Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
В современной педагогике :
Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
самоанализ деятельности и её результатов
Рефлексия связана с другим важным действием учебного процесса - целеполаганием.
Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
Методика организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие обязательные этапы:
•Постановка предметной деятельности;•Восстановление последовательности выполненных действий;•Изучение составленной последовательности действий;•Формулировка полученных результатов;•Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Рефлексия бывает:
• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.• Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.• Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Прием рефлекии”Допиши по выбору одно из неоконченных предложении“
Я научился …
Я узнал, что …
Я нашел подтверждение тому, что…
Я обнаружил, что …
Я был удивлен тем, что…
Мне нравиться, что …
Я был разочарован тем, что …
Самым важным для меня было…
Прием рефлексии «Анкета для самоанализа»
1. На уроке я работал активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался коротким | длинным |
4. За урок я не устал | устал |
5. Мое настроение стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был понятен | не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется легким | трудным |
Рефлексия – смайлик.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен
для меня и получил заслуженную оценку.
Урок был интересен, урок был в
определённой степени полезен для меня.
Пользы от урока я получил мало
и не было интересно.
Задание «Найди ошибку». Решены уравнения, в которых, возможно, допущены ошибки. Учащиеся должны их найти, обосновать свое мнение и решить верно уравнение.
Примеры заданий рефлексивного характера
Правильное решение:
7х – 6х + 14 = 14;
х = 14 – 14;
х = 0.
Ответ: х = 0.
7х – 2(3х – 7) = 14;
7х – 6х – 14 = 14;
7х – 6х = 14 + 14;
х = 28.
Ответ: 28.
Рефлексия деятельности.
Упростить выражение: 2(х-5)+8=
Вопрос: какое свойство умножения понадобиться применить при раскрытии скобок? (распределительное).
Применив его, получим: 2х-10+8=
Вопрос: есть ли в данном выражении подобные слагаемые? Если есть – назовите их.
(-10 и 8).
Вопрос: какое действие можно применить к ним?
(сложение чисел с разными знаками).
Применив его, получим: 2х-2.
1. Раскрыть скобки в правой части уравнения;
2. Перенести все неизвестные слагаемые левую часть уравнения;
3. Перенести все известные слагаемые правую часть уравнения;
4. Привести подобные слагаемые;
5. Найти неизвестный множитель;
6. Полученное число и будет решением уравнения.
Примерный алгоритм решения уравнения:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.