Плахова Т.В.
Рекомендации для педагогов ОО
ПОВЫШЕНИЕ ЭРУДИЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ,
ПОТРЕБЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
.ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Как сделать досуг воспитанников содержательным, как соединить познавательную
деятельность и отдых? Эту задачу способен решить системный подход к организации познавательной интеллектуальной деятельности воспитанников. Ведь даже пассивное участие в познавательных делах, интеллектуальных программах, играх и забавах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает их к тайнам мира, развивает гимнастику ума.
Воспитательные цели:
-развитие интеллектуальных способностей воспитанников ОУ;
-соединение познавательной среды и отдыха.
Реализация
-Организация работы интеллектуальных клубов;
-Обучение науке учиться в Школе «Учись учиться»;
-Проведение часов чтения интересных книг;
-разработка и реализация проектов: «Страна Открытий и Знаний», «Путешествие по океану Знаний»; «Игротека для умников и умниц», «Интеллектуальный клуб» и др.
Азбука самых разных умных дел
Азбука: мудрости, школьная, человеческих знаний.
Академия: веселых наук, знаний, искусств, мудрости, Около Всяческих Наук, психологических наук, пытливых умов, развития человеческих отношений, точных наук, умников и умниц.
Ассамблея: искусств, историческая, литературная, педагогическая.
Аукцион знаний.
Банк: всезнаек, идей.
«Ваше слово, эрудиты!» – игра для сообразительных, знающих и остроумных
ребят и взрослых.
Вечера: веселых задач, занимательных наук, разгаданных и неразгаданных тайн.
Викторина
День: знаний, космонавтики, отличников, хорошистов, победителей предметных олимпиад, медалистов, фантазеров и мечтателей, школьных наук.
Декада: культуры, науки и техники.
Галерея: искусств, известных Личностей, любимых сказочных (литературных, исторических) героев, научных открытий, технических идей.
Гимнастика ума
Защита: проектов, фанпроектов, гипотез, «безумных» идей.
Интеллектуальная: гостиная, игра, игротека, эстафета, ярмарка.
Интеллектуальный: аукцион, банк, клуб, кросс, конкурс, магазин, марафон, парад, ринг, тир, турнир, футбол, хоккей.
Интеллектуальное: казино, кафе, поле чудес.
Испытания: интеллектуальные, экзаменационные.
Исторические: альманахи, вехи школы, вечера, викторины, выставки, даты, декады, диспуты; журналы, конкурсы, кружки, личности, факты, экскурсии, эпохи.
История: вещей, родного края, города, села, поселка, государства российского, завода, кораблекрушений, костюма, родного края, любви, моды, моей семьи, нашей школы, Отечества, реки, слова.
Калейдоскоп: животных, загадок, знаний, идей, исторический.
Карнавал: исторический, народов России (мира), сказочный, фантастический.
Кафедра: веселых и находчивых, исследования и решения нерешенных проблем в области знаний человека о мире, различных природных явлениях, загадках.
Клуб: интеллектуальных игр, книголюбов, кинопутешествий, «От игры к знаниям», «Почемучек и Потомучек», «Эрудит».
КВН
Лабиринт: Жизненных ситуаций, Знаний.
Лаборатория: интеллектуальных игр, забав и развлечений; интересных открытий, исследовательская, недюжинных способностей, профессора Знайки, изучения сферы человеческих отношений, экспериментальная.
Лестница: Знаний, Восхождения к Олимпу, Успеха, Чудес
Лото: историческое, культ-лото, лото-шанс, муз-лото, мульт-лото, спорт-лото.
Марафон: исторический, музыкальный, предметный, спортивный, фантастических историй.
Мастерская: головоломки, ораторского искусства, пасьянса, развивающих игр, фалеристики, юного психолога, юного историка-краеведа, юного биолога, журналистики.
Мир: вокруг нас, живописи, животных, затерянный, затерянных следов, знаний, иллюзий, искусства, книжный, любимых книг, чувств, моего детства, моей семьи, музыки, народов мира, народов России, насекомых, приключений, природы, собственного «Я», увлечений.
Музей: знаменитых личностей, игры и игрушки, искусств, истории школы, исторический, краеведения, обуви, очков, рыцарей, старинных вещей, человеческой мысли.
Олимпиада: познавательная, предметная.
Парад: школьных звезд, знаний, наших достижений и побед, наук, наших открытий, планет, литературных (исторических, сказочных) героев, умных шуток.
«Поле чудес»
«Полигон остроумия»
Посвящение: во Всезнайки, в умники и умницы, в отроков, в первоклассники, в Потомучки, в совершеннолетие, в учителя, в эрудиты.
Пресс-бой
Прием: интеллектуалов, мудрых мыслей, медалистов, победителей олимпиад, лучших читателей, у ученых.
