Плахова Т.В.
РЕКОМЕНДАЦИИ КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ
Праздник в честь Дня Космонавтики – это праздник высокой мечты, исканий, ожи-
даний, подвига. Отмечается он с 1962 года в честь полета в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
По решению Международной Авиационной Федерации этот день отмечается и как
международный день авиации и космонавтики.
Праздник в честь Дня Космонавтики, проводимый в школе, ценен тем, что откры-
вает бесконечный простор фантазии детей и подростков, создает неограниченные возможности для развития познавательных интересов, способствует развитию интеллекта ребят, формированию у них интереса к современным научным открытиям и техническим достижениям, возбуждает и укрепляет чувство гордости за свою Родину, своих соотечественников.
Подготовка к празднику включает в себя разнообразные образовательные и целее
деятельностные формы. Предлагаемые в данной работе советы, подсказки призваны помочь вам в разработке целевых системных программ и проектов, посвященных юбилею космонавтики.
1. Большой Совет школьных друзей «Обсуждаем возможный вариант программ и проектов, посвященных году космонавтики.
2. Сформируйте из числа желающих ребят и взрослых творческие группы, объединения по интересам:
-группа историков готовит материалы для открытия школьного музея космиче-
ской славы (этот музей может быть как виртуальным, так и стационарным, съемным);
-экскурсоводы Музея космической славы проводят экскурсии для учащихся шко-
лы, для родителей и жителей микрорайона (города, села, района);
-творческая группа художников, поэтов и прозаиков «Вдохновение». Худож-
ники, плакатисты рисуют рисунки, плакаты, открытки, посвященные знаменательной дате. Все это используется для оформления школы. Открытки адресуются людям, имеющим отношение к развитию космонавтики в нашей стране. Поэты сочиняют стихи, поэмы, оды; прозаики пишут рассказы на космические темы;
-творческая группа школьных артистов из числа ребят, учителей и родителей го
товят большой праздничный концерт;
-творческая группа мастеров-умельцев изготавливают сувениры, подарки людям,
которые заняты в сфере космонавтики;
-группа садоводов выращивает цветы; разбивают цветники, скверы, парки, аллеи;
сажают памятные деревья в честь знаменательных событий в истории космонавтики;
-группа «Пресс-центр» освещает события юбилейного года в радио-выпусках, фо-
тосессиях и стенгазетах; выпускает альманахи; обеспечивает работу «Информбюро», освещающего значимые события в истории космонавтики;
-группа книгоиздателей выпускает книги из серии ЖЗЛ, посвященных космонав-
там, конструкторам космической техники и тем, кто ее готовил запускал в космос;
-группа художников-оформителей оформляет школу согласно тематике юбилей-
ного космического года;
-театральные коллективы готовят художественные композиции, посвященные
истории космонавтики, ее героям.
АЗБУКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДУ КОСМОНАВТИКИ
А
Азбука космических знаний.
Аукцион знаний «О космосе, космонавтике и космонавтах».
Б
Банк: всезнаек, космических идей.
Беседы о космонавтике и космонавтах.
В
Ваше слово, эрудиты» – игра для сообразительных, знающих и остроумных ребят и взрослых.
Веселая космическая спартакиада.
Вечер космических разгаданных и неразгаданных тайн.
Вечер-путешествие по страницам научно-фантастических романов или по планетам солнечной системы, по Вселенной, по истории освоения космоса на «Машине времени».
Встречи с учеными и инженерами, с летчиками-космонавтами.
Г
Галерея «Звездные герои нашего Отечества».
Городок космических затей.
Д
Декада художественных и документальных фильмов о космосе, космонавтике, космонавтах.
День космонавтики.
З
Защита: космических проектов, фанпроектов, гипотез, «безумных» идей.
Звездный марш- поход.
И
Игровая программа «Мы сами строим Звездный город» для младших школьников и подростков (защита проектов «Наш звездный город»).
Интеллектуальная космическая игротека.
Интеллектуальный космический: аукцион, банк, клуб, конкурс, ринг, тир, турнир.
К
Кафедра исследования нерешенных проблем в области космонавтики и знаний человека о космосе.
Книга-Эстафета «Пусть всегда будет мирным наш космос!».
Конгресс «Сделаем нашу Вселенную Вселенной Мира, Добра и Разума».
Конкурс рисунков «Космос. Космонавтика. Космонавты».
Космический парад.
Космическая полоса препятствий.
Космический праздник.
Космический: карнавал; ребусник.
Космическая: гостиная, игра, игротека, эстафета.
Космическое кафе «Звездное»
Космическое братство.
Космический бум.
Космический вернисаж.
Космическая галерея героев космоса.
КВН на космические темы.
Л
Литературно-художественные конкурсы на космические темы.
О
Обзор газет и журналов и юбилейных материалов прессы сегодняшних дней
Олимпиада знатоков истории космонавтики.
П
Парад: школьных звезд, планет.
Парк имени героев космоса (закладка совместными силами детей и взрослых)
Посвящение в отряд юных космонавтов.
Пресс-конференция с учеными, конструкторами космических кораблей, космонавтами, героями фантастических рассказов.
Путешествие в мир космических открытий.
Р
Рассказ-эстафета на космические темы.
С
Смотры моделей ракет и самолетов, коллекций марок, открыток, значков о космосе.
Сувенирная мастерская.
Съезд космических фантазеров и мечтателей.
