Если с ребенком трудно общаться
(памятка-рекомендация для родителей)
Педагог-психолог: Бурлакова С.Н.
Замкнутый ребенок
Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими людьми, но не умеет использовать эти занятия. Замкнутый же ребенок не хочет вступать в контакт и не знает, как общаться. В этом различии особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.
При работе с застенчивым ребенком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а у замкнутого прежде всего формируем желание общаться и развиваем его коммуникативные навыки.
Замкнутость ребенка обычно имеет в раннем возрасте такие проявления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения; ухудшение аппетита и нарушение сна из-за малейших изменений в укладе жизни (переезд на дачу, поездка в гости и т.п.). Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.
Как правило, такой ребенок сильно привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное ее отсутствие. Необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения. Например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Поэтому при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.
Постепенно у ребенка сформируется спокойное и адекватное отношение к общению, разовьются речь и необходимые коммуникативные навыки. Однако замкнутость малыша можно и нужно корректировать.
Принципы общения с замкнутым ребенком:
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
Конфликтный ребенок
Существует много факторов, вызывающих ссоры и способствующих развитию конфликтности. Ребенок постоянно задирает своего брата или сестру, детей, с которыми общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребенку не хватает внимания в семье, а драка - хороший способ не только привлечь к себе внимание, но и показать свое превосходство над другими.
Принципы общения с конфликтным ребенком:
- пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры. Следите за собой: не допускайте в семье недружелюбных взглядов друг на друга и никогда не ворчите;
- не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребенка в возникновении конфликта и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации;
- после конфликта проанализируйте его причины и те неправильные действия вашего ребенка, которые привели к ссоре. Постарайтесь вместе с ним определить возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения. Он может утвердится в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- не всегда следует вмешаться в ссоры детей. Когда дошкольники в игре что-то не поделили и начали ссориться, лучше сначала просто понаблюдать за конфликтом, не вмешиваясь в него. Может быть, дети сами смогут найти общий язык. Ведь они только учатся общаться друг с другом. Если же вы заметили, что во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует вмешаться в такое общение, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.