Рекомендации ОГЭ информатика 13_15 задание

  • pdf
  • 03.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рекомендации ОГЭ 13_15 задание.pdf

 

 

1. Содержание заданий с развёрнутым ответом 

и общие принципы выполнения и проверки заданий

 

Задания с развёрнутым ответом экзаменационной работы по информатике содержатся во второй части работы. В отличие от других предметов, а также в отличие от вариантов единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, задания с развёрнутым ответом ОГЭ по информатике имеют практический характер и выполняются участниками экзамена на компьютере. Результатом выполнения каждого из заданий является отдельный файл. После окончания экзамена организаторы осуществляют сбор файлов с выполненными заданиями и передают их на проверку предметной комиссии.

Для выполнения заданий с развёрнутым ответом необходимо специальное программное обеспечение. Рекомендуется использовать то программное обеспечение, которое применялось в данной образовательной организации при освоении учебной программы по информатике, то есть знакомое обучающимся.

Часть 2 экзаменационной работы содержит три задания (13, 14 и 15). Задания 13 и 15 представлены в двух вариантах (13.1 и 13.2, 15.1 и 15.2), учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов заданий.

Задание 13.1 заключается в создании презентации из трёх слайдов на заданную тему с использованием готового текстового и иллюстративного материала. Для выполнения данного задания можно использовать любую программу создания презентаций. Учащемуся предоставляются текстовый файл и файлы с изображениями, требующиеся для выполнения задания. Данные файлы создаются разработчиками КИМ и являются неотъемлемой частью экзаменационных материалов. Обучающийся должен самостоятельно отобрать и при необходимости отредактировать текстовые фрагменты и иллюстрации, так чтобы они наиболее полно соответствовали теме презентации. Проверка задания 13.1 проводится в программе создания презентаций, соответствующей расширению созданного обучающимся файла или программе просмотра файлов формата pdf, если ответ сохранён в таком формате, или в программе просмотра изображений, если слайды презентации сохранены в виде изображений.

В задании 13.2 от выпускника требуется продемонстрировать сформированность умения создать и оформить текстовый документ по заданному образцу в текстовом процессоре. При этом экзаменуемому нужно уметь задавать такие параметры, как размер шрифта, величина абзацного отступа, выравнивание абзаца, использовать полужирное, курсивное и подчёркнутое написание текста, создавать и заполнять простую таблицу, применять специальные обозначения для единиц измерения (градусы, кубические метры, угловые минуты и т.д.). В отличие от задания 13.1, для выполнения задания 13.2 предоставление экзаменуемому каких-либо исходных файлов не предусмотрено.

Проверка задания 13.2 проводится в текстовом процессоре, соответствующем расширению созданного учащимся файла.

Задание 14 заключается в обработке большого массива данных с использованием электронной таблицы. При выполнении задания необходимо использовать программу для обработки информации, представленной в виде электронных таблиц (табличный процессор), например ОpenOffice.org Calc, LibreOffice Calc, Gnumeric, Koffice Kspead, Microsoft Excel, Microsoft Works или другую программу.

Для выполнения задания обучающемуся предоставляется файл электронной таблицы, содержащей исходные данные. Файлы электронных таблиц создаются специалистами Федерального института педагогических измерений и являются неотъемлемой частью экзаменационных материалов. ФИПИ предоставляет исходные файлы с данными в наиболее распространённых форматах электронных таблиц: Microsoft Excel версий 2003 (расширение файла .xls) и 2007 (расширение файла .xlsx), OpenDocument Spreadsheet (формат, используемый в OpenOffice.org, расширение файла .ods).

При выполнении задания 14 обучающийся находит ответы на вопросы, сформулированные в задании, используя средства электронной таблицы: формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных. Участник экзамена записывает найденные ответы в ячейки электронной таблицы, указанные в условии задачи, после чего сохраняет таблицу в формате, установленном организаторами экзамена. Результатом выполнения этого задания является файл электронной таблицы, содержащий ответы на поставленные вопросы.

При проверке выполнения задания 14 эксперт по расширению файла устанавливает использовавшуюся версию табличного процессора и запускает его. Далее проверка происходит в среде этого процессора.

Если открыть файл с этим расширением не удаётся, эксперт применяет средство преобразования таблиц, встроенное в один из наиболее распространённых табличных процессоров, и пытается прочесть представленный файл как электронную таблицу.

Задание 15.1 заключается в разработке алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Описание команд исполнителя и синтаксиса управляющих конструкций соответствует общепринятому школьному алгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания. Для выполнения этого задания можно использовать кросс-платформенную свободно распространяемую среду учебного исполнителя, например среду «Кумир» (сайт http://www.niisi.ru/kumir/) или другую среду с аналогичными возможностями исполнителя «Робот». В случае использования другой среды учебного исполнителя допустимо, чтобы синтаксис команд используемой среды отличался от описанного в условии задания, если данный синтаксис знаком обучающимся и не требует специального описания. 

Результатом выполнения этого задания является файл с алгоритмом, записанный в текстовом процессоре или непосредственно в среде «Кумир». Эксперт открывает этот файл либо в среде «Кумир», либо в текстовом редакторе и переносит текст программы с помощью буфера обмена в среду «Кумир». Если учащиеся не знакомы со средой учебного исполнителя, то для записи алгоритма необходимо использовать текстовый редактор, тогда результатом выполнения задания является текстовый файл, содержащий запись алгоритма. Допускается использовать простые текстовые файлы.