Природные явления: «Звездопад загадок», «Звездопад идей», «Листопад коллективных идей», «Нос по ветру, эрудиты!», «Планета тайн, чудес и загадок», «Свежий ветер интеллектуальных побед», «Ураган шальных идей»
Путешествие: в Страну Знаний, в Страну Тайн, в мир ЖЗЛюдей, в мир открытий, в мир веселых чисел, в мир доброты, в мир истории моды, в мир слов, в мир искусств, в мир точных наук, в мир фантастики, в мир этикета, в страну снов и сновидений, в страну Фантазии, во времени, из века в век, к центру собственного «Я», по школе, по улицам, по Малой Родине, по России, по горам по долам, по календарю, по островам, по городам и весям, по «Золотому Кольцу», по музеям, по странам и континентам, по страницам учебников, по страницам умных книг, по страницам прочитанных и еще не прочитанных книг.
Разнобой
Рассказ-эстафета (о ком-то или о чем-то)
Ребусник
Ринг: Веселых и находчивых, интеллектуальный, математический, исторический, литературный, музыкальный, сказочный, спортивный, стихотворный
Союз умников и умниц;
Съезд фантазеров и мечтателей
Турнир: всезнаек, оракулов, «Цицеронов», эрудитов, ораторов
Час почемучек и потомучек
Чемпионат: интеллектуальный, по грамотности, по пятеркам; умников и умниц; эрудитов
«Что? Где? Когда?»
Школа «Учись учиться»
Экскурсии познавательные
Эрудит-круиз
Эрудицион
Ярмарка: идей; интеллектуальных игр, забав и развлечений.
МУДРЫЕ МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МЫ ОТКРЫВАЕМ
У ИСТОЧНИКА МУДРОСТИ
Д. Дидро: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать,
что он рожден не для рабства».
Я. А. Коменский: «Считай несчастным тот день и час, в который ты не усвоил ничего
Нового и ничего не прибавил к своему образованию».
А. С. Грибоедов: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству».
К Д Ушинский: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо
в глазa своему незнанию».
Н. Г. Чернышевский: «Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы в полном смысле слова. У кого мало познания, тот невежа; у
кого ум не привык мыслить, mom груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».
В. А. Сухомлинский: «С малых лет и на протяжении всего длительного nymu no тропинке отрочества и юности стремитесь к тому, чтобы среди жизненных ценностей, которые входят в ваше бытие, на первом месте стояли не материальные блага, не заботы об одежде, квартире, вкусной пище, радости интеллектуальной жизни».
ИЗ АЗБУКИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
-Ученье — cвem, а неученье — тьма.
-Красна птица перьем, а человек — ученьем.
-Корень ученья горек, да плод его сладок.
-Век живи, век учись.
- Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
-Веревка крепка повивкой, а человек — знанием.
-Знания никому не в тягость.
-Грамоте учиться — всегда пригодится.
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Е. М. Минскин:
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть игры, которые предназначены спе-
циально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм наряду с другими необходимо уделять постоянное внимание.
При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сво
дится лишь к заполнению свободного времени, ибо они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательно, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать
развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделить как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развити-
ем школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определять лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь предлагаемые в пособии «От игры к знаниям» игры: логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы и т.д.
Подбирать игры надо применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако
это относится не ко всем играм, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.
В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных
навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.
Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не
всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Развивающие игры требуют в этом отношении особой осторожности. Трудные, не
посильные задач могут ребенка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, у него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.
Обычно, когда дети решают головоломку, в которой требуется сложить из отдель-
ных частей какую-либо фигуру, переложить предметы, соблюдая известные ограничительные условия, отыскать нужный маршрут и т.п., они, как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Чаще всего это не приводит к нужным результатам. Возникает необходимость подумать, найти какую-то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приемы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая играющему найти правильное решение.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить
предусмотренные школьной программой знания и умения. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры.
Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в
присутствии ребенка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тое появляется желание испытать свои силы.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В сорев-
нованиях возрастает активность ребенка, воля к победе.
Игры, предлагаемые в пособии «От игры к знаниям», могут быть предметом специ-
альных занятий в кружках, на вечерах занимательной науки, при проведении конкурсов эрудитов, смекалки и т. д.
Подсказки для организаторов досуга
Откройте в своей школе:
БАНК ВСЕЗНАЕК
В Банке Всезнаек жители Страны Открытий и Знаний хранят все свои знания.
Сюда каждый может вложить все, что он знает о природе, о животных, о спорте, о своей стране и других странах, о себе самом, о любой области знаний, изучаемой в школе. Здесь же хранятся разные конкурсы, кроссворды, интересные и умные вопросы. Их ищут, придумывают сами и вкладывают в банк, как взрослые, так и дети. Здесь всегда можно найти ответ на любой интересующий тебя вопрос, а значит стать богаче, чем ты был вчера. Ведь знания – это великое богатство, которое накопило человечество за все время своего существования.
