Рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС при подготовке к ОГЭ
Оценка 5

Рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС при подготовке к ОГЭ

Оценка 5
docx
16.02.2020
Рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС при подготовке к ОГЭ
рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС при подготовке к ОГЭ.docx

Наряду с проверкой домашнего задания,  мотивационно-целевого этапа, изучением нового материала, - закрепление является важной составляющей урока по Фгос.

Основная функция закрепления общеизвестна. Это выявление (ранняя диагностика) пробелов знаний учащихся по только что изученному, новому для них материалу и возможность устранения этих недостатков.

Способов применения закрепления несколько. Оно может использоваться как в качестве отдельного заключительного этапа урока, так и в процессе изучения нового материала. Задаче закрепления и, одновременно, контроля знаний учащихся может быть посвящен целый урок.

При этом возможно использование ряда методов и приемов: фронтальный и индивидуальный опрос, групповая форма работы, дидактические игры и т.д.

Рассмотрим указанные способы и приемы закрепления нового материала подробнее.

 В ряде случаев закрепление происходит по ходу изучения учащимися новой темы. На мой взгляд, указанный способ целесообразно применять, если содержание материала достаточно сложное и объемное, требует использования ранее приобретенных знаний. Объяснение учителя сопровождается вопросами и заданиями, которые выполняют дети.

Наконец, задаче закрепления материала можно посвятить отдельный урок, который позволит как выявить неполноту знаний учащихся, так и устранить недоработки.  Чаще такое занятие называют уроком повторения или обобщения пройденного.   Вначале урока проводится короткая письменная работа, не требующая для выполнения и проверки много времени. Это может быть тестирование, исторические  диктант, мини контрольная. Затем учитель дает верные ответы на предложенные задания, дети самостоятельно проверяют, подсчитываются наиболее частые ошибки.

За этим следует устная работа над ошибками с использованием различных методов и приемов, указанных выше. Наконец, последнее. В двух первых случаях (закрепление как особый этап урока и закрепление в процессе изучения нового материала) выставляются только высокие оценки за работу на уроке отдельным ученикам.

Урок – закрепление предполагает оценивание большинства детей.

Особая роль в процессе закрепления материала принадлежит играм (особенно в жизни младших школьников). С помощью игровой деятельности можно усваивать исторические термины, изучать карту.

Кроме того, игра, в силу своей кажущейся несерьезности, способствует трансформации непроизвольного внимания и памяти ребенка в произвольное.

Игра дает возможность отличиться ученикам, обладающим некоторой «леностью ума», желающим получить все в готовом виде. Незаметно для себя они увлекаются поиском ответов, начинают размышлять. Да и победителем часто оказывается не тот, кто больше знает, а тот, кто умеет быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

- «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

-Акрослово ( например, обмен, реклама);

 

 -Синквейн

Незаконченные предложения.

Законопослушный человек это человек, который…

Противозаконное поведение это …

Преступление- это…

Проступок – это…

Расшифруйте аббревиатуры: УК РФ, КоАП, ГК РФ, ТК РФ

 

Пример вопросов для приема "Верно — не верно"

Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.

Вопросы:

1.     Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?

2.     Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?

3.     Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?

4.     Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.

 

Несмотря на то, что чаще такой прием, как корзина идей, используется на этапе актуализации знаний, почему бы его не применить на этапе Рефлексии. Тем самым, учащиеся смогут выписать именно то, что запомнили на уроке. Научатся видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. 

 

Тема: Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси: языческая реформа, женитьба на византийской принцессе, крещение киевлян, крещение новгородцев «огнем и мечом», строительство оборонительных рубежей на юге от печенегов.

 

Таким образом,  использование таких заданий на уроках  для закрепления  и  рефлексии, поможет учащимся усвоить материал и подготовится к ОГЭ.


 

               

 

 

 

 

Районный методический семинар

«Закрепление и рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС при подготовке к ОГЭ

 

 

 

 

Подготовила учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 7 с. Отказного»

Шушарина М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

06.02.2020г.



 

Скачано с www.znanio.ru

Наряду с проверкой домашнего задания, мотивационно-целевого этапа, изучением нового материала, - закрепление является важной составляющей урока по

Наряду с проверкой домашнего задания, мотивационно-целевого этапа, изучением нового материала, - закрепление является важной составляющей урока по

Игра дает возможность отличиться ученикам, обладающим некоторой «леностью ума», желающим получить все в готовом виде

Игра дает возможность отличиться ученикам, обладающим некоторой «леностью ума», желающим получить все в готовом виде

Пример вопросов для приема "Верно — не верно"

Пример вопросов для приема "Верно — не верно"

Районный методический семинар «Закрепление и рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках

Районный методический семинар «Закрепление и рефлексия на уроках истории и обществознания в рамках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020