Альтернативным для задания 15.1 является задание 15.2, где необходимо реализовать алгоритм на языке программирования, знакомом учащимся. В этом случае учащиеся выполняют задание в среде разработки, позволяющей редактировать текст программы, запускать программу и выполнять её отладку. Результатом выполнения задания является файл, содержащий исходный текст программы на изучаемом языке программирования. 

Таким образом, эксперт получает электронный носитель с файлами ответов на задания. Файлы кодируются числовыми идентификаторами участников, в протоколе выставления оценок за задания указываются идентификаторы. Каждому идентификатору может быть сопоставлено три файла: 

       файл с презентацией, являющийся ответом на задание 13.1, или созданный в текстовом редакторе документ, являющийся ответом на задание 13.2;

       электронная таблица с решением задания 14;

       текстовый файл с алгоритмом для исполнителя «Робот» (файл может иметь расширение .kum, если он создан в среде разработки и исполнения алгоритмов на школьном алгоритмическом языке «Кумир») – решение задания 15.1, или текстовый файл с программой на языке программирования высокого уровня, созданный либо в соответствующей среде программирования, либо в текстовом редакторе – решение задания 15.2. Расширение файла будет соответствовать использованной среде программирования. 

 

Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развёрнутых ответов[1]

 

Для проверки выполненных заданий эксперт открывает файл в приложении, работающем с данным форматом файлов (то есть в редакторе презентаций или приложении для просмотра файлов в формате pdf – для задания 13.1, в текстовом редакторе – для задания 13.2, в электронной таблице – для задания 14, в среде учебного исполнителя или текстовом редакторе – для задания 15.1, в среде разработки – для задания 15.2), проверяет правильность ответов учащихся и выставляет оценку за задание в соответствии с критериями оценивания. 

Если формат проверяемого файла не соответствует тому формату, в котором требовалось сдать выполненные задания, эксперту необходимо попробовать установить формат файла и открыть сданный файл с учётом его формата, возможно, с использованием средств импорта файлов из другого формата или с использованием другого приложения. Если эксперту удалось открыть файл в другом формате, то задание проверяется на основании критериев, оценка за сохранение файла в неверном формате (или с неверным именем) не снижается. Если эксперту не удалось установить формат файла и прочитать его содержание, то за данное задание выставляется оценка в 0 баллов.

На рабочих станциях экспертов рекомендуется установить те версии программного обеспечения, которые использовались обучающимися при выполнении заданий.

Каждое задание должно быть проверено двумя экспертами. В случае существенного расхождения оценок экспертов по какой-либо задаче необходимо привлечение третьего эксперта для оценивания тех заданий, в которых разошлись оценки первых двух экспертов.

          

2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом:

основные подходы, критерии и шкалы 

с примерами ответов экзаменуемых и комментариями

При проверке выполнения заданий 13.1. и 13.2 эксперту необходимо учитывать особенности этих заданий и требования к форме и содержанию ответа в каждом из них.

Особенности заданий 13.1 и 13.2

 

Задание 13.1

Задание 13.2

Программное обеспечение (ПО)

ПО для создания презентаций

Текстовый процессор

Форма

Соответствие образцу в целом (количество слайдов, наличие и расположение объектов на слайдах, размер шрифта)

Полное соответствие образцу в задании 

Содержание

По заданной теме с использованием (копированием) готового текста из материалов к заданию, либо может быть создано участником экзамена самостоятельно

Полное соответствие образцу в задании 

2.1. Задание 13.1

Рассмотрим оценивание заданий этой линии на типичном примере.

На рисунке ниже представлен снимок экрана с изображением комплекта материалов, доступных участнику экзамена для выполнения задания. В текстовом документе приведена избыточная информация по теме задания. Участник экзамена должен выбрать фрагменты текста, наиболее подходящие и соответствующие теме работы, или может самостоятельно создавать содержание текстовых блоков презентации, опираясь на представленный в задании материал и собственные знания.

 

Рисунок 2. Пример комплекта материалов для выполнения задания 13.2[2]  

 

Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Бассенджи».

В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, происхождении и особенностях собак породы бассенджи. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

13.1

 

Требования к оформлению презентации Ровно три слайда без анимации.

Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.

Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:

         первый слайд – титульный слайд с названием презентации; в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника

экзамена;

         второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:

заголовок слайда; два блока текста; два изображения;

         третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая на слайде по образцу на рисунке макета слайда 3:

заголовок слайда; три изображения; три блока текста.

В презентации должен использоваться единый тип шрифта.

Размер шрифта для названия презентации на титульном слайде – 40 пт, для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пт, для подзаголовков на втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пт. Текст не должен перекрывать основные изображения или сливаться с фоном.

 

 

Макет 1-го слайда Тема презентации

 

Макет 2-го слайда Основная информация по теме презентации

 

Макет 3-го слайда Дополнительная информация по теме презентации

           

Критерии оценивания

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильным решением является текст, соответствующий заданному образцу

Указания по оцениванию

Баллы

Представлена презентация из трёх слайдов по заданной теме, соответствующая условию задания по структуре, содержанию и форме

2

Структура

Презентация состоит ровно из трёх слайдов.

Информация на слайдах размещена по образцу рисунков макетов соответствующих слайдов согласно заданию.

Презентация имеет название, которое вынесено на титульный слайд.

Слайды 2 и 3 имеют заголовки, отвечающие теме презентации и содержанию слайдов.

Изображения и текст соответствуют теме презентации в целом и содержанию каждого конкретного слайда.

Текст может быть скопирован из текстового файла в условии задачи либо создан автором решения в соответствии с темой презентации

Шрифт

В       презентации        используется       единый          тип шрифта.

Размер шрифта для названия презентации на титульном слайде – 40 пт, для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пт, для подзаголовков на втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пт.