У
Устный журнал с разными «космическими» страницами.
Ц
Центр подготовки будущих космонавтов
Ч
Час почемучек и потомучек «Все о космосе и космонавтике».
Читательские конференции по книгам Юрия Гагарина и других космонавтов.
Что? Где? Когда? (тема космоса).
КАЛЕЙДОСКОП ПОДСКАЗОК
Банк Всезнаек. В Банке Всезнаек хранятся знания про все, что касается космоса,
космонавтики. Здесь же хранятся разные конкурсы, кроссворды, интересные и умные вопросы на тему космоса и космонавтики. Их ищут, придумывают сами и вкладывают в банк, как взрослые, так и дети. Здесь всегда можно найти ответ на любой интересующий тебя вопрос в области космоса и космонавтики, а значит стать богаче, чем ты был вчера. Ведь знания – это великое богатство, которое накопило человечество за все время своего существования.
В гостях у Кроссворда Кроссвордовича. Побывав в гостях у Кроссворда Крос-
свордовича, каждый сможет показать свои знания и умения в разгадывании кроссвордов на космические темы. А еще здесь можно научиться самим составлять кроссворды.
Загадочный лабиринт. Из «Загадочного лабиринта» можно выбраться только то-
гда, когда отгадаешь все загадки, притаившиеся в нем. Например:
Купол надо мной не простой:
Бывает синий, бывает голубой.
И ярким светом бывает озарен.
Кто он? (Небо)
Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета,
А зовут меня… (Комета)
Прекрасная звезда на небе.
Звучит оно как слово «вера»,
Как имя девушки… (Венера)
Есть у меня пятнадцать друзей,
Пятнадцать спутников жизни моей.
Что я за планета? (Юпитер)
Для звездочета я – загадка
И начинаюсь я на «М».
Но только я – не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)
Я очень привлекателен,
Меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен,
Ношу я модное кольцо. (Сатурн)
Шел я мимо,
Видел диво.
Над домом у дорожки
Повисло пол-лепешки. (Месяц)
Интеллектуальный ринг. В огороженной площадке «Ринга» вслед за ударом гон-
га на ринг выходят представители двух или четырех команд, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники на темы космоса и космонавтики. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов.
Клуб Почемучек и Потомучек. Сотрудники клуба предложат ребятам ответить на
вопросы (тема космоса и космонавтики), которые начинаются со слова «почему?» (это будет команда Почемучек), а из самых активных и знающих ребят соберут команду «Потомучек». И тогда начнется новая интересная игра. Задача команды «Почемучек» - придумать свои «почему?» на космические темы и спросить об этом команду «Потомучек». Задача «Потомучек» - правильно ответить на все заданные «почему?». Потом можно поменяться ролями, и тогда «Почемучки» станут «Потомучками», а «Потомучки» - «Почемучками».
Космическое кафе «Умные ребята». Это необычное кафе. Потому что меню в
нем состоит не только из сладостей, которые так любят дети. Сладости там подаются на десерт. А основное меню составляют:
-«Разминочный завтрак для будущих космонавтов»;
-«Алфавитный космический обед»;
-«Загадочный космический полдник»;
-«Сказочный космический ужин».
Помимо этого в кафе можно заказать:
-«Космическое ассорти»;
-«Словарный космический винегрет»;
-«Космический волшебный коктейль»;
-и др. космические блюда.
Космическая вертушка. Ребята и взрослые, желающие принять участие в игре
«Космическая Вертушка» делятся на две команды. Каждый участник (участница) команды по кругу задает команде-сопернице вопросы, на которые необходимо дать ответы. Сначала задает вопросы одна команда, затем другая. Тема – космическая.
Космический Игродром. Здесь располагаются различные игровые площадки, где
ребята могут показать свои знания в области космоса и космонавтики. Например, такими площадками могут стать: «Городок космических аттракционов», «Центр подготовки юных космонавтов», «Спорт-комплекс для будущих космонавтов» и др.
Космическая игротека – это игротека, созданная самими ребятами и взрос-
лыми. Здесь собраны всевозможные настольные, напольные и настенные игры. В эти игры не только интересно играть, но и с их помощью проверять свои знания о космосе и космонавтике, узнавать что-то новое, соревноваться с другими в знаниях, смекалке и эрудиции.
Космическая комбинированная эстафета. Эстафета проводится между классами.
Если погода и место позволяют провести ее на улице, значит, можно включить следующие этапы: лазанье по канату, метание в цель, преодоление различных препятствий, плавание, езда на велосипеде, скакалка, переноска пострадавших, нахождение места по азимуту, расстановка и сбор палатки, разжигание костра, бег по пересеченной местности.
Если же провести эстафету возможно только в спортивном зале, то она может со-
стоять из следующих этапов: лазанье по гимнастической стенке, подтягивание на перекладине, кувырки вперед, назад, ползание по-пластунски, скакалки и т.п.
По возможности хорошо бы обыграть эстафету символическими элементами (шле-
мофоны, скафандры, модель космического корабля и т. д. ).
Космический зоопарк. Здесь ребятам предлагается:
-ответить на вопросы викторины «О братьях наших меньших, живущих в космосе»;
-отгадать загадки разгадать кроссворды о животных - знаках зодиака.
ККБ (космическое конструкторское бюро) – здесь каждый может попробовать
свои силы в изобретении новых видов космических кораблей и станций, космического снаряжения для космонавтов и т. д.
