Конспект урока "Цикл с параметром (язык Pascal)"
Оценка 4.9

Конспект урока "Цикл с параметром (язык Pascal)"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
информатика
8 кл—9 кл
19.02.2023
Конспект урока "Цикл с параметром (язык Pascal)"
Урок изучения нового материала с использованием компьютера, презентация, раздаточный материал (лист оценивания, задачи урока, актуализация знаний, закрепление изученного материала), учебники и справочники по Pascal
Цикл с параметром (язык Pascal).doc

План-конспект урока информатики

ФИО: Батуева Ксения Сергеевна

Место работы : МБОУ «СОШ №4» г.Можга УР

Должность: учитель математики и информатики

Класс: 9 класс

Предмет: Информатика

Тема урока: Цикл с параметром (язык Pascal)

Цели и задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с цикл с параметром; сформировать у учащихся умение записывать на языке программирования Pascal цикла с параметром и применять данную циклическую конструкцию при решении задач

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, внимание и память учащихся; формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать у школьников коммуникативную культуру (умения общаться, монологическую и диалогическую речь); развивать у учащихся рефлексивную деятельность

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, дисциплинированность; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; создать ситуацию взаимного сотрудничества

Тип урока: Урок изучения нового материала

Необходимое оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (лист оценивания, задачи урока, актуализация знаний, закрепление изученного материала), учебники и справочники по Pascal        

 План урока:

1.      Организационный момент (2 мин)

2.      Актуализация знаний (5 мин)

3.      Постановка задач урока (5 мин)     

4.      Изучение нового материала (15 мин)

5.      Физкультминутка (2 мин)

6.      Закрепление изученного материала(7 мин)

7.      Итог урока (3 мин)

8.      Рефлексия (6 мин)

 

 

 

 

Ход урока.

1.      Организационный момент

Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Я надеюсь, что вы настроились на урок и готовы к сотрудничеству со мной. Открываем тетради и записываем число (25.02.16)

Учащиеся: Здравствуйте!

 

Учитель:Обратите внимание, перед каждым из вас на столе лежит лист оценивания (желтого цвета) (Приложение 1). В него в течение всего урока вы будете вносить баллы за выполненные задания (задачи, упражнения), критерии оценивания будут озвучены по мере поступления задания.

 

2.      Актуализация знаний

Слайд 2

Учитель: Урок мы начнем с отгадывания ребуса (ребус на слайде 1)

Учащийся: Ответ – программирование

 

Учитель: Верно, ребята. Мы с вами занимаемся программированием на языке Паскаль, учимся писать программы. Познакомились с линейной и условной конструкциями. А теперь проверим ваши знания.

 

Учитель: Перед вами лежит лист с тестовым материалом (индивидуальный для каждого учащегося): 1 задание – по блок-схеме определить, который ответ мы получим в итоге выполнения программы, 2 задание – соотнести код программы с блок-схемой из предыдущего задания. (Приложение 2) На выполнение работы отводиться 3 минуты. Приступаем!

Учащиеся выполняют задание учителя, решают тестовые задания.

 

Слайд 3

Учитель: Время вышло. Теперь осуществим взаимопроверку: обменяйтесь листочками с соседом по парте. Критерии оценивания: за каждый правильный вариант ответа ставим по одному баллу: 1 задание – ответ b, 2 задание – ответ a. Поменяйтесь листами обратно и проставьте баллы в свой лист оценивания, обсудите в парах ошибки. Время осуждения – 1 минута.

 

Учащиеся выполняют взаимопроверку, проставляют баллы в лист оценивания и обсуждают в парах допущенные ошибки.

 

3.      Постановка задач урока.

Слайд 4

Учитель: Рассмотрим следующую задачу: пользователь вводит число с клавиатуры число, необходимо вывести последующие 7 чисел. Решаем задачу в тетради, используя либо линейную, либо условную конструкцию. На решение 1,5 минуты.

Учащиеся выполняют задание учителя: решают задачу в тетради.

 

Слайд 5

Учитель: Рассмотрим варианты решения задачи (варианты на слайде):

1.programm <название программы>;

var  a:integer; <переменная>

begin

writeln(‘Введите число’);

readln(a);

write(a+1);

write(a+2);

write(a+3);

write(a+4);

write(a+5);

write(a+6);

write(a+7);

end.

 

2. programm <название программы>;

var  a:integer; <переменная>

begin

writeln(‘Введите число’);

readln(a);

write(a+1,a+2,a+3,a+4,a+5,a+6,a+7);

end.

 

Кто только запросил у пользователя число, ставит себе 1 балл, кто решил задачу 1 или 2 способом ставит себе 2 балла.

Учащиеся сверяют своё решение с вариантами ответа, проставляют баллы в лист оценивания.

Учитель: Заметим, что мы повторяли несколько раз одно и тоже действие: рассчитывали следующее число по порядку и выводили его на экран. А значит, задачу можно записать более компактно. Как мы можем назвать повторение одного и того же действия?

