РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Оценка 4.7

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Оценка 4.7
docx
08.04.2022
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО.docx

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

 

В рекомендациях  по организации и проведению современного урока в соответствии с ФГОС СПО представлена новая технология  подготовки и проведения современного урока в колледже, раскрывающая типологию уроков, примерную структуру  технологической карты, что позволит обеспечить мотивацию молодых педагогов.

Особый интерес рекомендации представляют не только для начинающих преподавателей, но и для преподавателей работающих не первый год.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный преподаватель.

Сформулированы требования к современному преподаватель: во-первых, это профессионал, который

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий

- инициирует действия обучающихся

- консультирует и корректирует их действия

- находит способы включения в работу каждого обучающегося

- создаёт условия для приобретения жизненного опыта.

Во-вторых, это преподаватель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный преподаватель обладает информационной компетентностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ОТ УРОКА ПО ФГОС СПО

 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает студентам

Формулируют сами студенты

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает студентам, чему должны научиться

Формулируют сами студенты, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование студентами способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность студентов

Под руководством преподавателя студенты выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Студенты осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением студентами практической работы

Студенты осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроль)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы студентов осуществляет коррекцию

Студенты формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание студентов за работу на уроке

Студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности однокурсников)

Итог урока

Преподаватель выясняет у студентов, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Студенты могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

 

 

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ:

  1. По целеполаганию – урок «открытие нового знания»;
  2. По основной дидактической задаче – урок повторения, углубления и общение изученного;
  3. По способу проведения – урок –практикум;
  4. По основным этапам – урок применения полученных правил на практике;
  5. По форме проведения – интегрированный, исследовательский, проблемный.

 

 

 

 

ТИПЫ УРОКОВ:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

 

  1. Уроки «Открытия»
  2. Уроки «Рефлексии»
  3. Уроки общеметодической направленности
  4. Уроки развивающего контроля

 

 

 

 

 

 

Уроки в системе развивающегося

обучения:

Уроки направлены на формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности

В соответствии с учебными действиями выделяют основные типы уроков:

1.Урок постановки учебной задачи

2.Урок решения учебной задачи

3.Урок моделирования и преобразования модели

4.Урок решения частных задач с применением открытого способа

5.Урок контроля и оценки

 

 

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ УРОКОВ

Виды уроков

Деятельностная цель

Образовательная

цель

Урок «открытия» нового знания

Формирование способности студентов к новому способу действия

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Урок рефлексии

Формирование у студентов способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.)

Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок методологической

направленности

Формирование способности студентов к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Урок развивающего контроля

Формирование способности студентов к осуществлению контрольной функции

Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

 

 

ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

 

1.    Целеполагание: (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание студентом того, что он будет делать в группе и дома и зачем он будет это делать)

2.    Мотивация (сообщение почему и для чего студентам нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно- проблемной ситуации ( задачи, цели))

3.    Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4.    Отбор содержания.

5.    Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности, (н-р, овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и т.д.).

6.    Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

7.    Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 

8.    Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

9.    Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

10.    Организация парной или групповой работы

11.    Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.

12.    Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рационального. Фиксируется новое знание, изученное на уроке, его значимость, организуется самооценка и согласование домашнего задания.

13.    Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной  мотивации.

14.    Минимизация и вариативность домашнего задания.

15.    Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты занятия:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Для того чтобы грамотно отразить в технологической карте занятия специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию «деятельности».

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты занятия необходимо предусмотреть возможность:

 тщательного планирования каждого этапа деятельности;

 максимально полного отражения последовательности всех

осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

 координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Конструирование технологической карты полезно каждому педагогу, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.

·         При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов.

·         Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

·         Определение темы учебного материала.

·         Определение дидактической цели темы.

·         Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

·         Продумывание структуры урока.

·         Обеспеченность урока (таблица).

·         Отбор содержания учебного материала.

·         Выбор методов обучения.

·         Выбор форм организации педагогической деятельности

·         Оценка знаний, умений и навыков.

·         Рефлексия урока.

·         Прослеживается цепочка каждого этапа: задачи – содержание – методы и приемы – результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

Предмет:

Группа:

Тип урока: Изучение нового материала

Цели

Образовательные:

 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД:

Планируемый результат

Предметные:

Знать

Уметь  

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные 

- дополнительные

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

Технология проведения

Деятельность

студентов

Деятельность

преподавателя

Задания для

обучающихся,

выполнение

которых

приведёт к

достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Моти­вация к учебной деятель­ности

(2 мин)

Цели:

Организует

Уточняет тематиче­ские рамки.

II.Форму­лирова­ние темы урока, поста­новка цели (3 мин)

Цели:

(Познава­тельные УУД).(Коммуни­кативные УУД). 

(Регуля­тивные УУД).

III. Изу­чение нового

(10 мин)

Цели:

(Познава­тельные УУД).(Коммуни­кативные УУД). 

IV. Закре­пление нового (15 мин)

Цель:

(Познава­тельные УУД).(Коммуни­кативные УУД). 

V. Кон­троли­рующее задание (12 мин)

Цель:

-прове­рить уме­ние

(Регуля­тивные УУД). (По­знаватель­ные УУД) (Личност­ные УУД). (Регуля­тивные УУД).

VII. Реф­лексия учебной деятель­ности на уроке(3мин)

Цели:

(Коммуни­кативные УУД). 

(Регуля­тивные УУД).

(Личност­ные УУД)

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Планирование Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

Целеполагание: (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание студентом того, что он…

Целеполагание: (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание студентом того, что он…

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ

II.Форму­лирова­ние темы урока, поста­новка цели (3 мин)

II.Форму­лирова­ние темы урока, поста­новка цели (3 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2022