Космическое кафе «За семью печатями». Чтобы попасть в Кафе, нужно выпол-
нить семь заданий интеллектуального характера. Семь печатей – семь столиков, которые выбирают посетители кафе. И на каждом столике – не только угощение, но и свои космические задания. Съесть угощение можно только тогда, когда выполнишь все задания.
Лабиринты космических игр и головоломок. Название лабиринта говорит само
за себя. Здесь каждый найдет интересную интеллектуальную забаву для себя и своих друзей. Лабиринтов может быть несколько. Какие? Придумайте сами. Например: «Тайничок с космическим секретом»...
«Лото-клуб». В этом клубе, конечно же, все играют в лото. А лото может быть раз-
ным: сказочным и литературным, музыкальным и загадочным, ботаническим и зоологическим, школьным и даже космическим.
Правила игры в лото просты:
а) вытаскивайте из мешка кубик и начинайте вспоминать космические слова, кото-
рые начинаются на эту букву;
б) вытаскивайте из мешка кубики, на которых написаны слова, относящиеся в дан-
ном случае к космосу, космонавтике и составляйте «Азбуку человеческих знаний», рассказывая все, что вы знаете по теме, заданной лото.
Маскарад звезд (или Космический карнавал). Вместе со штабом игры нужно
разработать программу, эскизы отдельных костюмов, учредить премии за лучшие карнавальные находки. Можно задумать и поставить целые сценки. На карнавал с удовольствием придут гости, родители и примут участие в аттракционах разного типа, играх, инсценировках, танцах. Можно организовать поиск какого-то персонажа из сказки или легенды (например, Икара, Звездочета, Маленького принца, Звездного мальчика), который и закончит карнавал церемонией награждения.
Музей космонавтики оформляется самими ребятами вместе с учителем физики.
Экскурсоводы ведут экскурсии по следующим экспозициям музея: «начало космической эры человечества»; «Первые покорители вселенной»; «Герои космоса» и др.
Полоса препятствий. Участникам «Полосы препятствий» дается в руки клубок.
Наматывая нитку на клубок, они доходят до первого препятствия, где находят конверт с вопросами космической викторины. Ответив на вопросы викторины, участники полосы препятствий движутся дальше, не забывая наматывать нитку на клубок. Так они доходят до следующего препятствия в виде космического кроссворда, который необходимо разгадать, прежде чем двигаться дальше. На следующих этапах «Полосы препятствий» возможно ребята встретятся задания следующего характера: разгадать космические загадки, сложить из букв слова, составить космический словарик, вспомнить исторические события, изображенные на фотографиях или картинах и т. п. Победителем становится участник (участники) первым прошедший «Полосу препятствий» и правильно выполнивший все задания.
Полянка чудес – почти что знаменитое телевизионное «Поле чудес». Только го-
раздо проще и интереснее. Чудеса состоят в том, что каждый на этой полянке может почувствовать себя самым умным, самым смекалистым, самым эрудированным человеком на свете в области космических знаний.
КОСМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
Астроном - человек, который наблюдает за звездным небом, фотографирует его, изучает жизнь звезд и планет.
Астронавт – так называют космонавта в других странах.
Венера – планета, родная сестра нашей Земли, от Солнца планета №2.
Вселенная – звездная «страна», где находится бесчисленное количество звездных «городов» - галактик.
Галактика – так называется наш звездный «город», в котором живут Солнце и планеты.
Земля – имя нашей родной планеты, на которой мы живем.
Звезда – огромный огненный шар, который излучает во все стороны свет.
Затмение (солнечное) – небесное явление, обусловленное тем, что Луна, обращаясь вокруг Земли, проходит между нею и Солнцем и закрывает собой солнечный диск.
Космос – так часто называют Вселенную.
Космонавт – так называется специальность людей, которые летают на космических кораблях.
Космическое пространство – так иногда называют космос.
Комета – небесное тело, входящее в состав Солнечной системы; имеет вид туманного пятнышка с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.
Луна – единственный естественный спутник Земли.
Меркурий – одна из 9 планет Солнечной системы, ближе всех находится к солнцу.
Марс – «красная планета», так ее прозвали за красноватый цвет, 4-я от Солнца планеты.
Нептун – 8-я планета в «солнечной семье».
Орбита – так называется космическая дорога» кораблей, спутников, планет.
Плутон – самая далекая 9-я планета.
Планета – громадный холодный шар, сам светиться не может и виден лишь потому, что его освещает звезда.
Сатурн – 2-я по величине после Юпитера планета, окружена большим количеством колец-спутников, издали кажется, что на планету надета шляпа без донышка.
Созвездие – участки, на которые разделяют звездное небо по фигурам, образуемым яркими звездами.
Солнце – самая близкая к нам звезда.
Солнечная система – наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.
Спутник – так называют небесное тело, которое все время кружится вокруг другого. У Земли, например, один спутник – естественный – Луна, и очень много искусственных, сделанных руками человека.
Уран – планета Солнечной системы.
Юпитер – планета Солнечной системы, принадлежит к группе планет-гигантов.
КОСМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
День сменяется ночью, а ночь днем, потому что:
а) вокруг Земли вращается Луна;
б) Земля вращается вокруг Луны;
в) Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – звезда или планета? (Звезда)
Что такое орбита? (Космическая «дорога» небесных тел)
Как называют космонавтов в Америке? (Астронавты)
Сколько планет движется вокруг Солнца? (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Кто из героев повести Носова утверждал, что внутри Луны есть шар, на котором живут лунные коротышки?