ВЕСЕЛЫЙ РАНЕЦ
«Веселый ранец» - это ранец, в котором живут веселые стихи, песенки, рассказы,
загадки и отгадки, игры, забавы и затеи. В ранце нашлось место и урокам, но эти уроки необычные – это веселые и серьезные уроки Азбуки школьной жизни, В «Веселый ранец» можно заглянуть всегда, когда захочется, всегда, когда станет вдруг скучно, когда захо- чется поиграть с друзьями. «Веселый ранец» очень любит, когда ребята и взрослые при- носят ему подарки в виде новых стихов, песенок, игр, забав и затей. Ведь только в этом случае «Веселый ранец» может радовать своих друзей-первоклассников, помогать им добрыми советами и учить их жить дружно, интересно и весело.
МАСТЕРСКАЯ ПАСЬЯНСА
В мастерскую пасьянса приглашаются все любители карт. Но предупреждаем, что
поклонники примитивного «дурака» будут разочарованы, так как пасьянс (что значит «терпение») рассчитан на одного человека. Во время болезни или дождливым вечером вы никогда не будете чувствовать себя одиноким, если с вами будет ваш приятель-пасьянс. Терпение, расчет, остроумие, прогнозирование – вот те качества, которые воспитывает пасьянс. Раскладыванием пасьянса увлекались Мария Стюарт, Наполеон, А.С. Пушкин, наши прабабушки и прадедушки…
МАСТЕРСКАЯ ФАЛЕРИСТИКИ
Где и когда появились первые ордена и медали?
Кто такие КАВАЛЕРЫ и КАВАЛЕРСТВЕННЫЕ ДАМЫ?
Как АННА оказалась на ШЕЕ?
Какими орденами и медалями награждались те, кто служил и воевал на Кавказе?
Кому вручались ордена и медали под номером 1?
Обо всем этом, а также о храбрости и честности, об отваге и лести, коварстве и
преданности, предательстве и благородстве, тщеславии и бескорыстии Вы можете узнать, придя в мастерскую ФАЛЕРИСТИКИ.
Здесь же вы научитесь делать наградные знаки для всех, кто учится и учит в вашей
школе, кто помогает ей в ее развитии.
А еще можно открыть МАСТЕРСКИЕ: ТВОРЧЕСКИХ ИГР, РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ГО-
ЛОВОЛОМОК, КОМПЬЮТЕРА МИТРОШКИ, ЮНОГО ИСТОРИКА-КРАЕВЕДА, ЮНОГО БИОЛОГА, ЮНОГО ПСИХОЛОГА и др.
У ИСТОЧНИКА МУДРОСТИ
ШКОЛА «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»,
ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ НАУКИ О ТОМ, КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ
в тренировке. Пусть же для вас такими тренировками станут занятия в школе «Учись
учиться».
«Учись учиться» - это школа в школе. Это стремление заглянуть за страницы учеб-
ника, стать эрудированнее, сделать весомее свой багаж знаний, а возможно стать звездой в учебе.
учебную гимнастику, решают занимательные задачи, ломают головы над головоломками,
разгадывают ребусы. Основные темы занятий очень серьезные: «Учиться надо весело,
чтоб хорошо учиться», «Как лучше учить уроки?», «Как развить мощную память»,
«Использование знаний в занятиях любимым делом» и др. В школе «Учись учиться»
много спорят, дискутируют, самостоятельно работают с книгами, справочниками. Все это
расширяет кругозор и помогает учиться лучше.
«ШКОЛЬНОЕ ЛОТО»
1 сентября – один из самых улыбчивых дней в году. Все приветливы и доброже-
лательны, как никогда. 1 сентября дети, независимо от дня рождения взрослеют ровно на один учебный год, а взрослые становятся немножко детьми. Их объединяет Школа.
В один из таких первосентябрьских дней мы шли по улицам, вдыхали аромат цве-
тов, вглядывались в улыбающиеся лица и решили объединить взрослых и детей еще боль- ше. Мы придумали игру, в которую могли играть и те, кто учится в школе сегодня, и те, кто учился в ней когда-то.
Мы взяли обыкновенные кубики, по которым малыши учат азбуку, отыскали в
старом шкафу мешок, когда-то забытый одним знакомым Дедом Морозом, и написали на нем разноцветными красками – «Школьное лото».
Правила игры просты:
а) вытаскивайте из мешка кубик и начинайте вспоминать слова, которые начина-
ются на эту букву;
б) вытаскивайте из мешка кубики, на которых написаны слова, относящиеся
к школе и составляйте «Азбуку человеческих знаний о школе», рассказывая все, что вы знаете о самой школе, о тетради, ручке и т.д.
Если все играющие будут вспоминать правильно и рассказывать интересно, то они
смогут рассказать друг другу, что же такое Школа.
«Литературно-музыкальная гостиная». Все, приходящие в «Литературно-
музыкальную гостиную», пишут «Школьный роман» в прозе, песнях, гимнах, стихах и рисунках. Главы «Школьного романа» могут быть самыми разными: «Школа, в которой учим и учимся мы», «О нашей школе и о нас всерьез и с улыбкой», «О школярах», «Наши учителя – самые-самые!», «Самый классный Классный – это Классный наш!», Азбука школьной жизни», «Жалобный угол», «Проблемы школы серьезные и не очень», «Школа в моей жизни» (страничка для выпускников), «Наши Звездочки и Звезды» и др. Помимо этого каждая встреча в «Литературно-музыкальной гостиной» может происходить без всякого плана, по велению души. Просто собираются близкие по духу люди, чтобы провести время красиво и интересно. А может быть, инициативная группа воспитанников школы и взрослых сначала придумает названия и возможное сопровождение этих встреч, а затем уже по плану будет готовиться к этим удивительным вечерам, которые могут составить целое событие в жизни многих людей. И тогда может быть выстроена целая гирлянда таких вечеров:
-«Удивительные события в жизни замечательных людей».
-«Я к Вам пишу, чего же боле…».
-«Вечер любимых стихотворений».
-«Поэтическая дуэль».
-«По страницам любимых книг».
-«Вечера портретов поэтов, писателей, композиторов и музыкантов России».
-Вечера памяти поэтов, писателей, художников.
-Вечер старинной русской песни «Лейся, песня русская, раздольная!» (колыбель-
ные, хороводные, исторические, календарные, свадебные песни, песни о любви, семейной жизни, авторские песни, ставшие народными и др.).
-Вечер романса «Романса трепетные звуки».
-«Русский романс в диалоге с цыганской песней».
-Старинный бал.
-«Бал в старой Самаре».
-«Пушкинский бал».
-«Бал литературных героев».
-Музыкальный показ мод.
-Вечер вальса «Никогда не состарится вальс».
-Католическая и христианская духовная музыка.
-Вечер классической музыки.
-Вечер лирической песни.
-Вечер советской песни.
-Вечер пионерской песни.
-Вечер комсомольской песни.
-Вечер патриотической песни.
-Вечер военной песни «Фронтовые песни не сдаются, не уходят песни те в запас» (совместно с ветеранами).
-Вечер оперетты.
-Вечер бардовской песни.
-Вечер детской песни.
-Вечер артековской и орлятской песни.
-Ретро-вечер «У каждого времени свои песни» (совместно с родными воспитанников и учителей, жителями микрорайона разных поколений).
-Музыкальные вечера «Музыка для ума», «Музыка для сердца и души», «Музыка для тела и здоровья».
-и др.
ЯРМАРКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР, ЗАБАВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Ярмарка интеллектуальных игр, забав и развлечений, как показывает опыт, – это одно из самых любимых дел ребят любого возраста. Любят это дело и взрослые. Ярмарка помогает взрослым вспомнить те интеллектуальные игры, в которые они когда-то играли в детстве и передать этот игровой опыт современным детям. Ярмарка помогает ввести современных детей в удивительный мир знаний. Мы намеренно представляем данную модель как модель игровую, включающую в себя разнообразие локальных игровых моделей, которые могут работать в рамках образовательного учреждения как модели постоянные, системные, развивающиеся. Потому что игра – это то, что сегодня крайне необходимо современным детям и подросткам в виде педагогической, психологической и психотерапевтической поддержки. Именно игра будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников школы, восстановлению различных сил ребенка, его социализации, его умению жить в мире и согласии с самим собой и Другими людьми. Мы даем примерное содержание Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений. За вами, уважаемые коллеги, шаг следующий и последующий, и никогда не прекращающийся. Потому что без игры нет, и не может быть полноценного Детства. Нет, и не может быть полноценного развития человека, личности. Будем помнить всегда об этом. Напомним и родителям ваших воспитанников о важности и значимости игровой деятельности ребенка, вспомним вместе с ними свой игровой опыт, освоим новые интеллектуальные игры и забавы, подготовим и проведем первую Ярмарку интеллектуальных игр, забав и развлечений вместе с воспитанниками, чтобы следующую они подготовили и провели уже сами.
По всей школе оргкомитет сообщает идею о проведении Ярмарки и возможные за-
дания для разработки и решения. Для реализации КТД «Ярмарка интеллектуальных игр, забав и развлечений» создаются творческие группы воспитанников, учителей, выпускников школы и родителей. Творческие группы получают, а еще лучше, выбирают задания, идеи темы для проектирования содержания и оформления своего учреждения, которое будет работать на Ярмарке.
Возможные направления деятельности учащихся начальных классов
в рамках Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений
«Банк Всезнаек». В Банке Всезнаек хранятся знания про все на свете. Сюда каж-
дый участник Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений может вложить все, что он знает о природе, о животных, о спорте, о своей стране и других странах, о себе самом, о любой области знаний, изучаемых в школе. Здесь же хранятся разные конкурсы, кроссворды, интересные и умные вопросы. Их ищут, придумывают сами и вкладывают в банк, как взрослые, так и дети. Здесь всегда можно найти ответ на любой интересующий тебя вопрос, а значит стать богаче, чем ты был вчера. Ведь знания – это великое богатство, которое накопило человечество за все время своего существования.
В гостях у Кроссворда Кроссвордовича. Побывав в гостях у Кроссворда Крос-
свордовича, каждый сможет показать свои знания и умения в разгадывании кроссвордов на самые разные темы. А еще здесь можно научиться самим составлять кроссворды.
