Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны
Оценка 4.9

Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
история
5 кл—11 кл +1
15.02.2020
Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны
Россия встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политической системы, могущественного консервативного класса землевладельцев - помещиков; слабым было промышленное развитие и как результат этого - замедленное формирование третьего сословия. И все же либеральные настроения постепенно распространялись, с каждым десятилетием шире становился шаг российских реформаторов. Со временем расширялась и социальная почва либерально-реформаторских идей. Государственный либерализм, возникший в узкой среде представителей самодержавной власти в последней трети XVIII - первой четверти XIX в., постепенно находил опору в нарастающем либеральном общественном движении. Но грозная сила реакционных общественных институтов чаще всего сводила на нет попытки подлинного реформирования страны. XIX век выявил это противоречие российской жизни, несхожесть развития России с развитием западных стран. Противоречия века преломились в судьбах российских реформаторов.
Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава I. Жизнь и деятельность С.Ю. Витте…………………………………...5

Глава II. Реформы С.Ю. Витте…………………………………………...…..11

2.1 Внешняя торговля и таможенное ведомство……………………………11

2.2 Денежно-финансовая система……………………………………………..12

2.3 Налоговая система…………………………………………………………17

2.4 Винная монополия…………………………………………………………20

2.5 Железнодорожное хозяйство……………………………………………..21

2.6 Манифест 17 октября 1905 года………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………… 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политической системы, могущественного консервативного класса землевладельцев - помещиков; слабым было промышленное развитие и как результат этого - замедленное формирование третьего сословия. И все же либеральные настроения постепенно распространялись, с каждым десятилетием шире становился шаг российских реформаторов. Со временем расширялась и социальная почва либерально-реформаторских идей. Государственный либерализм, возникший в узкой среде представителей самодержавной власти в последней трети XVIII - первой четверти XIX в., постепенно находил опору в нарастающем либеральном общественном движении. Но грозная сила реакционных общественных институтов чаще всего сводила на нет попытки подлинного реформирования страны.

XIX век выявил это противоречие российской жизни, несхожесть развития России с развитием западных стран. Противоречия века преломились в судьбах российских реформаторов.

Каждый из них представлял собой эпоху в истории отечественных реформ, каждый являл собой яркую, неординарную личность, каждый пережил счастливые времена осуществления своих общественных идеалов, практических планов, каждый в определенные периоды своей государственной карьеры сталкивался с трудностями, непониманием и враждебностью со стороны той среды, которая поднимала их к реформаторской деятельности, и становился горьким свидетелем собственного заката.

В истории России конца XIX - начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета - таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.

Описать жизнь и дела Сергея Юльевича Витте трудно. Это объясняется не только тем, что он довольно долго, без малого двадцать лет, занимал лидирующие позиции в императорских коридорах власти, но в еще большей степени тем, что это была чрезвычайно сложная и противоречивая натура. В его характере, поступках и намерениях удивительным образом переплетались искренность и лживость, преданность долгу и откровенный цинизм, глубокие знания и поразительное невежество. Критическая самооценка ему была неведома, и он до последнего мгновения своего земного существования безнадежно играл роль отверженного гения.

Цель работы состоит в рассмотрении биографии и реформаторской деятельности С.Ю. Витте, раскрытие его главных заслуг перед страной и  попытка модернизации проведения  данных реформ.

Работа состоит из введения, содержания, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

          Глава I. Жизнь и деятельность С.Ю. Витте

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.

Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.

После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя службы движения.

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.

В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.

Размах и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяют говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти на­родным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю. Витте выросла со 187 млн.руб. в 1892г. до 822 млн.руб. в 1903г. Во всех расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43%. В министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранный кадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стояла компетенция, а не происхождение. Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил на экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенных возможности преподавать па университетских кафедрах. На должность управляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерства финансов, он рекомендовал Д. Менделеева.

К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финан­сов он привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул и воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов - управ­ляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатского банка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Витте специально посылал за границу учиться банковскому делу.

С.Ю. Витте принадлежит почин в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших с экономическим состоянием России.

Еще будучи министром финансов, Витте возглавил в качестве председателя Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22 января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местах Особое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта 1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка. Деятельность Витте па этом посту была направлена па реформу крестьянских отношений, что было не по душе реакционно настроенной части российской верхушки.

Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была его твердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинут общественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени. Он приобрел уважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добился для России весьма успешных результатов. Вынудив японскую делегацию в ходе переговоров высказаться по вопросу о денежной контрибуции, он умело переломил общественное мнение. Оно уже не могло сочувствовать державе, готовой продолжать войну, нарушающую торгово-экономические интересы всего мира, только ради денег. В итоге Япония согласия на контрибуцию не получила, а Россия ограничилась уступкой южной части Сахалина и прибрежной ветви Манчжурской железной дороги. С.Ю. Витте вернулся домой, а японское правительство ввело в Токио военное положение для удержания масс от возмущения и разрушительных эксцессов.

Вернувшись в Россию, С.Ю. Витте нашел власть в состоянии полной растерянности, метания от диктаторского подавления революционного движения до дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения и судьба вновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказался перед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом - за Конституцию.

У С.Ю. Витте был свой план: создание единой и твердой государственной власти во главе с Советом министров, наделенным неограниченными полномочиями. Правительство должно было в рамках предоставленных ему установок выработать основы конституционного строя, который и был бы с известной постепенностью сформирован. Свои взгляды он изложил в докладе на имя императора Николая II. В нем подчеркивалось, что корни происходящих в стране волнений лежат глубже. "Они - в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы. В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу, основных элементов правового строя: свобода печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности".

На этом историческом документе Николай II начертал: "Принять к руководству", - и поручил С.Ю. Витте подготовить текст Манифеста, который был опублико­ван 17 октября 1905 г. вместе с объяснительной запиской. Сергей Юльевич Витте стал первым в истории России председателем Совета министров - постоянно действую­щего правительственного органа.

С разблокированием Сибирской магистрали войска стали стягиваться на европейскую часть страны, вооруженные выступления были подавлены, а о дарованных Манифестом свободах вскоре забыли. Остался не у дел и сам С.Ю. Витте - один из авторов конституционных реформ России. 14 апреля 1906 г. он обратился к царю с заявлением об отставке, а 16 апреля получил положительный ответ.

В течение последующих девяти лет жизни С.Ю. Витте неоднократно возвращался к событиям того времени, переосмысливая их ход. Он четко отличал свой подход к конституционной реформе от царского Манифеста, критически оценивал деятельность Государственной думы, мечтал о том, чтобы над его могилой было начертано: "Объяснительная записка 17-го октября".

В период короткого пребывания во главе правительства он достаточно четко представлял себе необходимость решения двух задач: посредством займа получить средства для того, чтобы в течение ряда лет не нуждаться в деньгах, и вернуть армию из Забайкалья в европейскую Россию. В своих воспоминаниях он посвятил истории получения займа целую главу, а затем выпустил специальную книгу".

Действительно, в конце 1905 г. Россия стояла на пороге финансового краха. Запасы золота таяли, его владельцы переводили капиталы за границу. Эмиссионное право Государственного банка на выпуск кредитных билетов было исчерпано. Поэтому заем был необходим для того, чтобы спасти золотое обращение в самый критический момент. Роль Витте в решении этой проблемы была высоко оценена Николаем II. Но тем не менее он был уволен после того, как из Парижа поступила телеграмма о подписании договора о займе.

После ухода от активной политической деятельности С.Ю. Витте оставался членом Государственного совета, но большую часть времени жил за границей, перио­дически возвращаясь в Россию. Он начал работать над обширными воспоминаниями, материалы для которых он собирал заранее. Особенно скрупулезно к описанию своей жизни и деятельности С.Ю. Витте стал относиться после того, когда его авторитет и влияние сильно пошатнулись. Его волновало мнение потомков. "Конечно, я уверен в том, - писал он, - что, когда я буду в земле, все выяснится, и мне будет отдано должное. Моих врагов забудут, а меня Россияне забудет".