а) Механик Винтик;
б) Знайка;
в) Незнайка.
На кого кубарем упала Луна в стихотворении К. Чуковского «Тараканище»?
а) на ежа;
б) на бегемота;
в) на слона.
Какое самое близкое к нам небесное тело? (Луна)
Что такое световой год?
а) время, за которое световой луч бежит от Земли до ближайшей звезды;
б) расстояние, которое пробегает световой луч за 365 земных суток. б)
На что похожа галактика?
а) на приплюснутый шар;
б) на диск. б)
Что такое метагалактика?
а) скопление множества звезд;
б) скопление галактик. б)
Что такое млечный путь?
а) скопление звезд;
б) облака космической пыли. б)
ШКОЛА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ –
школа мужественности для настоящих мальчишек-юношей –
будущих мужчин
Задание для неравнодушных ребят и взрослых:
1. Найдите людей, которые помогут вам создать такую школу.
2. Примите решение о создании школы юных космонавтов.
3. Назначьте начальника школы из числа взрослых и выберите актив Школы из числа ребят .
4. Объявите набор всех желающих вступить в Школу юных космонавтов.
5. Решите, какие предметы будут преподаваться в Школе юных космонавтов.
6. Откройте при Школе юных космонавтов:
-Зал или музей космонавтики,
- пресс-службу,
- кино-видео-салон,
- библиотеку
7. Разработайте Устав, символику и атрибутику Школы юных космонавтов.
8. Разработайте Программу обучения и жизнедеятельности воспитанников Школы.
В Программу жизнедеятельности воспитанников Школы юных космонавтов
можно включить следующие значимые виды и формы деятельности:
- Работа Школы юных космонавтов (по особой программе);
- Изучение истории космонавтики;
- Часы чтения книг и просмотра фильмов на космические темы;
- Встречи с людьми, имеющими непосредственное отношение к развитию космо
навтики в нашей стране «Время выбрало нас»;
- Проведение спортивных соревнований и испытаний, звездных походов, эста-
фет, турниров в память о героях космоса;
- Проведение месячников и декад оборонно-массовой работы, молодежных турни-
ров «Равнение на Победу!»;
-Организация системной переписки воспитанников Школы юных космонавтов с
выпускниками, служащими в космических войсках, с космонавтами.
-Проведение выездных сборов (летние, осенние, зимние, весенние) на базе оздоро-
вительных и профильных лагерей.
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ДЕЛА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
-Пишем Космическую Азбуку «От кареты до ракеты»
-Работаем в читальных залах, библиотеках (организация выставок, презентаций и творческих обзоров книг о космонавтике и космонавтах; конкурс на лучшего звездного читателя; пополнение библиотеки книгами, посвященными событиям космической эры; проведение читательских конференций, часов чтений книг о космосе и космонавтах; встречи с писателями, поэтами, композиторами, актерами).
-Пишем и «оживляем» Космический календарь.
-Объявляем конкурс газет на космические темы.
-Участвуем в конкурсах:
-поэтов и прозаиков;
-художников;
-мастеров на все руки;
-кино-съемщиков.
-Организуем:
- цикл радиопередач по материалам информационных сообщений о событиях в
сфере космонавтики;
- работу кинозала
-Проводим:
- уроки космического Мужества;
- часы чтения «Про годы, овеянные славой космических побед»;
- вечера актуальных проблем, например: «Развитие космонавтики в нашей стране и
за рубежом: успехи, проблемы, перспективы»;
- дни приема ветеранов и служащих космических войск, сотрудников космических
КБ и т. д.;
- конкурс-викторину «Что мы знаем о космосе, космонавтике и космонавтах?»;
- конкурс фантастических проектов «На пыльных тропинках далеких планет оста-
нутся наши следы»
-Вводим в традицию:
- проведение Поверки героев космоса, погибших при выполнении задания «Звездные имена на поверке»;
- проведение Эстафеты добрых дел, посвященных дню космонавтики;
- проведение вечеров Благодарения людям, имеющим отношение к развитию космонавтики в нашей стране «Вам говорим спасибо!».
-Идем на экскурсии:
-на предприятия и КБ, работающих в сфере космонавтики;
-по улицам, носящим имена героев-космонавтов;
-в Звездный городок.
Космические соревнования,
или испытания в Школе космонавтов
Соревнования (испытания) начинаются с парада в честь Дня Космонавтики. Затем
каждая команда (космический экипаж) заполняет маршрутный лист:
1. Название команды.
2. Список участников соревнований (состязаний).
3. Командир.
4. Время ухода по маршруту.
5. Время возвращения.
На «станциях» судьи – старшеклассники. Экипаж, разгадавший пароль эстафеты,
выступает первой.
Вот какие «станции» могут быть использованы для «космических соревнований» и
для испытаний в Школе космонавтов.
1. «Письмо КЭЦ».
Ребята получают конверты с зашифрованным текстом высказывания К. Э. Циол
ковского. Необходимо узнать, что здесь написано и кто автор строк: «Ч-л-в-ч-ств- н- -ст-н-тс- в-чн- н- З-мл-, н- в п-г-н- з- св-т-м - пр-стр-нств-м сн-ч- р-бк- пр-н-кн-т з- пр-д-л-ы -тм-сф-р-, - з-т-м з-в---т с-б- к-л-с-лн-чн-- пр-стр- нств- ». («Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»).
