Рекомендации для учащихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы
Памятка № 1
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА – отражает характерные черты проблемы
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
№ |
Этапы работы
|
Содержание этапов |
1.
2.
3. 4.
5.
6.
7. |
Общее ознакомление
Внимательное чтение по главам и разделам Выборочное чтение Составление плана прочитан-ного материала Выписки из прочитанного
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний
|
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста
Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание) Отмечается общее и отличительное в решении проблемы
Обращается внимание на объективность суждений |
Структура
|
Требования к содержанию |
Титульный лист
Оглавление
Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц)
Основная часть (не более 10 страниц)
Выводы
Список литературы |
Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы
|
Форма
|
Структура |
Доклад |
- в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; - сущность темы, обоснованные научные предложения; - выводы и предложения
|
Тезисы доклада
|
- основные положения доклада; - основные выводы и предложения.
|
Научная статья |
- заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу
|
Научный отчет |
- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения.
|
Реферат |
- вводная часть; - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели.
|
Монография |
- введение; - подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; - выводы по каждому разделу (главе) - заключение.
|
Памятка № 5
Этапы работы над научным исследованием
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).
Памятка № 6
Исследовательские умения, необходимые школьнику
для написания научно-исследовательской работы
Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
q Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
q Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
q Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».
4. Умение оформить материал.
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
· титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
· текст работы должен быть пронумерован;
· работа должна иметь оглавление;
· основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
· если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
· работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
· к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
для участия в конференции работам
q четкость и доступность изложения материала;
q соответствие темы работы ее содержанию;
q актуальность и практическая значимость работы;
q эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
q наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
q умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
q оформление научной работы;
q культура выступления на конференции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.