В Стране Слов. В этой удивительной Стране, которой нет ни на одной карте мира,
ребята с удовольствием поиграют в словесные игры.
Загадочный лабиринт. Из «Загадочного лабиринта» можно выбраться только то-
гда, когда отгадаешь все загадки, притаившиеся в нем.
«Заповедник Матушки Природы». Детям нравится разгадывать всякие тайны. Но
нет интереснее тайн, чем тайны природы, среди которой мы живем. Некоторые из этих тайн и предлагается разгадать ребятам в «Заповеднике Матушки Природы». Тайны Матушки Природы можно раскрывать с помощью загадок, викторин, ребусов и кроссвордов, видеосюжетов и т.д. Что и будут делать дети, попав в «Заповедник» и встретившись там с Матушкой Природой и ее детьми: растениями, животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Заповедный сад. В «Заповедном саду» растет Цветик-семицветик, на лепестках
которого написаны вопросы, на которые необходимо ответить. На Ромашковом лугу растут ромашки-почемучки, предлагающие ответить на их сто тысяч «Почему?» На Загадочном дереве «растут» загадки, которые нужно разгадать.
Зоопарк. Здесь ребятам предлагается:
-ответить на вопросы викторины «О братьях наших меньших»;
-отгадать загадки о животных, обитающих в зоопарке;
-разгадать кроссворды, посвященные животным;
-вспомнить сказки, где главными героями являются звери;
-взяв фигурку животного, живущего в нашем зоопарке, рассказать о нем все, что знаешь;
-и т.д.
Кафе «Умные ребята». Это необычное кафе. Потому что меню в нем состоит не
только из сладостей, которые так любят дети. Сладости там подаются на десерт. А основное меню составляют:
-«Разминочный завтрак для умников и умниц»;
-«Алфавитный обед»;
-«Загадочный полдник»;
-«Сказочный ужин».
Помимо этого здесь можно заказать:
-«Загадочное фирменное блюдо»;
-«Математическое ассорти»;
-«Словарный винегрет»;
-«Волшебный коктейль»;
-«Музыкальное ассорти»;
-и др. интеллектуальные блюда.
Клуб Почемучек и Потомучек. Сотрудники клуба предложат ребятам ответить на
вопросы, которые начинаются со слова «почему?» и из самых активных и знающих ребят соберут команду «Потомучек». Остальные ребята войдут в команду «Почемучки». И тогда начнется новая игра. Задача команды «Почемучек» - придумать свои «почему?» и спросить об этом команду «Потомучек». Задача «Потомучек» -правильно ответить на все заданные «почему?». Потом можно поменяться ролями и тогда «Почемучки» станут «Потомучками», а «Потомучки» - «Почемучками».
«Лото-клуб». В этом клубе, конечно же, все играют в лото. А лото может быть раз-
ным: сказочным и литературным, музыкальным и загадочным, ботаническим и зоологическим, школьным и космическим, и т.д. и т.п.
Правила игры в лото просты:
а) вытаскивайте из мешка кубик и начинайте вспоминать слова, которые начина-
ются на эту букву;
б) вытаскивайте из мешка кубики, на которых написаны слова, относящиеся к шко-
ле, природе, братьям нашим меньшим, сказкам, музыке, детским литературным произведениям и составляйте «Азбуку человеческих знаний», рассказывая все, что вы знаете по теме, заданной лото.
Общество «Сами с усами». Это очень веселое общество ребят и взрослых, кото-
рые знают историю возникновения фразеологизмов, умеют объяснить значение каждого фразеологизма, умеют фантазировать и сочинять.
Палата Ума. Палата Ума – это такая палата, где каждый может доказать, что он
самый умный на свете. Если он, конечно, вложит свой ум в копилку «Палаты Ума», ответив на самые разные умные вопросы, отгадает самые умные на свете загадки, решит самые умные на свете кроссворды и т.д.
Полянка чудес – почти что - знаменитое телевизионное «Поле чудес». Только го-
раздо проще и интереснее. Чудеса состоят в том, что каждый на этой полянке может почувствовать себя самым умным, самым смекалистым, самым эрудированным человеком на свете.
Сказочная страна «Лукоморье». Все дети и все взрослые любят сказки. Многие из них знают очень много сказок, а некоторые даже хотят подражать сказочным героям и даже на время не прочь превратиться в кого-нибудь из этих героев. В нашей сказочной стране «Лукоморье» все возможно. Поэтому всем на радость в ней сегодня можно:
-отгадывать и загадывать сказочные загадки;
-отвечать на вопросы сказочной викторины;
-разгадывать сказочные кроссворды;
-участвовать в сказочных эстафетах, которые проводят сказочные герои;
-и т.д. и т.п.
Возможные направления деятельности учащихся средних и старших классов в рамках Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений
«Вертушка». Ребята и взрослые, желающие принять участие в работе «Вертушки»
делятся на две команды. Каждый участник (участница) команды по кругу задает команде сопернице вопросы, на которые необходимо дать ответы. Сначала задает вопросы одна команда, затем другая.