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Реформы С.Ю. Витте

   Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года - вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.

     Изначально Витте был приглашён в Петербург как специалист по железнодорожному делу. Но он пробыл на посту министра путей сообщения менее года. Вскоре Витте стал управляющим Министерства финансов, а с 1 января 1893 года официально возглавил это ведомство. Минфин считался ключевой структурой в тогдашнем правительстве, и это назначение дало Витте шанс реализовать свою бурлящую энергию и воплотить в жизнь новые для России идеи.

2.1 Внешняя торговля и таможенное ведомство

     На тот момент экономическая ситуация в стране была весьма благоприятной. Российская промышленность находилась на подъёме, и Витте решил, что необходимо поддержать отечественные товары промышленного производства с помощью особой таможенной политики. Надо сказать, что подобная защита промышленности не была изобретением Витте. Ещё Н.Х. Бунге прославился как зачинатель нового «охранительного» направления таможенной политики, а при министре финансов И.А. Вышнеградском. уже понемногу вводилась полномасштабная протекционистская политика. Витте ввёл принципиально новое во внешнеторговую политику. Дело в том, что таможенные тарифы образца 1891 года, как и более ранние, зачастую вводились едиными для всех торговых партнёров России. На Западе же получили распространение двоякие тарифные схемы. Подразумевается, что в зависимости от встречного благоприятствования своей таможенной политики то или иное государство вводило по отношению к своим партнёрам минимальные или максимальные тарифы на импорт. При этом торговые отношения двух государств должны были регулироваться особыми двусторонними договорами.

     Приняв во внимание это обстоятельство, Витте в 1893 г. добился принятия закона, гласившего, что ввозные пошлины 1891 г. (их впору назвать запретительными) признаются нормой. Более того, министр финансов по согласованию с министром иностранных дел мог повышать эти ставки в случае отказа страны содействовать России в экспорте хлеба. Вскоре Германская империя ответила на введение тарифа 1891 г. установкой особых пошлин для российского экспорта, главным образом это был хлеб. Витте пугали неизбежным поражением в разразившейся таможенной войне, но Сергей Юльевич не уступил и довёл начатую реформу до конца. Германия, оказавшись без российского хлеба, была вынуждена заключить с Россией двусторонний договор на 10 лет, который впоследствии был перезаключен ещё на более длительный срок. Подобные соглашения были заключены также с Францией и Австро-Венгрией. Система двусторонних торговых договоров стала доминантой российской внешней торговли. Межгосударственные соглашения стали важной частью новой торгово- промышленной стратегии Российского государства.

     Фискальные результаты новой тарифной политики Витте оказались весьма положительными. Если к кануну 1891 года таможенный доход составлял в среднем 140 млн. руб. в  год, то в 1899 г. он составил 219 млн. руб., а в 1903 г. – 241 млн. руб., 14% доходной части бюджета.

2.2 Денежно-финансовая система

     Ахиллесовой пятой денежно-финансовой системы России долгое время являлось обилие кредитно бумажной массы (банкнот). Рубль постоянно находился в процессе девальвации и был крайне неустойчив. Кредитным рублём постоянно спекулировали. Все попытки предшественников Витте справиться с ситуацией вызывали бурю среди народа, в особенности во время реализации урожая. Другой вариант -попытки опять же предшественников Витте стабилизировать денежно-финансовую систему путём жесткой экономии расходов также не вызвали у министра одобрения, поскольку в этом случае финансовая система страны не используется в качестве мощного рычага для развития экономики.

     Первой  идеей Витте на посту министра финансов было преодоление разразившегося кризиса с денежной наличностью путём дополнительной эмиссии кредитных билетов. Хорошо знавший своего начальника А.Г. Рафалович, представитель Министерства финансов России во Франции, тогда крайне оптимистично заметил: «Витте человек такого большого ума, что через шесть месяцев он всё поймёт и сделается великолепным министром финансов.