2. Что это такое?
Надо расшифровать зашифрованное азбукой Морзе название космодрома.
3. «Космический веер».
Макет веера из картона, на каждой пластинке написаны даты взлета космических
кораблей с космонавтами. Надо разложить «по датам» портреты космонавтов, т. е. украсить «космический веер».
4. Что взять с собой в космос?
На столе много предметов или изображений предметов (рисунки), надо взять нуж
ные.
5. Состязание на внимание.
На плакатах написаны цифры от 1 до 30 в беспорядке. Надо отыскать цифры по
порядку.
6. Проверка вестибулярного аппарата.
На полу – прямая линия, в конце ее маленький кружок. Надо поставить в кружок
указательный палец, обойти вокруг него три раза, не отрывая палец от пола, быстро выпрямиться и пройти по прямой линии, не сходя с нее.
7. Бег в скафандрах.
8. Как избежать «метеоритов»?
На полу по прямой линии расставлены городки. Игроки, сидя на палках, «проез-
жают» между ними, стараясь не сбить ни одного.
9. Найди свой экипаж по позывным (бег с завязанными глазами к своему эки-
пажу по позывным).
10. Лабиринт «на Луне».
Вычерчивается на полу лабиринт. Найти выход.
Каждый этап состязаний расценивается очками. Экипаж, набравший большее число
очков, становится победителем. На итоговом построении экипажей всем участникам вручаются эмблемы праздника, а победителям – подарки.
ИГРЫ ДЛЯ ФАНТАЗЕРОВ
Когда-то в пионерской организации царила умная Игра. Она была разной: народ-
ной, спортивной, подвижной, интеллектуальной, артековской, орлятской и др. В коллекции этих игр особое место занимали познавательные игры и игры, которые предлагали ребятам примерить на себя особые роли, в том числе и роли космонавтов. Обратимся к опыту бывших пионерских работников: вожатых, методистов, ученых. Нам есть чему у них поучиться и что взять в союзники, готовясь к юбилею космонавтики.
Космическая республика
Организовать игру «Космическая республика» практически можно в каждой шко-
ле, классном коллективе.
Игровой штаб «Космической республики» начинает действовать с разработки иг-
ры, финал которой будет проходить 12 апреля, в День космонавтики.
По-разному можно провести эту игру. И пусть те варианты, которые предлагаются,
служат просто примером, но не берутся целиком без изменения, потому что каждая игра должна родиться в собственном коллективе, с учетом его особенностей и традиций, с учетом возраста детей.
Первый вариант
На Земле, т.е. у вас в классе комплектуются несколько космических команд для
высадки на Луну и организации там «Космической республики».
Команды подбираются по различным параметрам: физическая сила; знание космо-
са; психологическая совместимость (уживаемость в коллективе).
По этим параметрам проводятся предварительные отборочные соревнования.
Вот как определяется физическая сила:
-уметь подтянуться на руках или отжаться от пола;
-пройти по качающемуся бревну;
-уметь приседать с закрытыми глазами более десяти раз;
-попасть мячом в цель;
-продержаться на воде более 2 минут;
-пробежать кросс по лесу;
-проползти по-пластунски.
По этим примерным заданиям проверяются знания о космосе:
-знать расположение и название планет;
-уметь отличать по рисункам созвездия;
-знать имена космонавтов;
-уметь ориентироваться по звездам;
-уметь высчитать расстояние до звезд и т. д.
Определить уживаемость в коллективе весьма сложно, но игра поможет и здесь.
Для этого нужно:
-провести игру с мячом и в процессе ее определить, кто более всего думает о ко-
манде, а кто о себе;
-дать коллективное трудовое задание команде и определить самых трудолюбивых и
помогающих другим;
-наградить команду тором и дать разделить его самим ребятам, без вмешательства
взрослого. Наблюдая, можно будет увидеть ребят альтруистов и ребят эгоистов.
Итак, команды космических кораблей подобраны. Им предстоит пролететь к Луне
разными маршрутами. Вот примерные задания космическим командам «Восток-1», «Восток-2», «Союз», «Мир».
Первое задание. Изучить свой космический маршрут. Продумать возможные кос-
мические остановки, узнать о планетах за бортом корабля, изучить их климатические условия. Нарисовать и красочно оформить свои маршрутные карты.
Второе задание. В случае удачного прилунения придумать, как создать «Космиче-
скую республику» на Луне. Описать жизнь республики за первый день, с ее законами и порядками.
Третье задание. Сочинить фантастический рассказ о прилунении и первых мину-
тах пребывания на Луне.
Это все задания познавательного плана, но, для того, чтобы вызвать больший инте
рес к игре, следует включить в нее и спорт, и труд, и аттракционы.
Для спортивных соревнований более всего подойдет «Звездная космическая ком
бинированная эстафета». Соревнуются команды звездных кораблей на различных игровых спортивных этапах.
В космосе без труда не обойтись, поэтому можно провести трудовое соревнование
под названием «Пусть перед нами дороги земные, слышим мы дальних миров позывные». Интересно может пройти и соревнование в веселье – «Космическая юморина».