«Игродром для умников и умниц». Здесь располагаются различные игровые
«точки», где ребята могут показать свои знания в различных областях. Например, такими «точками» могут стать: «Городок умных аттракционов», «Культурологический центр», «Спорт-комплекс для умников и умниц» с футбольным полем, хоккейной и волейбольной площадками, на которых проходят матчи по интеллектуальному футболу, волейболу, баскетболу и хоккею.
Интеллектуальная игротека – это игротека, созданная самими ребятами и взрос-
лыми. Здесь собраны всевозможные настольные и настенные игры. В эти игры не только интересно играть, но и с их помощью проверять свои знания, узнавать что-то новое, соревноваться с другими в знаниях, смекалке и эрудиции. На Ярмарке интеллектуальных игр, забав и развлечений «Интеллектуальная игротека» пользуется особым спросом.
Подсказка 1-ая: в рамках «Интеллектуального клуба» из структурных подразделе
ний могут работать: Игротеки (математическая, искусствоведческая, спортивная, историческая, экологическая, на самопроверку, настольные игры-соревнования, загадочная игротека и др.); «Игровое КБ (конструкторское бюро)», «Полигон остроумии и др.
Подсказка 2-я. Традиционными может стать проведение сотрудниками «Казино»
таких КТД (коллективных творческих дел), как: «Эрудит-круиз»; «Интеллектуальные состязания умников и умниц»; «Интеллектуальный марафон» для воспитанников школы, учителей и родителей; «Интеллектуальная эпопея»; Интеллектуальные бои местного значения»; турнир всезнаек; блиц-турниры, интеллектуальные игры по параллелям, в которых определяются «Самые умные ребята», «Самые находчивые ребята», «Самые дружные ребята» и др.
Интеллектуальный ринг. В огороженной площадке «Ринга» вслед за ударом гон-
га на ринг выходят представители двух или четырех команд, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также может снять некорректные вопросы.
Кафе«За семью печатями». Чтобы попасть в Кафе, нужно выполнить семь зада-
ний интеллектуального характера. Семь печатей – семь столиков, которые выбирают посетители кафе. И на каждом столике – не только угощение, но и свои задания. Съесть угощение можно только тогда, когда выполнишь все задания.
«Клуб Веселых и Находчивых» предложит свои мини-программы для посетите-
лей Ярмарки. В программе ярмарочного КВНа должны быть несложные задания, чтобы их можно было выполнять быстро и в режиме экспромта.
Клуб знатоков аналогичен телевизионному клубу знатоков.
«Культурологический центр». Здесь необходимо показать свои знания в области
культуры нашего народа и мировой художественной культуры. Возможные отделы «Культурологического центра»:
-«Бюро экскурсий и путешествий по родной стране и миру». Здесь каждый мо-
жет выступить в роли гидов-экскурсоводов и даже гидов-экскурсоводов-переводчиков, т.к. экскурсии и путешествия могут быть проведены для иностранных гостей и в плане проверки знаний воспитанниками иностранных языков. На экране проецируются виды городов, поселков, сел и деревень, архитектурные и природные памятники, скульптурные композиции Малой Родины, страны и мира. Ребята, выступающие в роли гидов-экскурсо-водов, по очереди дают свой авторский текст, а жюри или слушатели отмечают, чем интересно было каждое выступление. Экскурсия ведется на русском или иностранном языках, слушатели соответственно на этих языках задают вопросы. Возможные варианты экскурсий для гидов:
-«Поэзия родного города (села, поселка, родной деревни, деревеньки моей)»;
-«История по улицам идет»;
-«Они прославили наш город (край родной, село, поселок);
-«Родной земли прекрасный уголок»;
-«История застывшая в камне»;
«Тайны скверов, домов и улиц»;
-и др.
«Художественный музей». Здесь проводятся очно-заочные экскурсии по залам
знаменитых музеев страны и мира. В помещении музея вывешиваются на стенах или экране репродукции картин, и экскурсоводы дают пояснительный текст по описанной ранее технологии.
«Музыкальный салон». Здесь звучат отрывки из популярных музыкальных про-
изведений. Сотрудники «Музыкального салона» задают вопросы посетителям, выясняя их знания, рассказывают о композиторе и самом прозвучавшем произведении, а посетители музея во время слушания и сразу же после него описывают свои впечатления, настроение, ощущения, рисуют рисунки, пишут стихи. Здесь можно также узнать историю музыкальных инструментов, встретиться с музыкантами и т.д.
Лабиринты игр и головоломок. Название лабиринта говорит само за себя. Здесь
каждый найдет интересную интеллектуальную забаву для себя и своих друзей. Лабиринтов может быть несколько. Какие? Подсказку находим в книге «В лабиринтах игр и головоломок» /Сост. В. Н. Белов. – СПб.: Лениздат, 1992.:
-«Перекресток стратегий»;
-«Лингвистическая метаморфоза»;
-«Галерея образов»;
-«Встреча с волшебником»;
-«Тайничок с секретом».
Мастерская профессора Головоломки. В этой мастерской придется поломать го-
лову над задачами, проявить свою ловкость, смекалку, находчивость. Но чего уж здесь точно делать не придется – так это скучать!
