Рекомендации для учащихся к написанию итогового сочинения (11 класс)
Материал к сочинению по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
Ключевые понятия |
Примеры тем |
1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3 Познание человеком самого себя. 1.4 Свобода человека и ее ограничения |
Духовная жизнь человека (Внутренний мир человека) Душа человека, состояния души: упадок духа, апатия, кризис, надежда/отчаяние и др. Чувства и эмоции (конфликт разума и чувств). Характер человека. Качества личности (положительные и отрицательные). Воля, желания, стремления, вера. Этика и мораль: моральные нормы, добро и зло (борьба в душе человека), нравственный выбор, внутренний (моральный) конфликт (например, между чувством и долгом). Жизненная позиция и жизненные (моральные) принципы и беспринципность, жизненная позиция. Жизненные (моральные) ценности: вечные и сиюминутные, истинные и ложные. Вечные категории морали: добро, правда, долг, совесть, честь, счастье и др. Нравственный идеал. Моральный конфликт и нравственный выбор. Жизненные испытания как проверка нравственной стойкости человека. |
Чем опасно равнодушие? Легко ли обрести подлинного друга? Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? Что значит быть совестливым человеком? Если надежды не сбылись, они были напрасны? В чём разница между целью и мечтой? Могут ли быть оправдания у измены? Почему так трудно отвечать добром на зло? Что такое взаимопонимание? Меняется ли со временем смысл понятия «честь»? Должно ли добро вознаграждаться? Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды? |
|
Личная жизнь Интеллектуальная жизнь человека. (Познание человеком самого себя) Сознание (ум, разум, интеллект, мысль) и познание. Воображение и мечта. Образование, мудрость. Самопознание, самовоспитание, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Память. Мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, образ мыслей, мнение (точка зрения). Смысл жизни (цель и средства). Совесть, выбор, справедливость. Идеалы. Самообман, уверенность, сомнения. Истина (правда) и ложь. Личность (индивидуальность), самобытность, духовная независимость, характер, темперамент. Потребности: интеллектуальные и духовные. Способности человека, стремления, Этапы жизни, взросление: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Дар, талант, способности, призвание, увлечения, мастерство, профессионализм, навыки и умения. Образ жизни. Опыт и ошибки. |
Опасен ли эгоизм для любви? Согласны ли Вы с утверждением старого князя Болконского: «есть только две добродетели: деятельность и ум»? Почему стыд бывает ложным, а совесть нет? Какое значение в дружбе имеет бескорыстие? Какого человека можно назвать мечтателем? Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые? Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? Как бороться со злом? Как Вы понимаете выражение «дело чести»? Почему жестокость разрушительна? Почему трусость связывают с бесчестием? |
|
Общественная жизнь (Отношение человека к другому человеку, окружению, свобода и ограничения) Поведение и поступки человека, отношение к другому человеку. Дружба и вражда. Любовь и ненависть. Верность и измена. Равнодушие и отзывчивость. Привычки и манеры, приличие, этикет. Гуманизм. Альтруизм и эгоизм. Добро и злодеяние. Причины (мотивы) поступков. Преступление и наказание. Свобода и ответственность. Одобрение и осуждение. |
Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»? Какие открытия таит в себе дорога? Книга, которая может спасти от отчаяния. Всякая ли мечта достойна человека? Что такое «любовь к жизни»? От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт? Можно ли быть счастливым без любви? Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? Почему человек решается идти наперекор судьбе? |
Примерный список литературы по направлениям
Направление |
Литература
|
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3 Познание человеком самого себя. 1.4 Свобода человека и ее ограничения |
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души» А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И.А. Гончаров «Обломов» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность», «Анна Каренина» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот» Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» А.П. Чехов «Черный монах» И.А. Гончаров «Обломов» И.А. Бунин «Солнечный удар» М. Горький «На дне» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» С. Есенин «Черный человек» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М. А. Шолохов «Тихий Дон» А.П. Платонов «Котлован» Е. Замятин «Мы» |
Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1 Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2 Человек и общество. 2.3 Родина, государство, гражданская позиция человека |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель» М. Горький «На дне», «Фома Гордеев» А.Н. Островский «Гроза» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася» Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность» А. Блок «Двенадцать» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» М.А. Булгаков «Собачье сердце» В.А. Каверин «Два капитана» А.П. Платонов «Котлован» Е.И. Замятин «Мы» М.А. Шолохов «Тихий Дон» Ч. Айтматов «И дольше века длится день» В. Быков «Сотников» В. Закруткин «Матерь человеческая» М. Шолохов «Судьба человека» |
Природа и культура в жизни человека 3.1 Природа и человек 3.2 Наука и человек 3.3 Искусство и человек |
М.А. Булгаков «Собачье сердце» В.П. Астафьев «Царь-рыба» Е.И. Замятин «Мы» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день» А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» О. Хаксли «О дивный новый мир» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» Дж. Оруэлл «1984» Д. Киз «Цветы для Элджернона» В. Рот «Дивергент» С. Коллинз «Голодные игры» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н.В. Гоголь «Портрет» И.С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети» А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» |
Примерный план сочинения
1 абзац: вступление (раскрыть тему, ключевые слова, объяснение предмета рассуждения)
2 абзац: первый литературный пример, микровывод (опора на литературный пример)
3 абзац: второй литературный пример, микровывод (опора на литературный пример)
4 абзац: общий вывод сочинения (ответ на вопрос темы с учетом микровыводов)
Виды вступлений сочинения
1. Академическое // биографическое // историческое
(Автор) – великий русский писатель…
2. Аналитическое // словарное
(Понятие) – это…
3. Дневниковое
(Понятие)… Что же это такое? Что толкает людей …?
4. Цитатное
(Цитата), - слова автора. Комментарий…
5. Личностное
Я не случайно выбрал эту тему…
Виды заключений (клише)
1. Размышляя над…, приходишь к выводу, что (итог и обобщение)
2. Эта тема (проблема) не оставила меня равнодушным… (личное отношение к проблеме)
3. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения
4. Афоризм
5. Цитата
Клише для логических переходов к основной части
Многие авторы обращались к данной теме…
Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается эта тема…
Обратимся к литературе, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
Рассмотрим
примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
Проанализируем литературные примеры, раскрывающие затронутую тему.
Клише для основной части
Нельзя не признать, что в наши дни…
По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение) … заключается в том, что…,
Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как…
Конечно, сегодня мы понимаем, что…
Например, в романе (повести, рассказе, романе) ФИО … повествуется о том, что (как)…
Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.) …
Использованный материал: https://uchi.ru/webinars/webinar/6208
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.