Учащиеся: Повторение (перебор, цикл).

 

Учитель: Правильно – это цикл. Сталкиваетесь ли вы с циклами в повседневной жизни?

Учащиеся: Таблица умножения; прилив-отлив; круговорот воды в природе и др.

 

Учитель: Как вы думаете, о чем будет сегодня идти речь на уроке?

Учащиеся: О циклических конструкциях.

 

Учитель: Верно! Какие виды циклических конструкций вы знаете? Посмотрите в тетради.

Учащиеся: Цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием.

 

Учитель: Правильно. Сегодня мы рассмотрим одну из циклических конструкций – это цикл с параметром. Записываем тему в тетради (учащиеся фиксируют тему урока в тетради).

 

Учитель: Что мы должны узнать про цикл с параметром?

Учащиеся: Мы должны узнать, что такое цикл, рассмотреть виды циклических конструкций, научиться применять при решении задач.

 

Учитель: Следовательно, целью нашего урока является знакомство с циклом с параметром.

 

Учитель: Молодцы! Перед вами также лежат карточки «Задачи урока» (Приложение 3), на котором зафиксированы 4 задачи на урок. Прочитайте их, можете переформулировать, уточнить, вычеркнуть  и дописать еще 1-2 задачи, поставленные вами на урок. На выполнение задания 2 минута.

Учащиеся знакомятся с основными задачами на урок и дописывают задачи, которые ставят перед собой.

 

 

 

 

  1. Изучение нового материала.

Слайд 6

Учитель: Для начала давайте вспомним определение цикла: цикл - это специальная конструкция языка, позволяющая запрограммировать многократное выполнение определённого блока команд (учащиеся проговаривают определение). Сам блок команд называется телом цикла.

 

Учитель: Как вы считаете, что такое цикл с параметром?

Учащиеся: Цикл с параметром – это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз. Что такое параметр?

 

Слайд 7

Учитель: Верно! Параметр – это переменная целого типа, которая либо увеличивается, либо уменьшается на единицу. Зафиксируем понятие цикла с параметром в тетради (учащиеся фиксируют понятие цикла с параметром).

 

Слайд 8

Учитель: Внимание на слайд. Вы знакомы с данной блок-схемой? (блок-схема выводиться на слайд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся: Да.

 

Учитель: Далее нам необходимо записать конструкцию цикла с параметром на языке Паскаль. Данную конструкцию вам предстоит найти и зафиксировать в тетради, работая  в парах. На каждой парте лежит либо учебник по информатике, либо справочник по Паскаль. На выполнение 2 минуты.

Учащиеся работают в паре, выполняют поставленную задачу

 

Учитель: Теперь обсудите  в группах найденный материал: первая со второй, третья с четвертой, пятая с шестой, седьмая с восьмой. На обсуждение 1 минута.

Учащиеся работают в группах, выполняют поставленную задачу

 

Слайд 9

Учитель: Итак, как записывается конструкция  цикла с параметром? Вторая парта?

Учащиеся: for <параметр> := <начальное значение> to <конечное значение> do <тело цикла> ;

 

Учитель: Вы нашли только одну конструкцию? Пятая парта?

Учащиеся: Мы нашли еще одну конструкцию: for <параметр> := <начальное значение> downto <конечное значение> do <тело цикла> ;

 

Учитель: Молодцы! У кого записан один вид конструкции фиксируют в тетради второй вид конструкции цикла с параметром.  Первая конструкция – это конструкция цикла с параметром для увеличивающейся переменной, вторая конструкция – для уменьшающейся переменной. Также в первом случае поставьте на полях +1и НЗ<КЗ, а во втором –1 и НЗ>КЗ. Это означает, что в первой конструкции шаг +1 и начальное значение меньше конечного значения, а во второй –  – 1 и начальное значение больше конечного .

 

Учитель: Кто нашел 2 конструкции ставит себе в лист оценивания 2 балла, кто 1 конструкцию – 1 балл. 

 

Учитель: Далее рассмотрим работу данной конструкции. Параметру присваивается начальное значение, затем выполняется тело цикла; далее параметр увеличивается строго на единицу, затем  снова выполняется тело цикло, до тех пор, пока параметр не будет равен конечному значению, после этого программа выполняет следующий оператор.

Учащиеся: Для задания параметра вводится еще одна переменная?

 

Учитель: Конечно, данный параметр целого типа, также начальное и конечно значение тоже целого типа.

Учащиеся: Мы можем использовать данную конструкцию, зная конкретное количество шагов?

 

Учитель: Да. Давайте вернемся к нашей задаче: пользователь вводит число с клавиатуры число, необходимо вывести последующие 7 чисел (на слайд выводится вариант решение задачи линейным оператором). Зная оператор цикла с параметром, как запишется решение задачи?

Диктует один из учащихся, учитель фиксирует на доске.

program <название программы>;

var  a,i:integer; <переменные>

begin

write(‘Введите число’);

readln(a);

for i:= 1 to 7 do write(a+i);

end.