Текст не перекрывает основные изображения, не сливается с фоном

Изображения

Изображения размещены на слайдах согласно заданию, соответствуют содержанию слайдов.

Изображения не искажены при масштабировании (пропорции сохранены). Изображения не перекрывают текст, или

заголовок, или друг друга

Представлена презентация из трёх слайдов, при этом второй и третий слайды содержат иллюстрации и текстовые блоки, соответствующие заданной теме. В презентации допущено суммарно не более одной ошибки в структуре слайда, или в выборе шрифта, или в размещении изображений. Однотипные ошибки считаются за одну систематическую.

ИЛИ

Представлена презентация из двух слайдов по заданной теме, в которой нет ошибок в структуре, выборе шрифта или размещении изображений

        1

 

Не    выполнены          условия,     соответствующие         критериям оценивания на 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

В случае, если представленная участником экзамена презентация содержит более трёх слайдов, рекомендуется оценивать выполнение задания, исходя из первых трех слайдов. Презентация может быть представлена участником в формате pdf или в формате растрового изображения. С одной стороны, это затрудняет точный анализ размера элементов презентации, с другой стороны, гарантирует идентичность содержания ответа с точки зрения экзаменуемого и проверяющего.

Рассмотрим примеры выполнения задания 13.1.

Пример 1

 

В работе участника экзамена представлена презентация из трёх слайдов, соответствующая теме задания. Эксперт оценивает выполнение этого задания, проверяя соответствие образцу в целом, так как задание предполагает существенный творческий компонент. Рекомендуется систематизировать проверку, условно разделив её этапы на блоки: структуру, шрифт, изображения. В данном примере структура презентации выдержана полностью, расположение объектов на слайдах соответствует макетам слайдов, представленным в условии, слайды имеют заголовки, на титульный слайд вынесена тема презентации, в подзаголовке титульного слайда указан автор презентации без раскрытия персональных данных («Участник экзамена 002»). Не является ошибкой, что тема презентации указана более развёрнуто, нежели это было в задании. Опечатка в заголовке: «басенжи» вместо «басенджи» и точка в конце заглавия не приводят к снижению оценки. Не приводит к снижению оценки и наличие точек в конце заголовков на втором и третьем слайдах. Содержание текстовых блоков соответствует заданию и заявленной теме презентации. Размер шрифта в заголовках, подзаголовках слайдов и текстовых блоках выбран верно, в соответствии с условием задачи.

Изображения не искажены, не перекрывают друг друга, текст или заголовки. На втором слайде левое изображение размещено «в край» слайда. Это не эстетично, но не является причиной для снижения оценки. Согласно критериям работа участника экзамена должна быть оценена максимальными 2 баллами.

Для удобства эксперт может выполнять проверку работы, систематизируя контролируемые элементы в виде таблицы, пример которой приведён на рисунке 3.

Рисунок 3. Пример систематизации контролируемых элементов задания 13.1[3]

 

 

Пример 2

Басенджи- лесная собака из Конго, одна из древнейших пород собак. История породы насчитывает около 5000 лет, регион происхождения —центральная Африка.).

Особенностью породы являются морщины на лбу (при сведенных ушах) и туго закрученный хвост. Собаки данной породы не пахнут и нередко умываются лапой, как кошки. Эта порода считается гипоаллергенной.

Это крепкие здоровьем собаки, с хорошим иммунитетом, бесстрашные и уверенные в себе, а

облик породы практически не изменился за все время существования басенджи.


 

В работе участника экзамена представлена презентация из трёх слайдов, соответствующая теме задания. В данном примере работы участника экзамена структура презентации не выдержана полностью, отсутствуют заголовки на слайдах 2 и 3. Это одна и та же ошибка, которая повторилась в работе дважды. Такая ошибка считается один раз и, в случае отсутствия в работе других ошибок, приводит к снижению оценки на один балл.

Содержание текстовых блоков соответствует заданию и заявленной теме презентации. Размер шрифта в имеющихся текстовых блоках, заголовках и подзаголовках соответствует условию в задании. Изображения не искажены, не перекрывают друг друга, заголовки или текст. В данном примере участник экзамена применил к изображениям эффекты форматирования (тень, обрезку по фигуре и др.), что затрудняет проверку. При условии отсутствия искажений использование эффектов не является ошибкой и не приводит к снижению оценки.

В представленной работе выявлена только одна ошибка в структуре презентации (отсутствуют заголовки на слайдах 2 и 3). Согласно критериям работа должна быть оценена 1 баллом.

 

Пример 3

Порода собак Басенджи

Участник экзамена 005

 

 

 

В работе участника экзамена представлена презентация из трёх слайдов. Титульный слайд имеет заголовок и подзаголовок, на втором и третьем слайдах отсутствуют заголовки. Изображения и текстовые блоки размещены верно, в соответствии с макетами из условия.

В заголовках и текстовых блоках использован шрифт не того размера, который было необходимо использовать согласно условию задачи. Вкупе с ошибкой по структуре это приводит к необходимости оценить работу 0 баллов по критериям оценивания.

В данной работе заслуживает внимания сложная для оценивания ситуация, связанная с проверкой искажения изображения. Наглядно видно, что изображения на втором слайде имеют искажения, но проверка размера изображения с помощью меню работы с рисунками показывает, что пропорции изображения будто бы верные. Следует учитывать, что участники экзамена могут размещать изображения на слайдах презентации в том числе и с помощью вставки фигуры с последующей заливкой этой фигуры изображением. Таким образом, в меню формата рисунка отображаются не пропорции изображения, а пропорции фигуры, которая залита этим изображением. 