     Дальнейшие  события развивались в соответствие с предреканиями Рафаловича. Сергей Юльевич осознал ошибочность  своих расчётов и уделил большое  внимание изучению опыта своих предшественников, пытавшихся заложить предпосылки для введения золотого обеспечения рубля и размена бумажных денег на металлические. Как Бунге, так и Вышнеградский добились определённых результатов в этом направлении. Эти люди пытались упрочнить курс рубля, накопить определённый запас золота в стране, а также провести реструктуризацию государственных займов, чтобы выплаты проводились на протяжении более долгого времени, и их ежегодный размер составлял относительно небольшие для государства деньги, соответственно с меньшими процентами. Некоторые действия были произведены Бунге и Вышнеградским в отношение увеличения доходов от экспорта и импорта. Также понижался процент доходов от облигаций и закладных листов земельных банков, что способствовало переливанию капиталов в торгово-промышленную среду. Этой линии стал придерживаться и Витте, заключивший на сравнительно выгодных для России условиях ряд серьёзных займов, наиболее крупные из которых – 1894 и 1896 годов. В результате к 1 января 1895г. Золотой запас страны составил 645,7 млн. руб – против 372 млн. руб. в 1890г. – и продолжал расти. По словам самого Витте, благодаря этим ресурсам: «Правительство смогло сохранить курс рубля от посягательств биржевой игры».

     Но  все эти меры носили сами по себе паллиативный характер. Российской империи была необходима серьёзная реформа - полномасштабное преобразование всей денежно-финансовой системы. Витте, понимая суть вопроса, должен был доказать всей российской власти, прежде всего монарху, что преобразование неизбежно в свете возможности дальнейшего развития страны. На заседании Комитета финансов 15 марта 1895 г. С.Ю. Витте представил программу реформы и сформулировал её суть перед широкой общественностью. По словам С.Ю. Витте, главными изъянами действовавшей тогда российской денежной системы являлись: нестабильная динамика изменения курса рубля и как следствие - постоянные колебания цен, постоянная нехватка денежных знаков, негативный инвестиционный климат.

     Витте подчеркнул необходимость присутствия  иностранных инвестиций в российскую экономику: «Между тем, без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей страны». В качестве базового обеспечения реформы Витте без всякого сомнения выбрал золото. На самом деле, большинство умов того времени было настроено в пользу двух металлов - золота и серебра. В конце концов, есть и традиции хождения денег в России, когда золото и серебро шли «рука об руку», да и запасы серебра в России были довольно значительны. Однако в случае высокой конъюнктуры снижение стоимости одного из элементов подобной «двухметальной» денежной системы могло негативно повлиять на курс рубля. Сам Витте, во-первых, был убеждён, что серебро вскоре упадёт в цене: «Я же был того убеждения…, что цена на серебро будет всё более и более падать, и что может наступить время, когда серебро совсем потеряет титул благородного металла». Во-вторых, все иностранные партнёры России уже давно перешли на золотое обращение.

     Утечка  информации о готовящейся реформе  вызвала настоящий взрыв нападок  на Витте. Реформа существенно затрагивала  интересы тех, кто всегда в России был хозяином положения. Введение золотого паритета и повышения курсовой устойчивости рубля могло буквально подстегнуть развитие российской промышленности. Что же касается аграрного сектора, то повышение курсовой стоимости рубля неизбежно должно было привести к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. Вспыхнула буря негодования со стороны сельских хозяев и новоявленных фермеров. Началась серьёзная конфронтация Витте с Государственным советом, который пытался отозвать все принятые Министерством финансов нововведения. Здесь в полной мере сказались такие качества Витте, как интуиция, прагматичный расчёт и умение пользоваться механизмами власти.

     Отныне  вводился свободный размен кредитных  билетов на золото. Как считал Витте: «Денежная реформа должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейших потрясений и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения». Это по его мнению могло быть достигнуто только введением золотого размена рубля по фиксированному курсу (1 кредитный рубль равен 66 2/3 коп. золотом).

