Общие
рекомендации по организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзивной школы.
Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет
устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Некоторые
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и (или) дети-инвалиды
нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана
с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. В контексте
данных рекомендаций под «изменением способов подачи информации» понимается
предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению
с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения
задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение
способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в
ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе
Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться
одним в изолированном от внешних звуков классе.
Модификацию
можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет
стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к
уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации
может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые
изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в
индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять
так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями,
причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они
нуждаются.
Далее
представлены рекомендации по поводу изменений в учебниках и образовательных
программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных
поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с
особыми образовательными потребностями.
Учебники и учебная
программа
Учебники
- Обеспечение
учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более
простыми для чтения.
- Обеспечение
аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один
и тот же текст.
- Предоставление
краткого содержания глав учебников.
- Обеспечение
интересными материалами для чтения более высокого уровня.
- Использование
маркеров для выделения важной информации.
- Использование
предложений с пропущенными словами.
- Обеспечение
двумя комплектами учебников ( для школьных и домашних занятий.)
- Использование
учетных карточек для записи главных тем.
- Предоставление
учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.
- Указание номеров
страниц для нахождения верных ответов.
- Обеспечение
альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке
Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.
Учебная программа:
- Сокращенные
задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
- Сокращенные
тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных
слов.
- Альтернативные
замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
- Четкое
разъяснение заданий, часто повторяющееся.
- Акцентирование
внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь
назвать три причины возникновения Гражданской войны»).
- Предоставление
альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько
небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в классе
- Наличие
индивидуальных правил для учащихся.
- Оценка
организации класса в соответствии с нуждами учащихся.
- Поддержание
тишины во время интенсивных занятий.
- Отсутствие в
классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).
- Обеспечение
персональным компьютером для выполнения письменных работ.
- Близость
учеников к учителю.
- Использование
кабины для индивидуальной работы.
- Наличие в
классе дополнительных материалов (карандашей, книг).
- Использование
альтернативы кроссвордам.
- Сохранение
достаточного пространства между партами.
Обучение и задания
- Использование
указаний как в устной, так и в письменной форме.
- Поэтапное
разъяснение заданий.
- Последовательное
выполнение заданий.
- Повторение
учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение
аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Демонстрация
уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
- Близость к
учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов
деятельности
- Подготовка
учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление
дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление
дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Обеспечение
помощи при передвижении.
Письменные задания
- Использование
листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование
упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Обеспечение
школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся
или записями учителя.
- Дополнение
печатных материалов видео и диафильмами.
- Обеспечение
учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Разрешение
использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Оценка знаний
- Использование
индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями.
- Ежедневная
оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Оценка работы
на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- Акцентирование
внимания на хороших оценках.
- Разрешение
переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка
переделанных работ.
- Использование
системы оценок достижений учащихся.
Тесты
- Устное
объяснение заданий.
- Обучение
работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на
выполнение каждой секции теста).
- Обеспечение
учащихся списком слов с определениями.
- Неограниченное
время для выполнения теста.
- Проведение
тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).
- Чтение
тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
- Разграничение
тестов на секции по сходным проблемам.
- Использование
тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
- Разрешение
учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы
тесту.
- Сообщения о
достижениях учащихся вместо оценки.
- Оценка
правописания отдельно от содержания работы.
- Обеспечение
напечатанными учебными материалами.
- Разрешение
выполнить тест дома или с использованием учебников.
- Предоставление
возможных ответов для заданий с пропущенными словами.
- Написание
первой буквы пропущенного слова.
Математика
- Разрешение
использовать калькулятор.
- Группирование
сходных проблем.
- Размещение
малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до
6 заданий на странице).
- Использование
малого количества заданий для получения оценки.
- Использование
листов большого формата для письменного обозначения проблемы.
- Предоставление
стола с математическими предметами для справочной информации.
- Обеспечение
каждого ученика визуальным числовым рядом.
- Поэтапное
представление проблемных заданий.
- Использование
визуальных пособий (картинок, графиков).
Дополнительная
информация
- Маркирование
заданий в учебниках.
- Обеспечение
обратной связи по каждому заданию.
- Использование
линейки во время чтения для его облегчения.
- Обеспечение
общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от
них требуется при выполнении этого задания.
- Ориентирование
длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной
проверкой и частым оцениванием.
- Возможность
представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед
всем классом.
- Одновременная
раздача листов с упражнениями.
- Последовательное
выполнение задания, начиная с самой легкой его части.
- Проецирование
изображений на светокопировальной бумаге
- Использование
вспомогательных вопросов при выполнении теста.
- Практика
записи заданий в тетради.
- Использование
стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между
явлениями.
Поведение
- Организация
учебного дня.
- Распределение
учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог
подать пример другому.
- Обозначение
школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
- Использование
невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование
поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого
ученика за то, что он принес в класс карандаши).
- Свести к
минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на
позитивное, чем негативное.
- Составление
индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно
ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.
- Предоставление
учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном
месте», когда этого требуют обстоятельства.
- Разработка
кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение
является недопустимым на данный момент.
- Игнорирование
незначительных поведенческих нарушений.
- Разработка
мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является
непреднамеренным.
- Знания об
изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения
медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с
ограниченными возможностями.