Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Оценка 5
doc
13.04.2020
Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
рекомендации по проектной деятельности.doc

Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

Откуда произошло слово «проект»?

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».

Проектный метод – не новое явление. Еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняли совместную работу, включались таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнение. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался.

В современном образовательном процессе названия видов проектов несколько изменены и расширены.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

-исследовательские

-информационные

-практико-ориентированные

-игровые

-творческие

Исследовательский проект - деятельность детей, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Деятельность детей: экспериментирование

Например, проект «Живая вода». С помощью этого проекта можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Итогом проекта может быть создание мультфильма, стенгазеты или плаката.

Информационный проект – деятельность детей, призванная научить добывать и анализировать информацию

Деятельность детей – сбор информации о каком - либо объекте, явлении (сбор, анализ, презентация добытой информации)

Например, проект «Кто живет на Северном полюсе» должен расширить знания детей о природных и атмосферных явлениях, растительном и животном мире, способах выживания в экстремальных условиях.

Итогом проекта может быть создание книги, альбома или макета, презентация

Практико-ориентированный проект - деятельность детей, предполагаемая практический выход.

Деятельность детей – изготовление какого-либо продукта

Например, проект «Вторая жизнь бытового мусора» научить детей заботиться об окружающей среде.

Итогом проекта может быть создание игрушек из пластиковой тары, дефиле костюмов, акция.

Игровой проект - процесс создания или совершенствования проектов в игровом режиме.

Деятельность детей –участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Например, проект «В мире добрых дел»

Итогом проекта может быть игра – викторина, игра – состязание, экскурсия

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной

Деятельность детей – изобретение, созидание нечто нового и прекрасного

Например, проект «Славный город Городец» познакомит детей с достопримечательностями города, историей возникновения городецкой росписи.

Итогом проекта может быть коллекция, развлечение, праздник, представление.

Кроме того, в реализации каждого вида проекта могут присутствовать следующие направления:

-естественно-научное

-гуманитарное

-краеведческое

-художественно-эстетическое

-изобразительно-фантазийное

-социальное

-здоровьесберегающее

Важно отметить, что результат проекта, несмотря на применяемые в реализации данного проекта направления, должен соответствовать виду проекта.

Например, творческий проект «Город будущего». В реализации данного проекта можно использовать краеведческое направление (изучить старинную и современную архитектуру), социальное направление (обратить внимание на социальную значимость сооружений). Но конечным результатом должен явиться какое-либо творческое изобретение (макет города будущего)

В практике современных дошкольных учреждений проекты делятся на следующие типы:

1.По характеру содержания и информативности. Сюда относят проекты, которые реализуются ребенком и его семьей, проекты, направленные на осознание ребенком природных явлений, флоры и фауны. Проекты, которые помогают ребенку осознать себя в мире, обществе, приобщиться к культурной деятельности.

2. По роли ребенка в проекте: исполнитель, заказчик, ведущий или ведомый, эксперт, участник проекта от выбора его идеи и до получения итогового результата.

3.По особенностям проводимых контактов. Такие проекты могут осуществляться среди детей одного возраста, совместно с детьми разных возрастных групп, непосредственно в детском саду, с родителями, культурными учреждениями или общественными организациями.

4.По количеству участвующих в проекте людей. Это могут быть индивидуальный проект, парные задания, коллективные проекты, фронтальный проект.

5. По сроку действия. Сюда относят кратковременные, долгосрочные проекты или задания средней продолжительности.

Советы педагогам по организации проектной деятельности с детьми

Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка.

1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.

2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.

            4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе.

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»


Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной

Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе

Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020