     Государственный банк стал единственным институтом в  стране, имевшим право заниматься эмиссией. Он имел право выпускать  необеспеченные золотом банкноты на сумму не более 300 млн. рублей. Все  кредитные билеты сверх этой сумму  должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. Было предусмотрено законодательно постоянное содержание в стране большого запаса золота. В 1888г. золотой запас составлял около 45,8% к номинальной сумме кредитных билетов, а к 1892г. он возрос до 81,2%. К 1896г. золотой запас в стране составлял 103,2 процента от общей суммы кредитных билетов. Были введены в обращение новые золотые монеты: империал (15 руб.) и полуимпериал (7,5 руб.). Высочайшим указом на банкнотах Государственного банка России делались следующие надписи: «Обеспечивается золотым достоянием российской империи» и «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения (1 рубль = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)».

     Говоря  о денежной реформе, многие часто не могут понять, почему Витте проводил свою великую реформу, основываясь на девальвации (понижении фактической цены рубля относительно номинальной), и почему не была введена в России более мелкая единица, чем рубль. Ведь если бы это было сделано, стоимость жизни в России могла бы упасть, а соответственно уровень жизни населения вырос бы.

     Сам Витте объяснял своё решение касательно девальвации тем, что в этом случае в России не произошло никаких  социальных перемен и народных потрясений. Население не заметило ровным счётом ничего. Когда 3 января  1897 г. вышел царский указ, дававший законодательную силу всем положением денежной системы, то никаких перемен в ценах на товары широкого потребления не произошло, а значит и народ перенёс реформу спокойно. Если бы реформа не пошла по пути девальвации рубля, то, согласно экономической науке, всё могло быть иначе.

     Что касается введения более мелкой денежной единицы, то здесь у Витте был  совершенно конкретный проект. Уже  были заготовлены отчеканенные образцы  новой монеты «Русь», которая, в соответствии с планами Витте, должна была заменить рубль. Сергей Юльевич соглашается, что, говоря о личном и семейном благосостоянии, мелкая денежная единица в стране действительно делает жизнь дешевле. Однако в свете начавшегося противостоянии Витте с Государственном советом, а также других аспектов разразившейся буря возражения министр финансов был вынужден отбросить мысль введения «Руси».

     Таким образом, солидный золотой запас, благоприятная  экономическая ситуация и положительный внешнеторговый баланс позволили России благополучно прейти на новую денежную систему и ускорить индустриально капиталистическую модернизацию страны.

2.3 Налоговая система

     Бурно развивающаяся страна требовала  всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное - Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

     К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

·        поземельный налог

·        налог с недвижимости

·        налог на денежные капиталы

·        квартирный налог

·        промысловый налог

     Главный бич всех этих налогов - обложение  не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

     Торговля  и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3%  от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

     Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов  до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на другие, более современные методы. Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…».

     После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного  и дополнительного. Основной налог  являлся ни чем иным, как ежегодной  платой за лицензию на право занятия  тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.  Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

     Основную  же массу бюджетных поступлений  составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

     Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара - российский народ - защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

2.4 Винная монополия

     На  момент начала работы Витте в качестве министра финансов император Александр III говорил, что его гложет то, как спивается русский народ и что пора найти какие-нибудь меры против пьянства.

     Александр всем сердцем желал помочь русскому народу и казне, а потому и было решено ввести винную монополию - мере уникальную, не существовавшую в практике ни одной страны мира.

     Основная  суть питейной монополии заключается  в том, что никто не может продавать  вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

     При Александре III Витте удалось заложить основы винной монополии. Первое, что  было сделано - вся торговля перешла в руки государства. Ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

     Введение  винной монополии встретило большое  сопротивление в Государственном  совете. Его пожилые члены имели  некоторый страх перед всем новым, неведомым в их эпоху. Больше всех Витте противостоял член совета Грот, выступавший с ярким речами против введения винной монополии.

     Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов  доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений.

     Однако  реформа имела своей целью  не только повышение доходов государственной  казны, но также и улучшение качества крепких алкогольных напитков, взяв под контроль государства всё  питейное хозяйство. попутно повысив культуру их потребления. Защищаясь от нападок со стороны своих недоброжелателей, Сергей Юльевич даже написал в одном из своих докладов, что введение казённой монополии на продажу водки «не имеет в виду найти источник доходов…в частной торговле вино и спирт появляются нередко с вредными, расшатывающими здоровье примесями. Самые условия этой торговли, допускающей, при неразборчивости в средствах, извлечение из неё наибольших выгод, способствовали укоренению многообразных злоупотреблений, разорявших низшие классы населения».

2.5 Железнодорожное хозяйство

     Приведение  в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после  его ухода из Министерства путей  сообщения. В России времён Витте более всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

     Ещё в 1889 г. было издано Временное положение  о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя  тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая  покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.

     Другое  направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте - выкуп  убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной, и только 1/3 - дороги, приносившие какой-никакой доход - находилась в собственности негосударственных организаций. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб., и это в условиях строительства магистралей за Уралом, в частности Транссиба. Железнодорожное строительство при Витте переросло в настоящий бум. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий и к середине 1902 года общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

     Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных предприятий, то впоследствии это коснулось совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм.

     Россия  приобрела практически за десять лет (Транссибирская магистраль была окончательно введена в эксплуатацию только в 1914 году) разветвлённую железнодорожную  сеть со стратегическим значением  -  связь Запада с Востоком, Центра с окраинами. Были построены такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь - Котласская, Вологодско - Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль. Витте без ложной скромности писал, что «…это великое предприятие было совершено благодаря моей энергии…», добавляя при этом, что ели бы не поддержка двух императоров - Александра и Николая - ничего бы не вышло.

     Интенсивное железнодорожное строительство  способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний  Восток - регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.

     Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.

2.6 Манифест 17 октября 1905 года

     17 октября 1905 года в разгар небывалой  революционной смуты был объявлен манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Сергей Юльевич Витте, будучи на тот момент председателем Комитета министров, доказал императору Николаю необходимость ограничения самодержавия на благо и спокойствие России и явился одним из основных составителей манифеста. Манифест провозглашал следующие положения:

- Населению даруются незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов;

- К уже готовящимся выборам в Государственную Думу должны быть привлечены те классы населения, которые остались к ним безучастны, на основе всеобщего избирательного права;

- Впредь никакой закон не может вступить в силу без одобрения. Государственной Думы. Выборным депутатам от народа должна быть обеспечена возможность надзора и контроля действующих властей и их государственной инициативы.

     Несколько лет спустя, Витте комментировал: «Никто не хочет понять…что, настаивая на манифесте 17 октября, я  - убеждённый поклонник самодержавия как лучшей формы правления для России - поступился своими симпатиями во имя спасения Родины от анархии и династии от гибели. Представителям последней я бросил средь бушующего моря спасательный поплавок, за который им и пришлось ухватиться». Значение Манифеста далеко не исчерпывалось решением тактических государственных задач.

     Манифест  называли и лицемерной уступкой, сохранившей  господство помещиков и буржуазии, и разрушением самодержавного строя  на корню. По мнению некоторых, эта уступка была ничтожной и запоздалой, а некоторые полагали, что она чрезмерна и преждевременна. Но никто не может поспорить с тем, что день 17 октября 1905 года предвосхитил политическое развитие России по меньшей мере до Февральской революции 1917 года.

 

 

 

 

 

Заключение

Сергея Юльевича Витте в плеяде выдающихся министров финансов России можно назвать одним из самых талантливых.  Среди государственных деятелей последних лет существования Российской империи Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим с политиканством. Славянофильское воспитание не помешало ему в 1890-е годы проводить программу ускоренного промышленного развития России с привлечением иностранных капиталов. Из убежденных сторонников общины он перешел в лагерь ее непримиримых противников. Вступив на пост министра финансов с намерением начать инфляционную политику, Витте исполнил то, что не удавалось его предшественникам: стабилизировал денежное обращение и ввел золотую валюту. Провалив в 1899 г. попытку Горемыкина учредить земство в Западном крае и обвинив его чуть ли не в конституционализме, Витте подготовил манифест 17 октября – акт гораздо более значительный по своим политическим последствиям.

