Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР
Оценка 4.9

Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР

Оценка 4.9
docx
25.08.2021
Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР
Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР..docx

 Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР.

Содержание

   I.   Актуальность темы

  II.  Нормативные документы                                                                      

 III.  Исследования и классификация ЗПР                                                    

 IV.  Психологические особенности детей с ЗПР                                          

 V.   Принципы коррекционно-развивающего обучения

 VI. Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции  недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического развития.                         

VII. Обзор программно-методических материалов обучения и воспитания

         детей с ЗПР.                                            

VIII. Рекомендации к организации работы                                      

 IX.Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми  в

         условиях интегрированного обучения                 

X. Литература  

XI.Приложение 

 

Пояснительная записка

 

  В работе рассматриваются проблемы в работе с детьми с задержкой психического развития. Для меня эта тема является наиболее актуальной, т.к. в классе есть ребёнок с ЗПР.

   Большую часть контингента детей с трудностями в обучении в нашей школе составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития».
Понятие « задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

 

I. Актуальность темы

   Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.   Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Все это порождает множество проблем, требующих теоретического осмысления и методологического поиска путей их разрешения.   Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста.    По данным Министерства образования и науки РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. Задержка психического развития - один из  наиболее распространенных психических недугов,  который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему. Для детей с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. ЗПР относится к разряду так называемых пограничных отклонений психики, то есть занимает промежуточное место между нормальным развитием и умственной отсталостью.

Цель проекта  - изучить возможности социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития.

Разработать методические рекомендации для работы.

Задачи:

1.     Провести анализ литературы по данной тематике, изучить  лекции,  предложенные на курсах.

2.     Изучить психологические особенности детей с задержкой  психического развития младшего школьного возраста.

3.     Разработать методические рекомендации для работы педагога с детьми с задержкой психического развития.

II. Нормативные документы.

На современном этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Содержание образования определяется образовательной программой 7 вида, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Нормативные документы:

1.     Закон 273 ФЗ «Об образовании» в РФ от 01.01.2015 г.

2.     Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. №288»Об утверждении Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении».

3.     «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12. 2002 №919, от 18.08.2008 №617, от 10.03.2009 №216).

4.     Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06.

5.     Письмо МО РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями»)

6.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

III. Исследования и классификация ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «Задержка психического развития (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития).

        Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой  сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

        Исследования ЗПР развивались в клиническом, психологическом и педагогическом направлениях. История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т.А. Власовой (1973-1976), Т.Б. Глезерман (1983), Ю.Г. Демьянова (1970, 1988), В.В. Ковалева (1985), В.В. Лебединского (1985) и других ученых.

Характеризуя состояние «ЗПР» по данным литературы, представляется наиболее целесообразным выделить те особенности дефекта, которые значимы для педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.

Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация К.С. Лебединской, которая выделяет четыре варианта происхождения ЗПР.

       - ЗПР конституционального происхождения.

Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм – это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребёнка, и в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.

-ЗПР соматогенного происхождения.

В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергии, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимание создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.

-ЗПР психогенного происхождения.

Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребёнку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.

-ЗПР церебрально-органического происхождения.

Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами, патология беременности (токсикозы, инфекции и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.

        Данные клинико-патопсихических исследований ЗПР у детей, несомненно, имеют важное теоретическое и прикладное значение. Характеристика и прогноз различных вариантов этого дефекта обосновывают психологические особенности детей, уточняют направленность и масштабность необходимой детям помощи, содействуют в определении типа образовательного учреждения.

IV. Психологические особенности детей с ЗПР.

Психологические характеристики детей с ЗПР, обобщенные по результатам исследований, рассматриваются многими авторами. Остановимся на наиболее значимых психологических особенностях, характерных для всей категории детей с задержками психического развития.

        Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.

        В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

-Особенности зрительного восприятия.

Восприятие детей с ЗПР отличается недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ (П.Б. Шонин, 1972)

   -Особенности внимания детей с ЗПР.

Отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности.