Второй вариант
Группы ребят – представители разных планет – прилетели на Землю. Они все вме-
сте организовали «Космическую республику». Каждая группа расскажет о своей планете, покажет свои танцы, песни, расскажет свои сказки и легенды…
Интересно осуществить турнир «Космос – Земля» (ТКЗ), в который можно вклю-
чить и спортивные, и познавательные, и трудовые элементы. Хорошо выпустить серьезные и юмористические газеты. Различные соревнования будут проходить между жителями разных планет.
Кроме соревнований в силе и ловкости, можно устроить «Космический карнавал»,
«Маскарад звезд» или костюмированный космический бал.
Такое коллективное творческое дела, как «Космическая республика» может ожи-
вить жизнь ребят разного возраста, обогатить их фантазию, дать почву для перевоплощения.
Примечание.
Идея игры «Космическая республика» может быть по-разному воплощена в жизнь.
Успех игры зависит от того, как она будет проведена в ребячью среду, как доведена до их сознания, как трансформирована в детский коллектив, т. е. иначе говоря, важна методика проведения или инструментовка игры.
Игра должна попасть на подготовленную почву. Например, после просмотра кино-
фильма о космосе вы можете подвести ребят к разговору о космосе. Как бы случайно, умело помогая им фантазировать, можно подать идею провести «Конкурс рассказов-фантазий о космосе». Прочитав детские рассказы, вы можете уловить их основной мотив и на этом построить игру. Фантастические рассказы о космосе можно написать коллективно, можно продумать и индивидуальный конкурс.
Далее могут следовать конкретные игровые задания: сочинить «Свод заповедей»
жителей «Космической республики», оформить школу так, чтобы это оформление обогатило знания ребят, дало возможность проявить свою фантазию, смекалку, эрудицию, физическую силу, творческие способности («Музей космонавтики», «Зал интеллектуальных космических игр», «Центр подготовки будущих космонавтов», «Космический игродром», «Космический выставочный павильон», «Звездный кино-видео-театр», «Бюро путешествий по Вселенной», «Конструкторское бюро», «Сувенирная мастерская» и др.). В школьных кабинетах могут разместиться разнообразные выставки, например, в географическом кабинете – «Планета Земля» (происхождение Земли, геологическое строение, физика моря и т. д.); в физическом кабинете «Путь во Вселенную» (космическая скорость, скорость света и т. д.); в кабинете химии – «Химический состав атмосферы», «Свечение неба» и
т. п.); в кабинете биологии – «Жизнь на других планетах», «Космическая медицина». По всем выставкам проводятся экскурсии силами ребят и учителей, создавших эти выставки.
Игра началась, но это только половина успеха. Вторая задача состоит в том, чтобы
создать в классе такой игровой тонус, который обеспечит длительное игровое действие и будет постоянно повышать у ребят интерес к игре.
В школе это может выглядеть так. Продумав игровую программу, вы совместно с
игровым штабом планируете введение различных игровых, творческих и соревновательных форм деятельности (КТД; конкурсы; турниры; звездные интеллектуальные, спортивные, творческие сражения) через определенные промежутки времени.
Как награждать победителей различных конкурсов, соревнований, турниров? В иг-
ровом штабе могут быть разработаны специальные наградные значки, дипломы, медали и ордена. Пусть как можно больше (а лучше все!) ребят и коллективов получит эти награды. Но в этом случае необходимо создать «Наградную мастерскую», в которой будут работать ребята-художники, мастера умелые руки.
Шуточное космическое путешествие
В этом путешествии участвуют две команды. Экипаж звездолета, который отпра-
вится в путь со стартовой площадки должен состоять из шести космонавтов, по три от каждой команды. Это значит, что каждая команда получает три места. Капитаны отбирают трех космонавтов из своей команды. Тем временем сена превращается в космодром. На космодроме устанавливается шуточное «Справочное бюро» (телефон 0-0000), по обеим сторонам которого транспаранты и объявления со стойками-указателями: «Зонтики от метеоритных дождей», «Очки от космической пыли», «Сачки для ловли метеоритов и астероидов», «Висеть на ступеньках ракет воспирещается», «Касса. Продажа сезонных билетов во все галактики». Ведущие приглашают участников. Им выдаются скафандры с усами антенн.
1-й ведущий объявляет:
-Итак, мы просим вас пройти на территорию космодрома. Наденьте, пожалуйста,
скафандры. Сейчас мы вручим вам ласты на случай, если вы окажитесь в океане Бурь или море Дождей. Прошу вас… Вы, конечно, прекрасно знаете, что для годового пребывания в космосе необходимы две тонны воды, кислорода и пищи. Наше шуточное путешествие продлится всего несколько минут, поэтому мы соответственно уменьшили эту цифру. Вручаем вам, нашим путешественникам, космическое продовольствие.
(Вручают космонавтам продовольствие: тюбики с пастеризованной селедкой, сыром, с томатом, кубики бульона, а также тюбики с мыльной и зубной пастой.
2-ой ведущий:
Кроме того, мы вручаем вам по две пробирки со знаками «Н» и по одной со знаком
«О», содержимое которых в случае жажды следует соединить в соотношении два к одному.
(Тем временем сверху спускается трехступенчатая ракета).
3-й ведущий:
Что же касается багажа ваших знаний, то вы можете брать его в неограниченном
количестве. Перед вами трехступенчатая ракета, ступеньки которой – это находчивость, сообразительность, быстрота.
(Голос из репродуктора: «Внимание! Внимание! Проводится посадка на ракету, стартующую с космодрома «Мечта»).