Рисунок 4. Проверка искажения пропорций в задании 13.1[4]

 

Пример 4

 

В работе участника экзамена представлена презентация из трёх слайдов, полностью соответствующая условию задачи по структуре, содержанию, размеру шрифта и размещению изображений. В презентации использовано оформление слайдов фоном в едином дизайне. Имеются элементы дизайна, которые перекрывают текст или изображения, но это не является ошибкой, так как не затрудняет чтение текста и восприятие информации. Также не приводит к снижению оценки наличие одинаковых заголовков на втором и третьем слайдах. Требования критериев выполнены полностью, работа должна быть оценена 2 баллами.

          

2.2. Задание 13.2

Задание 13.2, в отличие от задания 13.1, менее творческое, но требует точного соответствия результата работы образцу, представленному в условии.

В задании два основных объекта. Как правило, это основной текст (один или два небольших абзаца до 200 символов) и таблица, либо формула, либо несложный рисунок из стандартных фигур. Эксперт должен проверить наличие контролируемых элементов задания для каждого из двух объектов, оценить правильность их выполнения и в соответствии с критериями выставить оценку.

Перед проверкой требуется внимательно изучить критерии проверки задания, так как они, в зависимости от варианта, могут отличаться в деталях проверки и оценивания ряда контролируемых элементов.

13.2

 

Для проверки и оценивания работы можно использовать таблицу с систематизацией контролируемых элементов задания.

 

Рисунок 5. Пример систематизации контролируемых элементов задания 13.2[5]

 

Рассмотрим примеры оценивание заданий этой линии.

Пример условия и соответствующие критерии оценивания приведены ниже.

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. 

Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного межстрочного интервала.


Основной текст выровнен по ширине; заголовок и текст в ячейках таблицы – по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным или курсивным шрифтом. Ширина таблицы меньше ширины основного текста.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. 

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов. Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

 

 

 

Критерии оценивания

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильным решением является текст, соответствующий заданному образцу

Указания по оцениванию

Баллы

Задание выполнено правильно.

При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов

2

Основной текст

        Текст набран прямым нормальным шрифтом размером 14 пунктов.

        Верно выделены все необходимые слова полужирным, курсивным или подчёркнутым начертанием.

        Текст в абзаце выровнен по ширине.

        Правильно установлен абзацный отступ (1 см), не допускается использование пробелов для задания абзацного отступа.

        Разбиение    текста         на      строки   осуществляется

 

 

текстовым редактором (не используются разрывы строк для перехода на новую строку).

 

 

Допускается всего не более пяти ошибок, в том числе: орфографических (пунктуационных) ошибок, ошибок в расстановке пробелов между словами, знаками препинания, пропущенных слов

 

Таблица

Таблица имеет необходимое количество строк и столбцов.

 

Текст в ячейках заголовка таблицы набран шрифтом с полужирным начертанием.

 

 

Текст в ячейках заголовка таблицы и в ячейках второго и третьего столбца выровнен по центру.

 

 

В обозначениях «м3» и «C» используется соответственно верхний индекс для цифры «3», цифры «0» или буквы «o» (или специальный символ с кодом – B316 или B016 ).

 

 

Текст в ячейках первого столбца (кроме заголовка) выровнен по левому краю.

 

 

Допускается всего не более трёх ошибок: орфографических (пунктуационных) ошибок, а также ошибок в расстановке пробелов между словами, знаками препинания, пропущенных слов

 

 

 

При оценивании заданий этой линии следует обращать внимание на многие детали оформления текстового документа. Расхождение работы экзаменуемого с образцом в тех параметрах оформления текста, которые не перечислены явно в критериях оценивания, не влияют на оценку. Исключение составляет тот случай, когда параметры шрифтового или абзацного оформления искажены столь значительно, что явно нарушается эстетическое восприятие текста. Так, например, в приведённых ниже двух образцах межстрочный интервал явно не соответствует представленному в условии и эстетически приемлемому. Оценка за такое выполнение задания должна быть снижена на балл.

 

Важным элементом квалифицированного оформления текстовых документов является грамотное использование инструментов  текстового процессора, позволяющих задать такие элементы как абзацные отступы, межстрочные интервалы без использования символов пробела или перевода строки. Это нашло своё отражение в критериях оценивания. Для того, чтобы проверить соответствие этому требованию критериев, нужно включить в текстовом процессоре при проверке режим отображения невидимых символов. В этом режиме ответ экзаменуемого может выглядеть, например, следующим образом.

Оценка       за      такое          выполнение         задания      должна       быть снижена в соответствии с критериями оценивания. Использование символа табуляции для обозначения абзацного отступа допускается.

Рассмотрим примеры выполнения задания 13.2.

Пример 1

Результат выполнения задания практически совпадает с эталонным – оценка 2 балла.

          

Пример 2

В данном случае отсутствует одна из строк таблицы. Оценка – 1 балл.

 

 

Не выполнено практически ни одного требования к оформлению документа, кроме того, отсутствует таблица. Оценка – 0 баллов.

          

2.3. Задание 14

Рассмотрим оценивание заданий этой линии на типичном примере.

 

 

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. 

 

A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

С

Ученик 1

физика

240

3

В

Ученик 2

физкультура

782

4

Ю

Ученик 3

биология

361

5

СВ

Ученик 4

обществознание

377

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл.

Всего в электронную таблицу были занесены данные 1000 учеников.

 

14

 

Выполните задание

Откройте файл[6] с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания:

1.       Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по биологии, набрали более 500 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

2.       Вычислите средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по биологии. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.       Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должна присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

 

          

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel

Задание допускает много способов решения. Ниже приведено одно из возможных решений.

