Река Нева. Конспект занятия по внеурочной деятельности.

  • Культурные мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Мой Петербург» ФИ учителя: Александрова Диана Николаевна Аудитория: 4 класс Тема: Река Нева – главная река нашего города Цели урока:  познакомить с главной рекой города Санкт-Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города, традициями;  повторить изученный ранее материал;  воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия. Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:  личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;  познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с картой, словарями;  регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Иконка файла материала Конспект занятия по внеурочной деятельност1.docx
ФИ учителя: Александрова Диана Николаевна Аудитория: 4 класс Тема: Река Нева – главная река нашего города Конспект занятия по внеурочной деятельности « Мой Петербург» Цели урока: познакомить с главной рекой города Санкт­Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города,  традициями; повторить изученный ранее  материал; воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия. Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке: личностные универсальные учебные действия: учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение; осознанно владеть  общим приёмом работы с картой, словарями; регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательные УУД  Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.  Мы продолжаем знакомство с историей и культурой города Санкт­ Петербурга. Вы поделитесь на 3 команды. Капитаны стали известны не прошлом  занятии. Условие: К каждому капитану может подойти не более  четырёх человек.       1.  Постановка цели урока.     Дальше двигайтесь по определителям.  Пройдёте квест,  и вы  узнаете все  имеющие отношение к нашему занятию объекты. ­ Что вы ждёте от игры? ­ О чём, по­вашему, пойдёт речь? (Задания квеста см. в приложении) 2.  Практическое получение новых знаний.  ( Групповая работа) 1) Группы объединяются и составляют общий текст на основе  своих  подсказок.       О названии  реки существует несколько версий: «нева»  (болото, топь, трясина),  «Нево» (море).       Великий князь Киевский и Владимирский Александр  Ярославич, отличившийся в 1242 году в Ледовом побоище,   получил своё прозвище в честь неудачной битвы  на реке.   В 1703 году Пётр строит на этой реке город и объявляет этот  град столицей. Ураганы приводят к наводнениям, одно из самых  крупных ( 1824 года) запечатлел А. С. Пушкин в поэме « Медный всадник». Пресная вода «Маркизовой лужи»,  была в 5 раз чище воды в  Волге.  Сегодня вода не годится для питья и купания из­за судоходства. На какие вопросы нашли ответы?  Высказывают свои пожелания.  По стакану с водой могут определить, что речь  пойдёт о водах Петербурга. Проходят квест. Вы идёте на прогулку. Там, где плещется вода. На Петроградской, в переулках, Везде празднует Нева. Здесь воздух будто бы искрится,  Асфальт от листьев золотой,  И солнцу хочется умыться  Студеной невскою водой. ­ Откуда происходит и о чем  говорит название реки – Нева?  ­ Какое значение Невы для  города? Финскому Ладожского ( Нево­ озеро) Личностные УУД:  Осознавать ответственность за свой  выбор.  Познавательные УУД: осознанно  строить высказывание в устной  форме. Познавательные УУД:  строить логические рассуждения;  осознанно владеть общим приёмом  работы с информацией,  представленной в различном виде;  Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую, находить ответы на  поставленные вопросы  Выявлять сущность, особенности  объектов.  На основе анализа объектов делать  выводы.ВЫВОД: Итак  название реки – Нева говорит о  родстве этого слова  с финским словом «нева» (болото, топь, трясина). (Слад 3) Нередко  относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а  именно к «Нево» (море). Но в шведских документах встречается  другое название нашей Невы – «Ню» (Новая река).  Некоторые исследователи допускали возможность происхождения слова «ню», а также слова «нева» от общего древнего корня со значением «новый». Вопрос о происхождении название реки Невы пока еще не может считаться  окончательно решенным.  2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для  реки  – «молодая, новая».  Какие вопросы Вас интересуют по теме? 2) Откуда берет свое начало и куда впадает Нева?   К какому заливу несет Нева свои воды?  А из какого озера берет свое начало? Возникновение же самой Невы связано с прорывом водораздела, в  результате которого Ладожские воды стремительно потекли по  руслу Тосны и достигли Финского залива. Произошло это  приблизительно 4000 ­ 4500 лет назад. То есть, Неву можно  причислить к относительно молодым рекам, если сравнивать ее с  Мгой, Славянкой, Тосной и Ижорой, которым в два раза больше лет,  чем ей. 3. Работа в группе и в парах.   Находить ответы на вопросы в  иллюстрации Коммуникативные УУД  Развиваем умение слушать и  понимать других.  Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  Оформлять свои мысли в устной  форме.  Умение работать в паре и в группах.      Регулятивные УУД:  Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. Личностные УУД: Стремление к   совершенствованию собственной речи,  умению чувствовать красоту и  выразительность речи  собственных текстов  произнесённое слово Осознавать ответственность за  Воспитывать интерес к созданию Составим карту – схему водного бассейна и определим  местоположение города Санкт­ Петербурга. Практическая работа в парах по  составлению карты – схемы: на  Коммуникативные УУДНайдите Ладожское озеро. Это одно из самых крупных озер на  Земле. В  него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них  Волхов( снизу), Свирь( справа от Ладожского озера), Вуокса  ( слева из  Финского оз. Сайма) наполняют Ладожское озеро, а  вытекает из него только одна река – наша Нева.  