Прагматизм Витте был не только отражением свойств его личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся мастером латать расползавшийся политический режим, ограждая его от радикального обновления. Он многое сделал для того чтобы продлить век старой власти, однако был не в силах приспособить отжившую свое систему государственного управления к новым отношениям и институтам и противостоять естественному ходу вещей.

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай II, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте  за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Внимательно рассмотрев деятельность Сергея Юльевича Витте, его реформы, можно сделать вывод о том, что при всех своих отнюдь не исключительных качествах он все же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты.

С.Ю. Витте жил в удивительное время кризисов, войн и революций, когда происходила невиданная социальная борьба и решался вопрос о судьбах России. Он был активным участником общественно-политического движения на своем поприще, по-своему решал проблему выхода России из политического тупика, страстно желал ей процветания и благоденствия. В целом Витте был, несомненно, крупным государственным деятелем, хотя и вряд ли особенно выдающимся, но оставившим заметный след в российской истории конца XIX - начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1.Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 – 1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708 с.

2.Витте С.Ю. Национальная экономика и Фридрих Лист // Вопросы экономики. – 1992. - № 2. – С. 140 – 160; № 3. – С. 139 – 148.

3.Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.

4.Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2015. - № 14. – С. 3 – 5.

5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 592 с.

6.Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 1998. – 544с.

7.Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М.: Международные отношения, 2015.

8.Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9.

9.Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 – 1917: Биобиблиографический справочник. – СПб., 2016.

10.Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 109 - 112.

 


 

Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны

Реформы С.Ю. Витте – попытка модернизации страны

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

Введение Россия встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политической системы, могущественного консервативного класса землевладельцев - помещиков;…

Введение Россия встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политической системы, могущественного консервативного класса землевладельцев - помещиков;…

Совета министров, член Государственного совета - таковы его основные служебные посты

Совета министров, член Государственного совета - таковы его основные служебные посты

Глава I. Жизнь и деятельность С

Глава I. Жизнь и деятельность С

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г

Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором

Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором

Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени

Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни

Действительно, в конце 1905 г

Действительно, в конце 1905 г

Глава II . Реформы С.Ю. Витте

Глава II . Реформы С.Ю. Витте

При этом торговые отношения двух государств должны были регулироваться особыми двусторонними договорами

При этом торговые отношения двух государств должны были регулироваться особыми двусторонними договорами

Кредитным рублём постоянно спекулировали

Кредитным рублём постоянно спекулировали

России условиях ряд серьёзных займов, наиболее крупные из которых – 1894 и 1896 годов

России условиях ряд серьёзных займов, наиболее крупные из которых – 1894 и 1896 годов

Сам Витте, во-первых, был убеждён, что серебро вскоре упадёт в цене: «Я же был того убеждения…, что цена на серебро будет всё более и более…

Сам Витте, во-первых, был убеждён, что серебро вскоре упадёт в цене: «Я же был того убеждения…, что цена на серебро будет всё более и более…

Было предусмотрено законодательно постоянное содержание в стране большого запаса золота

Было предусмотрено законодательно постоянное содержание в стране большого запаса золота

Русь», которая, в соответствии с планами

Русь», которая, в соответствии с планами

Главный бич всех этих налогов - обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула)

Главный бич всех этих налогов - обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула)

В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития

В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития

Винная монополия На момент начала работы

Винная монополия На момент начала работы

Однако реформа имела своей целью не только повышение доходов государственной казны, но также и улучшение качества крепких алкогольных напитков, взяв под контроль государства всё питейное…

Однако реформа имела своей целью не только повышение доходов государственной казны, но также и улучшение качества крепких алкогольных напитков, взяв под контроль государства всё питейное…

В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые…

В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые…

Запада с Востоком, Центра с окраинами

Запада с Востоком, Центра с окраинами

К уже готовящимся выборам в Государственную

К уже готовящимся выборам в Государственную

Заключение Сергея Юльевича Витте в плеяде выдающихся министров финансов

Заключение Сергея Юльевича Витте в плеяде выдающихся министров финансов

Витте за то, что он поддерживал самодержавие

Витте за то, что он поддерживал самодержавие

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Скачать файл