1-й ведущий:
Уважаемые путешественники, готовы ли вы к полету? Отлично! (Участники под-
нимаются по трапу в верхнюю часть ракеты). Отправление ракеты через шесть секунд… Прсотите, через 5… 4… 3… 2… 1… Старт!
(Звучит фонограмма космической мелодии или песни. Нижняя часть ракеты убирается – это отделилась последняя ступень. 2-й ведущий входит в кабину «Отделение связи». Сверху спускаются на нитках условные звезды и созвездия. Проплывает целый космический «зоопарк»: Большая и Малая Медведица, созвездие Козерога, Гончих псов и т. д.)
2-й ведущий:
Товарищи космонавты, устойчиво ли работает связь? Даю пробу: «Земля – Кос
мос», «Земля – Космос». Мы вас видим отчетливо, вы меня слышите? Вы меня слышите? Как переносите ускорение? Хорошо? Слева от вас Луна. К вам обращена ее сторона, невидимая с Земли. Назовите все, что вы на ней видите. (Космонавты называют). Еще… Правильно. Хорошо. Космонавты этой команды обладают острым зрением. Представителям противоположной команды я вынужден поставить единицу, разумеется, астрономическую единицу.
3-й ведущий:
Тогда, может быть, космонавты ответят нам как называется наука о лунной по
верхности, так сказать, география Луны. Совершенно верно – селенография.
(Неожиданно сверху раздается голос: «Мы видим смешного туземца в скафандре,
сидящего на крохотной планете. С космонавтами он разговаривает через рупор.
Туземец спрашивает:
-Эй, там на ракете! Вы из какой галактики? (Космонавты отвечают). А из какого
города? Ах, из… Знаю, а я новосел – получил недавно эту отдельную маленькую планету и теперь нахожусь на седьмом небе. Счастливого вам Млечного пути!
(Пока продолжается полет, со сцены убираются все аксессуары космодрома и устанавливается загадочный контейнер).
1-й ведущий:
А теперь прошу космонавта, сидящего в центре, подойти к пульту и повернуть
ручку управления ориентацией корабля. Что вы делаете?! Вы повернули ее в другую сторону. Ваш звездолет увеличил скорость. Осторожнее – с гигантской скоростью вы приближаетесь к неизвестной планете. Быстрее включите рычаги амортизаторов. Нажмите кнопку автопилота… Внимание! Вы падаете! Вы падаете!
(Тревожное нарастание музыки. Музыкальная буря, достигшая кульминации, неожиданно обрывается. Тишина. Верхняя купольная часть ракеты отделяется от основания и уходит вверх).
2-й ведущий:
Поздравляю вас! Автопилот сработал отлично… Сейчас вы оказались на поверхно-
сти неизвестной планеты… Спустите запасной трап. Осторожно спуститесь сами. Будьте очень внимательны. Попытайтесь определить, куда вы попали. Недалеко от вас находится контейнер. Такие контейнеры вам, конечно, знакомы. Они предназначены для космических путешественников. Познакомьтесь с его содержимым.
(Космонавты открывают контейнер и достают из него записку, в которой указано астрономическое обозначение Земли).
3-й ведущий:
Поздравляем вас с благополучным приземлением! Снимите скафандры и чувствуй-
те себя как дома.
Космический рейс
Игра проводится в форме воображаемого космического путешествия по маршруту
Земля – Марс – Земля. Формируются экипажи по 10 – 12 человек. Дети придумывают названия своего корабля, готовят костюмы, эмблему, разучивают песни о космосе, репетируют выход команды, читают литературу и ищут информацию о Марсе в интернете.
На сцену выходят ведущие и сообщают о том, что этот рейс они посвящают дерз-
ским и смелым свершениям человека в изучении и освоении загадочного Марса – одной из интереснейших планет солнечной системы.
Ведущие представляют команды. Старт! 3, 2, 1! Пуск!
1. Приветствие команд.
«Мы летим на Марс» (домашняя заготовка).
2. Невесомость.
Вы, наверное, знаете, что при старте космических кораблей возникают перегрузки,
при этом увеличивается вес космонавтов. Но вот корабль выходит на орбиту искусственного спутника Земли, и наступает удивительное состояние – невесомость: вес человека, всех предметов, которые находятся в космическом корабле, и самого корабля становятся равным нулю. Предлагается задание командам: с помощью пантомимы изобразить невесомость.
3. Расчеты.
Следующее задание выполняют лучшие математики каждого экипажа. Им нужно
решить задачи:
а) Экспедиция Магеллана совершила кругосветное путешествие за три года. Кос-
мическое путешествие Юрия Гагарина вокруг земного шара продолжалось всего 108 минут. Пути, пройденные ими, приблизительно равны. Во сколько раз скорость полета Ю. Гагарина превышала среднюю скорость плавания Магеллана. (Примерно в 20 000 раз).
б) В 1963 году была проведена успешная радиолокация Марса и Юпитера. Во
сколько раз время между посылкой радиосигнала на Юпитер и прем отраженного от него сигнала больше аналогичного времени при локации Марса, если марс во время эксперимента находился от Земли на расстоянии 100 миллионов километров, а Юпитер – 600 миллионов километров? Как вы думаете. Сколько времени потребуется радиосигналу для того, чтобы достигнуть этих планет и вернуться на Землю? (10 минут – 1 час).