 

Подготовительная часть.  В ячейку Е2 запишем формулу

=ЕСЛИ(И(C2=«биология»; D2>500); 1;0)) 

  или

=IF(AND(C2=«биология»; D2>500); 1;0) 

(здесь и далее первая формула используется для русскоязычного интерфейса, вторая – для англоязычного)

 

В ячейку F2 запишем формулу

=ЕСЛИ(C2=«биология»; D2; 0)

  или

=IF(C2=«биология»; D2; 0)

 

Скопируем эти формулы во все ячейки диапазона Е3:F1001.

 

Задание 1. 

В ячейку H2 запишем формулу

=СУММ(E2:E1001) Или

=SUM(E2:E1001)

 

Задание 2.

В ячейку I2 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001; «>0») или

=COUNTIF(F2:F1001; «>0»)

 

В ячейку I3 запишем формулу

=СУММ(F2:F1001) или

=SUM(F2:F1001)

 

В ячейку H3 запишем формулу =I3/I2 Задание 3.

 

В ячейку K2 запишем слово "В" (без кавычек).

В ячейку L2 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; K2) или

=COUNTIF(A2:A1001;K2)

 

В ячейку K3 запишем слово "Зел" (без кавычек).

В ячейку L3 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;K3)

или

=COUNTIF(A2:A1001;K3).

В ячейку K4 запишем слово "З" (без кавычек).

В ячейку L4 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:F1001; K4) или

=COUNTIF(A2:A1001; K4).

Далее по значениям диапазона K2:L4 строим круговую диаграмму.

 

 

Возможны и другие варианты решения.

Например, при выполнении задания 1 можно упорядочить данные так, чтобы нужные строки стояли подряд, а потом подсчитать их количество, используя нумерацию строк.

Если          задание       выполнено правильно, и       при    выполнении          задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы.

 

На первое задание: 91.

На второе задание: 468,86. На третье задание: 

 

 

Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению

132 : 29 : 108.

Порядок следования секторов может быть любым.

Указания по оцениванию

Баллы

Задание содержит три оцениваемых элемента: нужно определить два числовых значения и построить диаграмму. Первые два элемента считаются выполненными верно, если верно найдены требуемые числовые значения.

Диаграмма считается построенной верно, если её геометрические элементы правильно отображают представляемые данные, отображаемые данные определены правильно и явно указаны на диаграмме тем или иным способом, диаграмма снабжена легендой. Во всех случаях допустима запись ответа в другие ячейки

 

(отличные от тех, которые указаны в задании) при условии правильности полученных ответов. Также допустима запись верных ответов в формате с большим или меньшим, чем указано в условии, количеством знаков

 

Верно выполнены все три оцениваемых элемента

3

Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 балла. При этом верно выполнены два оцениваемых элемента

2

Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 или 3 балла. При этом верно выполнен один оцениваемый элемент

1

Не выполнены условия, позволяющие поставить 1, 2 или 3 балла

0

Максимальный балл

3

 

 

 

 

Данное задание является весьма творческим и имеет множество различных решений, использующих различные средства электронных таблиц, поэтому оценивается не ход выполнения задания, а правильность полученных числовых ответов и построения диаграммы. Поэтому проверка этого задания не вызывает, как правило, особых затруднений: за правильное выполнение каждого из трёх элементов задания учащемуся начисляется 1 балл.

Одна из трудностей при проверке данного задания может заключаться в том, что учащийся записал ответы на вопросы в другие ячейки электронной таблицы (не в те, в которые требовалось в условиях задания). В этом случае эксперт должен просмотреть решение обучающегося, и если в таблице есть ячейка, содержащая правильный ответ на поставленный вопрос, то за ответ на этот вопрос начисляется 1 балл (то есть баллы не снимаются, если правильный ответ записан в другой ячейке).

Другая возможная проблема связана с точностью отображения дробных чисел в результате вычисления средних величин. В приведённом ниже задании в результате вычислений ответ на второй вопрос получается в виде дробного числа. При этом в зависимости от формата отображения чисел, который устанавливается в свойствах данной ячейки, ответ может отображаться с разным количеством цифр после десятичной точки, причём при округлении ответа могут меняться последние отображаемые цифры ответа. Например, если правильным ответом на это задание было бы число 4,31782 (с точностью в 5 знаков после запятой), то в представлении с точностью в 4 знака после запятой ответ будет иметь вид 4,3178, с точностью в 3 знака – 4,318, с точностью в 2 знака – 4,32. Таким образом, если эксперт видит ответ, близкий к правильному, но не точно с ним совпадающий, он должен установить, не является ли причиной данной разницы ответов различие в формате отображения дробных чисел.

 

Разберём варианты решений, представленных учащимися, и проведём процедуру оценивания в соответствии с критериями.

Пример 1

 

 

Так выглядит электронная таблица с эталонным решением. Единственный недочёт здесь – слишком большая точность ответа на второй вопрос, но это вполне соответствует формулировке задания («не менее двух знаков после запятой»). При работе эксперта с файлом он легко видит формулы, стоящие в ячейках E2:F1001 и H2:I3, и эти формулы соответствуют написанным в образце решения (на снимке показана формула в ячейке F15).

Диаграмма не построена.

Оценка: 2 балла.

          

Пример 2

 

 

 

Внешне верхняя часть таблицы незначительно отличается от предыдущей (второе значение записано не в ячейке H3, а в ячейке I4, что является недочётом, но не должно вызывать автоматического снижения балов), но значения в ячейках H2:I4 отличаются от эталонных. Эксперту не обязательно устанавливать причину ошибки, так как формально оценивается только наличие верного ответа, но желательно проверить, что исходные данные совпадают с эталоном, а при заполнении диапазона E2:F1001 допущена ошибка.

