                    рефлексия значительно отличается от сознания, поскольку сознание – это знание о другом, а рефлексия есть знание себя.

        На данный момент не существует единого подхода к изучению рефлексии и ее компонентов, потому что ученые используют в своих исследованиях различные методы.

        Важно также отметить, что организация рефлексивной деятельность является не самоцелью, а лишь только подготовкой к сознательной внутренней рефлексии, к развитию таких очень важным качеств современной личности как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.

Рефлексия является обязательным условием саморазвития как ученика, так и учителя. Мы пришли к заключению, что в настоящий момент рефлексия недостаточно часто используется в обучении. Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что рефлексивная деятельность действительно имеет практическую значимость и важность. По мере проведения исследования цели, поставленные перед нами, были достигнуты, задачи выполнены.