4. Состязания эрудитов.
Когда были совершены?
а) Первый запуск искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
б) Первый полет человека в космос? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин)
в) Первый выход человека в открытое космическое пространство? (18 марта 1965 года, А. Леонов)
г) Первая высадка человека на поверхность Луны? (20 июля 1969 года)
Мы прибыли на Марс. Скажите, пожалуйста, сколько вы будете весить на Марсе?
(Ускорение силы тяжести на Марсе приблизительно в 2,5 раза меньше, чем на Земле, поэтому, чтобы узнать вес тела на Марсе, нужно вес тела на Земле разделить на 2,5.)
5. Марсианские хроники.
Корабли прибыли на Марс. Что космонавты увидели на Марсе? Ответить на вопрос
должны художники. (От каждой команды по одному художнику уходят рисовать «Марсианские хроники».)
6. Инсценировка «На Марсе».
А сейчас наши команды представят домашнее задание – инсценировку «На Марсе».
(Описать пребывание на Марсе).
КОСМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Космонавты
Перед проведением этой игры нужно провести с ребятами беседы об освоении
космоса, напомнить названия некоторых планет, рассказать о них.
Для игры надо заранее начертить в разных уголках площадки контуры ракет и в
каждом контуре отметить по 3,4,5 мест для пассажиров, но так, чтобы для нескольких участников игры мест в ракетах не хватало. Можно возле ракет положить таблички с надписью: «Земля – Луна – Земля»; «Земля – Марс – Земля»; «Земля – Нептун – Земля»; «Земля – Венера – Земля»; «Земля – Сатурн – Земля».
Взявшись за руки, ребята идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, ведущий дает свисток и все ребята разбегают-
ся, стараясь занять любое свободное место на ракетах (сталкивать тех, кто стоит, нельзя). Опоздавшие собираются в центре круга, а экипажи ракет по очереди хором называют свои маршруты. После этого все возвращаются в один общий круг и игра повторяется. Победителями считаются те, кто при трехкратном повторении игры совершит большее число полетов.
Космическое пятиборье за столом
В этом состязании могут участвовать 6 – 8 ребят. Все усаживаются за большим
столом. Руководитель выкладывает перед каждым набор следующих предметов: карандаш и конверт, в котором находится нерешенный космический кроссворд; листочек с вопросами викторины на космическую тему; листок бумаги с нанесенным на него рисунком (контурное изображение космического корабля); конверт с заготовками модели космического корабля; лист с надписью «Космическая Азбука».
По знаку руководителя все участники одновременно начинают состязание. Каждый
должен как можно быстрее выполнить такие задания:
1. Разгадать космический кроссворд.
2. Ответить на вопросы космической викторины.
3. Вырезать рисунок космического корабля точно по контуру.
4. Собрать из деталей космический корабль.
5. Составить «Космическую Азбуку» из слов, понятий, терминов, относящиеся к космонавтике.
Космические поединки
Пять имен (пять слов)
Представители двух команд располагаются на старте. По сигналу они должны
(сначала один, потом другой пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки (не нарушая ритма и не повторяясь) произнести имя космонавта. Это на первый взгляд, очень простое задание, на самом деле выполнить его трудно. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен (команде засчитывается общая сумма имен).
Можно назвать пять других слов, относящихся к теме космонавтики. Таких слов
много, но подобрать пять слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.
Кто летит
Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладет на стол указательный палец. Руко-
водитель говорит: «Ракета летит» - и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет другие космические слова («Спутник летит», «Космонавт летит», «Метеор летит», «Космический корабль летит» и т.д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол летит», «Осел летит» и т. п.). В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше
штрафных очков.
Путешествие на Луну
Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно
по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок (или звездочку), и говорит: «Я лечу на Луну, приглашаю желающих». Ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «На Луну мы летим на космической ракете», - и одновременно ускоряет шаг. «Ракета набирает скорость», - продолжает водящий и переходит на бег. «Луна уже совсем близко», - объявляет он (бег замедляется). «Внимание, посадка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без места, становится водящим, получает флажок (звездочку) и повторяет игру.
Водящий может увести ребят в сторону от стульев, повести их через всю игровую
площадку (зал), закрутить спиралькой и т. п. и подать команду «Посадка!» неожиданно, в любом месте.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
1. Былеева Л. В. Таборко В. А. Игра?.. Игра! – М.: Мол. Гвардия, 1988.
2. Зайцева О. В. Карпова. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
3. Иванова Л. М. Игра и пионерский отряд. М., «Просвещение», 1975.
4. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру – к совершенству», М.: «Лист», 1999.
5. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителей. – 20е изд., перераб. и оп. – М.: Просвещение, 1983.
6. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. Пособие для учителей и воспитателей. М., «Просвещение», 1974.
7. Поиск. Борьба. Дружба. Школьные праздники. Методические рекомендации пионарским вожатым, комсомольскому активу, организаторам внеклассной и внешкольной работы, педагогам школ и внешкольных учреждений. Авторский коллектив – Коммуна имени А. С. Макаренко. Руководитель – доктор педагогических наук проф. И. П. Иванов. Ленинград. 1975.
8. Давайте поиграем: Пособие для учителей, воспитателей, педагогов-организаторов. Авторы: Малиновский А. В., Бойдак В. С., Мовчан Н. Л. И др. – Мн.: Бел. Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям». 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.