В любом случае, согласно критериям правильные ответы на первые два элемента задания не получены. Диаграмма построена верно.

Оценка: 1 балл.

 

Пример 3

 

В данном случае ход решения был иным: экзаменуемый воспользовался функцией фильтрации, отобрал только записи об учениках, сдававших биологию, и отсортировал отобранные записи по убыванию баллов. Далее он вручную определил, сколько записей соответствуют первому критерию, а также нашёл сумму баллов по биологии и написал верную формулу подсчёта среднего балла по биологии. Получено два верных значения, диаграмма не построена.

Оценка: 2 балла.

Пример 4

   

В этом примере даны неверные ответы на первые два задания, на диаграмме отсутствуют числовые значения, по которым она построена.

Оценка: 0 баллов.

2.4. Задание 15

 

                Задание    15    проверяет    умение    записать    формальный    алгоритм

с использованием инструкций ветвления и цикла. Задание представлено в двух вариантах: для исполнителя «Робот» и для арифметико-логического исполнителя, реализованного в виде системы программирования на языке высокого уровня. Важно отметить, что согласно спецификации экзамена экзаменующийся должен выбрать, какой из вариантов задания он выполняет. Выполнение обоих вариантов не приносит дополнительных баллов экзаменуемому, в протокол проверки выставляется  одна оценка.

 

2.4.1. Задание 15.1

Задание 15.1 проверяет умение записать формальный алгоритм с использованием инструкций ветвления и цикла для формального исполнителя «Робот». Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или же записан в текстовом редакторе. Формулировке задания 15.1 предшествует описание команд исполнителя и синтаксиса записи алгоритмических конструкций ветвления и цикла, поэтому задание может быть выполнено даже теми школьниками, которые не знакомы с используемым синтаксисом языка, но владеют основами алгоритмизации.  Пример задания 15

 

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. 

У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы.   Четыре из них управляют перемещениями Робота:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда-приказ закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

 

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то последовательность команд все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых командприказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то   вправо   закрасить все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то    вправо все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид: нц пока условие    последовательность команд кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

  вправо кц Выполните задание

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

 

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. 

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. 

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|». 

| Пропускаем клетку, в которой стоит Робот вправо

|Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене

|Закрашиваем пройденные клетки  нц пока не сверху свободно

           закрасить

           вправо

кц

|Двигаемся дальше до горизонтальной стены нц пока сверху свободно        вправо

кц

|Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены

|Закрашиваем пройденные клетки  нц пока справа свободно

           закрасить

           вправо

кц

|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене

|Закрашиваем пройденные клетки  нц пока не справа свободно

      закрасить        вниз

кц

|Двигаемся дальше до вертикальной стены нц пока справа свободно           вниз кц

|Двигаемся вниз до конца вертикальной стены

|Закрашиваем пройденные клетки  нц пока не справа свободно

      закрасить        вниз кц

Возможны и другие варианты решения

          

Указания по оцениванию

Баллы

Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных

2

При всех допустимых исходных данных верно следующее:

1)                выполнение         алгоритма завершается,        и       при    этом          Робот  не разбивается;

2)                закрашено не более 10 лишних клеток;

3)                остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены

1

Задание выполнено неверно, то есть не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

 

 

 

Оценивание этого задания экспертом производится путём анализа записанного алгоритма, поиска в нём ошибок, проверки, правильно ли алгоритм выполняет задачу и т.д.

Прежде всего следует отметить, что записанный алгоритм должен работать при любых длинах горизонтальной и вертикальной стен, а также проходов в них, а не только для того примера, который приведён в условии задачи. Решения, работающие только при каких-то конкретных размерах коридора, оцениваются в 0 баллов, поскольку они решают задачу только для частного случая. Приведём пример такого решения.

 

Пример решения

Оценка

Комментарий

вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо вправо закрасить вправо закрасить вниз закрасить вниз закрасить

0

Задание решено только для частного случая, изображённого на рисунке

вниз вниз вниз закрасить вниз закрасить вниз

 

 

 

Таким образом, любое правильное решение этой задачи обязательно должно содержать минимум два цикла, перемещающие робота вдоль стен, то есть: нц пока справа свободно

           вправо

кц

и 

нц пока не справа свободно

            вниз

кц

 

Первый цикл приведёт Робота в угол двух стен, а второй выведет под стену, находящуюся справа. Однако так как в вертикальной стене есть разрыв, одного этого цикла будет недостаточно.

Если такие циклы в алгоритме отсутствуют, то задание решено неверно в любом случае и оценивается в 0 баллов.

Далее эксперт должен ответить на вопросы:

1.        Завершает ли работу проверяемый алгоритм (то есть верно ли, что алгоритм не содержит бесконечных циклов)?

2.        Остаётся ли робот цел в результате исполнения алгоритма (то есть верно ли, что робот не разрушается от столкновения со стеной)?

3.        Полностью ли робот выполняет поставленную задачу, то есть закрашивает ли все требуемые клетки?

Если ответы на все вопросы утвердительные, то есть алгоритм всегда заканчивает свою роботу, робот не разрушается при исполнении алгоритма и полностью выполняет поставленную в условии задачу, то выполнение задания оценивается в 2 балла.

При этом не учитываются синтаксические ошибки в записи алгоритма, то есть проверяется умение составить алгоритм, а не синтаксически правильно его записать (поскольку учащийся может быть не знаком с формальным синтаксисом того алгоритмического языка, который используется для записи алгоритма). Алгоритм также может быть записан с использованием другого синтаксиса алгоритмического языка, более знакомого учащемуся. Таким образом, оценивается только алгоритмическая правильность решения, но не синтаксис записи алгоритма.