«Мастерская пасьянса». В мастерскую пасьянса приглашаются все любители
карт. Но предупреждаем, что поклонники примитивного «дурака» будут разочарованы, так как пасьянс (что значит «терпение») рассчитан на одного человека. Во время болезни или дождливым вечером вы никогда не будете чувствовать себя одиноким, если с вами будет ваш приятель-пасьянс. Терпение, расчет, остроумие, прогнозирование – вот те качества, которые воспитывает пасьянс. Раскладыванием пасьянса увлекались Мария Стюарт, Наполеон, А.С. Пушкин, наши прабабушки и прадедушки…
«Математическая остериада» (участники сами придумывают задачи);
Поле Чудес аналог телевизионной передачи «Поле чудес».
Полоса препятствий. Участникам «Полосы препятствий» дается в руки клубок.
Наматывая нитку на клубок, они доходят до первого препятствия, где находят конверт с вопросами викторины. Ответив на вопросы викторины, участники полосы препятствий движутся дальше, не забывая наматывать нитку на клубок. Так они доходят до следующего препятствия в виде кроссворда, который необходимо разгадать, прежде чем двигаться дальше. На следующих этапах «Полосы препятствий» возможно ребята встретятся задания следующего характера: разгадать загадки, сложить пословицы, нарисовать портрет сказочного или литературного героя, вспомнить исторические события, изображенные на фотографиях или картинах и т. п. Победителем становится участник первым прошедший «Полосу препятствий» и правильно выполнивший все задания.
Стихоплетная мастерская. Все, кто рискнул заглянуть в эту мастерскую, пусть
рискнут заняться стихоплетством, т. е. составить стихотворения с рифмами:
-шляпа – растяпа
-кеды – беды
-смех – успех
-зефир – кефир
-дыра - ура
Центр «Рекордсмен». Принять участие в соревнованиях на звание «Рекордсмен
Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений» и навечно вписать свое имя в «Школьную Книгу рекордов Гиннеса», может каждый ученик и взрослый. Для этого нужно записаться в лист учета, получить задание, выполнить его и получить подтверждение судейской группы. Желающим принять участие в побитие рекордов вручается карта-схема расположения рекордных пунктов. Возможные пункты «Центра «Рекордсмен»:
-пункт «Рекордные дорожки», на которых проводятся интеллектуальные
забеги по разным предметам, изучаемым и не изучаемым в школе;
-пункт скоростного решения задач различной степени сложности;
-пункт «Скороговорения» (проводится конкурс на лучшего скороговорщика.
Победителями станут те, кто быстрее всех по времени и без ошибок расскажет по тексту скороговорку, а потом сделает то же самое по памяти);
-Пункт «Скорочтения» (участникам состязания дается текст, который не-
обходимо прочитать как можно быстрее не допуская при этом ошибок);
-пункт «Переводчик» (ставится задача: перевести на русский язык как мож-
но больше иностранных слов);
-пункт «Пояснялки» (пояснить значение понятий из русского и иностранных
словарей);
-пункт «Знатоков истории Отечества» (написать как можно больше знамена-
тельных дат и событий из истории России);
-пункт «Компьютер-спринт» (напечатать текст на компьютере на скорость и
без ошибок)
-и др.
«Эрудит-клуб». В этот клуб, конечно же, заглянут эрудиты, т.е. люди, которые
про все на свете знают. Эрудитам предстоит сдать экзамен на подтверждение своего звания. На столе раскладываются билеты, а в них – самые разные вопросы на самые разные темы. Побеждает тот, кто ответит на все или хотя бы на большее количество вопросов.
Примечание:
1. Как вы поняли, уважаемые коллеги и ребята, многие службы и учреждения Яр-
марки интеллектуальных игр, забав и развлечений могут получить прописку в школе как самостоятельные системные модели.
2. Помимо обозначенных учреждений Ярмарки учителя-предметники совместно с
ребятами любящими и знающими их предметы, могут организовать свои учреждения, где посетителям Ярмарки будут предложены свои интеллектуальные программы, игры и конкурсы.
По итогам Ярмарки может быть оформлена «Звездная аллея», где появляются
звездочки и звезды, зажженные воспитанниками разного возраста в различных областях знаний. Важно, чтобы на этом небе или в этой аллее нашлось место каждому, кто принял участие в Ярмарке и возможно впервые открыл в себе талант Знайки и Всезнайки, Знатока и Эрудита, Философа и Мудреца в той или иной области знаний.
НАША КНИЖНАЯ ПОЛКА
1. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное вре-
мя. М: «Сокол», 1997. Занимательная книга составлена из многочисленных задач, игр и опытов. Даны решения и ответы. Книга поможет воспитывать у посетителей Интеллектуального клуба любознательность, терпение и настойчивость.
2. Винокурова Н. К. Магия интеллекта. - Издательство «ЭЙДОС», Москва,
1994. В этой книге вы найдете интересные неутомительные игры, позволяющие развить
ваши творческие способности, вашу память, внимание, речь, наблюдательность и нетра-
диционное мьппление, выработать рациональные приемы умственной деятельности при-
менительно ко всем основным предметам школьного курса.