 

Учащиеся: Можем ли мы в данной задаче использовать другую конструкцию?

Учитель: Да, условие задачи нас не ограничивает. В данном случае вывод чисел будет выглядеть иначе: от большего к меньшему, а не от меньшего к большему.

 

Учитель: Перед вами также лежит памятка для работы с циклом for, которой вы сможете использовать при решении задач. (Приложение 4).

 

  1. Физкультминутка.

Слайд 10

Учитель: Ребята, а теперь мы немного отдохнем. Встаем. Смотрим на экран.

Исходное положение – руки на пояс. Далее проверяется условие «Ты юноша?»

При положительном ответе делается набор упражнений: «Наклонись назад», «Наклонись вперед».

При отрицательном ответе выполняется другой набор упражнений: «Наклонись влево», «Наклонись вправо».

Набор упражнений выполняется 10 раз.

После выполнения упражнений садимся на свои места.

Учащиеся выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: Рассмотрим физкультминутку с точки зрения цикла с параметром. Из скольки упражнений состоял каждый набор?

Учащиеся: Из 2-х упражнений, которые мы выполняли 10 раз.

 

Учитель: Верно. Два упражнения будут являться телом цикла. Правильно?

Учащиеся: Да.

 

Учитель: Мы повторяли 2 упражнения друг за другом, а значит тело цикла – это составной оператор. При записи программного кода, какие служебные слова мы должны использовать?

Учащиеся: Необходимо ставить служебные слова begin  и and.

 

Учитель: Конечно. Запомните, что тело цикла может состоять из одного или нескольких операторов.

 

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Переходим к закреплению материала. Перед вами лежат карточки «Самостоятельная работа»: 1 – составить блок-схему по условию задачи, 2– написать программный код по условию задачи, 3 – определить количество синтаксических ошибок в программном коде. На выполнение задания 6 минут.

Учащиеся выполняют задания

 

Учитель: Время вышло. Выполняем самопроверку: правильные ответы выводятся на слайд (в 3 задании количество ошибок выводится только).

Слайд 11-13

Учащиеся осуществляют самопроверку

 

Учитель: Ошибки найти было сложно?

Учащиеся: Нет, нужно обратить внимание на запись циклической и условной конструкций, и на тип данных.

 

  1. Итог урока

Учитель: Итак, считаем общее количество баллов. У кого 9 баллов ставит 5, у кого7-8 – 4, у кого менее 7 – 3. В конце занятия листы оценивания сдаем. Кроме того, кто решил задачу 4* в конце урока сдает тетрадь с решением задачи, данная задача будет оценена на дополнительную оценку.

Учащиеся подсчитывают баллы

 

  1. Рефлексия

Учитель: Молодцы, с заданием справились. Ребята, обратимся к задачам, которые были поставлены на урок. Все ли задачи выполнены?

Учащиеся: Да. Мы познакомились с понятием параметр, рассмотрели и изучили работу цикла с параметром 2-х видов, вспомнили синтаксис составного оператора, поработали на закрепление знаний программного кода.

 

Учитель: Какие задачи были поставлены вами? Вы их достигли?

Учащиеся: Повторить блок-схемы и поработать с ними; повторить и закрепить цикл с параметром, так как я с ним знаком с дополнительных занятий; узнать применение цикла с параметром при решении задач ОГЭ. Задачи достигнуты.

 

Слайд 14

Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо за урок! До свидания!


План-конспект урока информатики

План-конспект урока информатики

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Поменяйтесь листами обратно и проставьте баллы в свой лист оценивания, обсудите в парах ошибки

Поменяйтесь листами обратно и проставьте баллы в свой лист оценивания, обсудите в парах ошибки

Учитель: Заметим, что мы повторяли несколько раз одно и тоже действие: рассчитывали следующее число по порядку и выводили его на экран

Учитель: Заметим, что мы повторяли несколько раз одно и тоже действие: рассчитывали следующее число по порядку и выводили его на экран

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Учитель: Теперь обсудите в группах найденный материал: первая со второй, третья с четвертой, пятая с шестой, седьмая с восьмой

Учитель: Теперь обсудите в группах найденный материал: первая со второй, третья с четвертой, пятая с шестой, седьмая с восьмой

Учитель: Да. Давайте вернемся к нашей задаче: пользователь вводит число с клавиатуры число, необходимо вывести последующие 7 чисел (на слайд выводится вариант решение задачи линейным…

Учитель: Да. Давайте вернемся к нашей задаче: пользователь вводит число с клавиатуры число, необходимо вывести последующие 7 чисел (на слайд выводится вариант решение задачи линейным…

Учитель: Рассмотрим физкультминутку с точки зрения цикла с параметром

Учитель: Рассмотрим физкультминутку с точки зрения цикла с параметром

На выполнение задания 6 минут

На выполнение задания 6 минут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023