15.1

 

Задание оценивается в 1 балл, если закрашены не все клетки, которые должны быть закрашены, или закрашено несколько лишних клеток. Как правило, это одна пропущенная или неправильно записанная команда (например, закрашивается первая клетка, на которой стоит Робот, или закрашивается одна из клеток под проходом сверху или слева от прохода в правой стене, что может быть результатом неправильного чередования команд движения и закрашивания в теле цикла).

Выполняя оценивание, эксперт должен определить, какое количество лишних клеток будет закрашено в том случае, если длины стен и проходов очень большие. Так, 0 баллов должно быть оценено решение, в котором Робот закрашивает все клетки от первоначального положения до стены справа, в том числе все клетки под проходом в горизонтальной стене.

Задание оценивается в 0 баллов, если закрашивается (не закрашивается) более 10 лишних клеток при очень больших размерах стен и проходов или алгоритм изложен неверно. Также в 0 баллов оценивается решение, не имеющее завершения или приводящее к аварийному останову.

Рассмотрим примеры выполнения задания линии 15.1 на каждый из возможных баллов шкалы.

 

 

  

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. 

У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы.  

Четыре из них управляют перемещениями Робота:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит  команду передвижения сквозь стену, то он разрушится

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид: если условие то последовательность команд все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых командприказов.

 

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм: если справа свободно то   вправо   закрасить все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например: если (справа свободно) и (не снизу свободно) то    вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид: нц пока  условие     последовательность команд кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

  вправо кц Выполните задание

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её левого конца.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. 

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. 

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

 

 

 

  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|». 

| Пропускаем клетку, в которой стоит Робот вправо

|Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене и закрашиваем клетки  нц пока не снизу свободно

           закрасить

           вправо

кц

|Двигаемся дальше до горизонтальной стены нц пока снизу свободно  вправо

кц

|Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены и закрашиваем клетки  нц пока справа свободно

           закрасить

           вправо

кц

|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене и закрашиваем клетки  нц пока не справа свободно

      закрасить        вверх кц

|Двигаемся дальше до вертикальной стены нц пока справа свободно        вверх кц

|Двигаемся вверх до конца вертикальной стены и закрашиваем клетки  нц пока не справа свободно

      закрасить        вверх кц

Возможны и другие варианты решения

 

Указания по оцениванию

Баллы

Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных

2

При всех допустимых исходных данных верно следующее:

1)                выполнение         алгоритма завершается,        и       при    этом          Робот не разбивается;

2)                закрашено не более 10 лишних клеток;

3)                остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены

1

Задание выполнено неверно, то есть не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

 

 

 

Разберём варианты решений, представленных обучающимися, и проведём процедуру оценивания в соответствии с критериями.

 

Пример 1

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, запущенная в среде «Кумир» для обстановки, приведенной в задании. Выполнение алгоритма завершилось штатно, Робот не разбился. Закрашена одна лишняя клетка (та, на которой первоначально стоял Робот).

Оценка: 1 балл.

Пример 2

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, запущенная в среде «Кумир» для обстановки, приведенной в задании. Выполнение алгоритма завершилось штатно, Робот не разбился. Закрашены три лишние клетки (та, на которой первоначально стоял Робот, и две клетки над проходом в горизонтальной стене). Казалось бы, три клетки – меньше, чем 10, поэтому задание должно быть оценено 1 баллом. Однако условие задачи предполагает, что стены и проходы в стенах могут быть сколь угодно длинными, поэтому при проходе длиной 10 клеток и более будет закрашено более 10 клеток, которые не должны быть закрашены.

Оценка: 0 баллов.

 

Пример 3

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, запущенная в среде «Кумир» для обстановки, приведённой в задании. Выполнение алгоритма завершилось штатно, Робот не разбился. Закрашены все клетки, которые должны быть закрашены, ни одна лишняя клетка не закрашена. Однако условие задачи предполагает, что стены и проходы в стенах могут быть сколь угодно длинными, поэтому запуск программы на любой другой обстановке, соответствующей условию, не обеспечит решения задачи.

Оценка: 0 баллов.

           

Пример 4

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, запущенная в среде «Кумир» для обстановки, приведённой в задании. Выполнение алгоритма завершилось штатно, Робот не разбился. Закрашены все клетки, которые должны быть закрашены, ни одна лишняя клетка не закрашена. В программе учтена возможность произвольной длины фрагментов стен и разрывов.

Оценка: 2 балла.

 

2.4.2. Задание 15.2

 

Задание 15 в варианте 15.2 проверяет умение записать алгоритм на языке программирования. Оно проверяет умения, связанные с созданием простейших программ, содержащих цикл и ветвление внутри цикла, на одном из языков программирования. Приведём пример задания 15.2.

 

 

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4, но не кратных 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.

В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7.

Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4, но не кратных 7.

 

Пример работы программы

Входные данные

Выходные данные

4

16

28

26

24

2

 

 

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:

var n, i, a, k: integer; begin   readln(n);   k := 0;

  for i := 1 to n do   begin readln(a);

if (a mod 4 = 0) and (a mod 7 <> 0) then k:= k + 1;

  end;   writeln(k) end.

Возможны и другие варианты решения

          

Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты

 

 

Входные данные

Выходные данные

 

1

3

4

7

28

 

1

2

4

28

16 4

24

 

3

3

5

24

28

4

44

2

 

3

Указания по оцениванию

Баллы

Предложено верное решение. Программа составлена правильно и правильно работает на всех приведённых выше тестах.

Программа         может         быть записана     на      любом         языке программирования

2

Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла, при этом программа выдаёт неверный ответ не более чем на одном из приведённых выше тестов

1

Не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

 

 

 

 

 

Решением данного задания является программа, записанная на одном из языков программирования. Эксперт должен выяснить, правильно ли работает данная программа.

Прежде всего эксперт должен установить язык программирования, на котором записана программа – как правило, это тот язык программирования, который изучался школьниками. Затем эксперт должен скомпилировать программу (если программа записана на компилируемом языке программирования) и запустить её. Если программа содержит синтаксические ошибки, и потому её компиляция и запуск невозможны, то задание оценивается в 0 баллов (так как данное задание выполняется обучающимися за компьютером, при этом у обучающихся есть возможность компилировать и запускать    программу,          редактировать     текст программы, исправлять синтаксические и алгоритмические ошибки, то программа, которая не может быть скомпилирована и запущена, должна оцениваться 0 баллов).

Правильная программа должна содержать следующие части:

1.     Ввод данных.

2.     Нахождение ответа.

3.     Вывод ответа.

Программа, которая не содержит ввода данных (например, данные для работы программы задаются константами в её исходном коде) или не содержит вывода ответа, также оценивается в 0 баллов.

Затем эксперт должен определить, как необходимо вводить данные в программу и выводить результат. Использование стандартного ввода (считывание с клавиатуры, например оператор Read в Паскале) и стандартного вывода (вывод на экран, например оператор Write в Паскале) не являются единственно возможными способами, например, возможны и такие варианты:

1.        Ввод-вывод данных с использованием файлов.

2.        Ввод-вывод данных через графический интерфейс (поля ввода,

«ползунки» и т.д.).

3.        Ввод-вывод с использованием средств локальной сети и Интернета.

4.        Другие технологии ввода-вывода данных.

Установив метод ввода-вывода данных, эксперт должен проверить, верно ли составлен алгоритм решения задачи. Для этого эксперт запускает программу, вводит тестовые примеры, которые приведены в критериях оценивания и проверяет, правильный ли ответ выдала программа, после чего повторяет эту операцию для всех тестовых примеров, указанных в критериях оценивания. Например, для входных данных «2 28 4» программа должна вывести «1». Если программа выдаёт правильный ответ, то данный тест считается пройденным, если программа выдаёт неправильный ответ, или не завершает свою работу из-за зацикливания, или аварийно завершает свою работу из-за алгоритмической ошибки (например, деления на ноль), то данный тест не засчитывается. Вывод о правильности программы делается в том случае, если программа проходит все тесты.

Оценка в 2 балла за задание 15.2 выставляется, если программа правильная, в том числе выдаёт верный ответ на всех тестах.

Оценка в 1 балл выставляется, если она содержит ошибку, которая приводит к неверному ответу не более чем  на одном из тестов.

Оценка в 0 баллов выставляется во всех остальных случаях.

Приведём примеры выполнения задания линии 15.2 на каждый из возможных баллов шкалы.

  

15.2

 

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5 и не кратное 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.

В последовательности всегда имеется число, кратное 5 и не кратное 7.

Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: максимальное число, кратное 5, но не кратное 7.

 

Пример работы программы

Входные данные

Выходные данные

3

10

25

12

25

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:

var n, i, a, max: integer; begin   readln(n);   max := -1;   for i := 1 to n do   begin readln(a);

if (a mod 5 = 0) and (a mod 7 <> 0) and (a > max)    then max := a;

  end;   writeln(max) end.

Возможны и другие варианты решения.

Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты

 

Входные данные

Выходные данные

 

1

3

5

35

8

5

2

4

35

10

25

15

25

3

4

15

20

10

35

20

Указания по оцениванию

Баллы

Предложено верное решение. Программа составлена правильно и правильно работает на всех приведённых выше тестах.

Программа может         быть записана     на      любом        языке программирования

2

Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла, при этом программа выдаёт неверный ответ не более чем на одном из приведённых выше тестов

1

Не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

 

 

           

Пример 1

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, эквивалентная программе на языке Паскаль, приведённой в критериях оценивания, и протокол работы программы с первой из тестовых последовательностей. 

Оценка: 2 балла.

           

Пример 2

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, содержащая ошибку: вместо делимости на 5 проверяется то, что последней цифрой числа является 5. Показан протокол работы программы с последней из тестовых последовательностей – единственной, на которой программа выдает ошибку. 

Оценка: 1 балл.

           

Пример 3

 

 

 

На рисунке показана программа на алгоритмическом языке, содержащая ошибку: вместо операции «и» условия связаны операцией «или». В результате программа выводит число 35 для всех используемых наборов данных. Показан протокол работы программы на всех трёх тестовых последовательностях. 

Оценка: 0 баллов.

 



[1] Организационно-технологическая схема, используемая при проведении ОГЭ в субъектах Российской Федерации, может предполагать заполнение распечатки протокола проверки развёрнутых ответов или электронных форм аналогичного назначения.

[2] Комплект материалов отличается для каждого варианта задания, включает в себя не менее пяти изображений и текстовый документ по заданной теме.

[3] Возможны иные варианты систематизации контролируемых элементов задания 13.1.

[4] В меню показано, что масштаб изображения равен 120% по вертикали и 120% по горизонтали, что говорит об отсутствии искажения, хотя наглядно видно его наличие. Имеет место вставка фигуры (фигура без искажения) с последующей заливкой фигуры изображением.

[5] Возможны иные варианты систематизации контролируемых элементов задания 13.2.

[6] Здесь и далее в заданиях линии 14 используется один и тот же файл исходных данных, текст которого приведён в приложении.

Посмотрите также