Как называется место, откуда берет свое начало река?   Отметьте исток Невы на ваших картах – схемах.   Взгляните на карту – схему  водного бассейна.    Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря.  Обозначьте стрелкой направление движения Невы по руслу.  Нева стремительна и полноводна. По пути в нее впадают другие  реки. Какие?   А какова протяженность Невы?  Длина Невы – 74 км.   Место впадения Невы в Финский залив называется – УСТЬЕМ.  Покажите на карте – схеме.  Именно в устье реки Невы, на  правом и левом ее берегах,  расположился город   Санкт – Петербург. Подпишите на карте –  схеме.   Кем и в каком году был основан город Санкт – Петербург?  Чье имя носит город? В устье наибольшая ширина Невы – 1250 метров, а средняя ширина  в черте города – 600 метров. Впишите в схему.  А какова глубина Невы? Наибольшая глубина Невы – 24 метра.  Впишите в схему. Что нового для себя узнали о реке Неве?  Сколько рек и каналов насчитывает  город Санкт – Петербург? 86 рек и каналов насчитывает  город Санкт – Петербург.  А почему же главной рекой является Нева? парте выкладывают  заготовки   контуры Ладожского озера,  Невы, Финского залива, …  Исток. Работа с картой. Ответы учащихся. Ижора, Охта, Мга, Тосна и др. Предположения учащихся. Работа с картой. Ответы учащихся Работа с картой. Ответы учащихся. Предположения учащихся. Ответы учащихся. Перечитывание текста с разными  задачами, установление  причинно­следственных связей. У красавицы Невы Ожерелье из листвы. Из гранитов самых лучших Сшито платье на века. Но совсем не белоручка  Развиваем умение слушать и  понимать других.  Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  Оформлять свои мысли в устной  форме.  Умение работать в паре       Регулятивные УУД:  Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей        Коммуникативные УУД:   пополнять словарный запас  историческими терминами,  договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности;  осуществлять взаимный контроль и  оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь.              Познавательные УУД:  Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстрацийИздревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С  весны до осени несет река на своих плечах грузы. Каждую ночь  разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело  груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. Какое значение для города Санкт­ Петербурга имеет Нева? Знаменитая река: Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева.           ( М. Борисова) Достаньте из конвертов стихотворение, прочитайте, подчеркните  строки, в которых говориться о значении Невы для города А еще река – кормилица  города Санкт – Петербурга. Нева «поит»  заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой. Наиболее ценной  породой рыб является лосось, традиционно ловят корюшку (14 пород рыб).  Почему же река Нева – главная река города Санкт – Петербурга?  А можно ли представить наш город без Невы? ( Видеосюжет). О каком значении Невы для города Санкт – Петербурга идет в нем  речь? (Архитектурные достопримечательности). Именно Нева дала жизнь городу Санкт­Петербургу. Город  раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его  площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады  прекрасных зданий, ставших символами города Санкт­Петербурга.  «Характер» Невы. ( Сл. 7) А какой у Невы характер? Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных  берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но  иногда у обычно спокойной Невы «портится  характер». Тогда она  становится темной, тревожной, гневной. За время существования  города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см  (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были  разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений  горожанам. Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы  Наводнение. ( чит. один из учащихся) Ну и ветер жмет с залива! Дождик хлещет все сильней, И насквозь промокли гривы Старых клодтовских коней. Ветер гулко завывает! Что же сделалось с Невой? Львов гранитных заливает,             Познавательные УУД:  Развиваем умения извлекатьуравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит  огромную пользу людям и городу. Какую?   Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное  гидротехническое сооружение – дамбу.  Строительные работы  завершены и можно надеяться, что Петербург будет навсегда  избавлен от страшной беды ­  наводнений.   Какой же «характер» у Невы? Накрывает с головой. Ветер волны все разгонит, Разобьет их о гранит. На ветру обсохнут кони, Наводненье отгремит. Петербуржцев разозлив, Ветер спать уйдет в залив информацию иллюстраций, текстов.  Преобразовывать информацию из  одной формы в другую, находить  ответы на поставленные вопросы Нева удивительная красавица! Что может сделать каждый из нас,  чтобы сохранить ее красоту? 4. Итог урока. Рефлексия.      Сегодня мы говорили о главной реке  города Санкт – Петербурга.  Что вы узнали о Неве и почему она главная река города?  А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой  главной реки нашего города. Узнаем, что недосказано о Неве. ( Видеосюжет о водной феерии).  ­ Что нового узнали? ­ Где пригодятся знания? Сожмите пальчики в кулак. При согласии со мною – разгибайте по  одному.  Мне было очень интересно. Узнал я то, что неизвестно. Себя я организовал Ещё соседу помогал. Скажу без лести, наконец, Что я и друг мой МОЛОДЕЦ! Ударим вместе мы, друзья: Наш класс ­ давно одна семья Ответы учащихся.      Коммуникативные УУД: Просмотр видеосюжета. Ответы на вопросы. Выполняют задание учителя.   Доносить свою позицию до  других, высказывать свою точку  зрения, пытаться её обосновать,  приводя аргументы       Регулятивные УУД:  Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию.