Рекомендации педагогам по организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.9

Рекомендации педагогам по организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
06.04.2020
Рекомендации педагогам по организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Рекомендации воспитателям.docx

4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов,  самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

5.Индивидуальные,  подгрупповые занятия (логочас). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.

Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Формы: подгрупповые, индивидуальные, и один раз в неделю проводится   логочас в виде сюжетно-ролевой игры.

  

 

 

МАДОУ «ЦРР-детский сад №54 «Малыш»

 

 

 

 

Рекомендации воспитателям по организации  коррекционной работы с дошкольниками

 

Рисунок1.png

 

 

 

 

 

 Учитель-логопед  Голубева Светлана Владимировна

 

2020

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

  

Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

 

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку  возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.

2.Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята»,  «Машина каша»…

3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы,  выполняется ежедневно после сна.

 

К коррекционным задачам воспитателя речевой группы относятся:

1. Постоянное совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики.

 2. Развитие правильного речевого дыхания.

 3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

 4. Развитие фонематических представлений.

 5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

 6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на  бездефектном речевом материале.

Рисунок2.png 8. Формирование связной речи.

 

 

 

При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:

·  наполняемость уголка;

·  разнообразие материалов;

·  возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

·  доступность;

·  системность;

·  эстетика оформления;

·  ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

 

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

·  фонематического слуха;

·  дыхания;

·  воздушной струи;

·  артикуляционной моторики;

·  правильного звукопроизношения;

·  словаря;

·  фразовой речи;

·  мелкой моторики пальцев рук;

·  звукового анализа и синтеза слогов и слов.

 

 

 

Содержание речевых уголков

 

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 

 

Структура логочаса

1.  Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

2.  Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

3.  Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).

4.   Физкультминутка (2мин.).

5.   Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

6.  Повторение    лексико-грамматических    упражнений (например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение   окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (3 мин.).

7.  Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).


 

Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях

Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами

К коррекционным задачам воспитателя речевой группы относятся: 1

К коррекционным задачам воспитателя речевой группы относятся: 1

Содержание речевых уголков 1

Содержание речевых уголков 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020