3. Гармаш И. И. Игры и развлечения. — Киев: «Урожай», 1996. В книге вы
найдете описание игр, развивающих способности человека, математические развлечения, головоломки и др.
4. Гершензон М А. Головоломки профессора Головоломки. Сборник затей фо-
кусов, самоделок, занимательных задач. — М: «Детская литература», 1989.
задачи и головоломки из разных книг детского писателя М. А. Гершензона, погибшего во
время Великой Отечественной войны.
5. Минскин Е. М От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры
для младших школьников. — М: «просвещение». 1982.
ти младших школьников, их сообразительности, находчивости.
6. Никитин Ю. 3., Никитина Е. Ю. Загадки Сфинкса. - «Сталкер», 1998.
развитием интеллектуальных игр, которыми увлекались известные в истории личности.
Вы ознакомитесь со способами отгадывания и составления различных игр-задач и сможе-
те сами проверить свои знания, умение логически мыслить, решая разнообразные ребусы,
шарады, кроссворды, викторины.
7. Смирнов В. Ф., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн. - Издательство
«Новая школа», Москва, 1993.
ния учиться. Если это происходит со многими учениками вашей школы, не отчаивайтесь:
эта книга поможет решить проблему. Помещенные в ней познавательные игры, голово-
ломки, шарады, ребусы, викторины, задачи и загадки по литературе, географии и биоло-
гии, математике и компьютерной грамоте, физике и химии рассчитаны на интересное
проведение досуга в школе и дома, но и на развитие у ребят пытливости ума, фантазии,
желания познать окружающий мир.
Книга рассчитана на ребят младшего, среднего и старшего школьного возраста.
8. Сухин И. Г. 800 загадок — 100 кроссвордов. — М.: «Новая школа», 1996.
та. В основу кроссвордов положены занимательные задания, литературные и народные
загадки. Загадки и занимательные задания собраны в тематические циклы.
9. Шмаков С. А. Игры — шутки, игры-минутки. — М: «Новая школа», 1996.
детском досуге, в которой вы найдете игровые миниатюры, игры-упражнения развивающегo характера, различные развлечения, ориентированные на творческое самовыражение
ребят разного возраста.
10. Энциклопедия досуга. — М: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
В данной энциклопедии вы найдете более 300 игр для ребят разного возраста.
Среди них есть как известные, так и менее известные игры, например, шашки гомоку.
удобства пользования перед каждой игрой помещена табличка, в которой указана
возрастная группа, число участников и продолжительность игры.
11. Игры и задачи на сообразительность: энциклопедия /Сост. Н. Л Вадченко,
Этой книге все возрасты покорны. Занимательные задачи по математике, физике,
химии, астрономии, музыке и т.д.; кроссворды по многим школьным предметам»; ребу-
сы; очень интересные игры и фокусы со спичками и просто фокусы; разнообразные голо-
воломки; логические задачи.
калку, внимание, чувство юмора, знания, находчивость, наблюдательность.
12. Игры на смекалку. — Ростов-на-Дону, Издательство «Проф-Пресс», 1998.
досуг и, самое главное, развить смекалку. Устраивайте логические эстафеты, учреждайте
призы и побеждайте! — вот что советуют вам составители сборника Р.А. Худякова и Н. П.
Алифанова.
13. В лабиринтах игр и головоломок. — Составитель В. Н. Белов. Лениздат,
1992.
учебе, работе, творчестве.
14. 365 развивающих игр. Автор-составитель Е. Беляков. - АЙРИС ПРЕСС
РОЛЬФ. Москва, 1999.
для развития детей 5-11 лет. С их помощью актив Интеллектуального клуба сможет
помочь ребятам развить физические качества, их творческие и логические способности,
а также такие свойства личности как внимательность, настойчивость, умение сосредота-
чиваться, предвидеть, находить нестандартные решения.
15. Энциклопедия игр и развлечений — Санкт-Петербург, «Золотой век»,
«ДИАМАНТ», 1999.
посетителей с тем, как развлекались на досуге их прадедушки и прабабушки, бабушки и дедушки. В книге наряду с играми и развлечениями, подразумевающими наличие парт- неров или соперников, а также фокусами и шутками, требующими присутствие зрителей, вы обнаружите головоломки, занимательные задачи и вопросы (разумеется, с ответами и решениями), гадания и пасьянсы, причем с многочисленными рисунками.
В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнова — СПб: «КРИСТАЛЛ», 1996.
17. 2001. Настольные игры. — Составитель Ковалева Г. В. — М: «РИПОЛ
КЛАССИК».
своих посетителей игры, развивающие внимание, интуицию, творческие способности и
логическое мышление. Но можно и не ставить никакой цели, а просто играть — решать
веселые задачки, отвечать на каверзные вопросы. И в том, и в другом случае ребята на-
учатся мыслить творчески, нестандартно, что не раз пригодится им в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.