-Особенности памяти детей с ЗПР.

Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость. При возрастании сложности заданий продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объёмом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объёму текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному.

-Особенности мышления детей с ЗПР.

Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.

-Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР.

К особенностям познавательной деятельности, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность у детей может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приёма работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.

Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценка, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации.

Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

V. Принципы коррекционно-развивающего обучения

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребёнка, раскрытию и реализации его способностей. Особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

При организации коррекционно-развивающего обучения в школе важно учитывать следующие принципы:

-Динамичность восприятия учебного материала.

Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

-Принцип продуктивной обработки информации.

В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

-Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

-Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл – вспомню – сделаю).

 

VI. Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического развития.

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Игра – это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему.                                                                                                   Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.                                                                                       Одним из приемов и методов решения данной проблемы в обучении детей с задержкой психического развития выступает применение игровых технологий.

Учителя рассматривают игру в работе с точки зрения влияния на неигровые способности школьников – как правило, на мышление, значительно реже эмоции, нравственные качества, на произвольное поведение детей.    В результате игровой инструментовки коррекционно-развивающего процесса возможны фронтальная, индивидуальная и групповая работы и работа в парах. По  коррекционной работе с младшими школьниками арттерапевтические методы (рисуночная терапия, драмотерапия,  библиотерапия,  куклотерапия, музыкотерапия, хореотерапия и т.д.), как правило, органично сочетаются с игрой и дополняют, обогащают ее коррекционные возможности. Подчеркивая важность и полезность «игровой школы» в педагогической работе со слабоуспевающими школьниками, П.Ф. Каптерев писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам…тугих на развитие, медленных в соображениях. Не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, - таких детей много. …Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, сможет руководить их развитием и оказать существенно важные неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни». Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А. Венгер, У.В. Ульенкова и другие). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А. Шмаков (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету. («Кто самый наблюдательный?», «Кто точнее назовет» и т.д.). Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые игры. («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).  Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и другие, являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм. Использование всем хорошо знакомых подвижных, спортивных или оздоровительных игр должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с детьми и способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно-психической регуляции. Анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в социально-личностном, познавательном и физическом развитии школьников.

 

 

VII.        Обзор программно-методических материалов

обучения и воспитания детей ЗПР.

        Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

        При организации обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе необходимо использовать программы и учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида «Начальные классы» (авторы Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.) изданы в 1996 году издательством «Просвещение» или традиционные, но адаптированные.

2.     Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина, 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2001 год.

3.     Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998 год.

4.     Программа для подготовки к школе (науч.рук. С.Г. Шевченко, сост. Л.А. Вохмянина). Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. Коррекционно-развивающее обучение (М.: Дрофа, 2000).

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря упрощению содержания образования, введению специальных предметов (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, коррекция), организация занятий по восполнению пробелов предшествующего обучения и пропедевтике новых и трудных тем.

        При составлении календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения детей с ЗПР и «нормы» в начальной школе, учителю необходимо изучить коррекционные программы общеобразовательной программы, составленные С.Г. Шевченко и А.А. Вохмяниной.

При планировании для детей с ЗПР возможно изменение количества часов на прохождение темы, объема изучаемого материала с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

VIII. Рекомендации к организации работы.

Работа педагогов в условиях, когда обучающийся по программе специального (коррекционного) обучения VII вида занимается в общеобразовательных классах, носит специфический характер. Необходимо принятие на уровне образовательного учреждения локального акта об организации работы в классах интегрированного обучения.

        Возможно включение в учебный план общеобразовательной школы время на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, за счет часов обязательных занятий по выбору, факультативных групповых и индивидуальных занятий. В группы можно объединять по 3-4 ученика, у которых обнаружены аналогичные пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

        Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.

        В деятельности педагога очень важным является работа с родителями ребенка, имеющего ЗПР. Активизация роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

 -единство требований к ребенку;

 -системный подход за выполнением заданий;

 -оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

-комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

        В классном коллективе педагогу следует создавать психологический комфорт. Следить за охраной и укреплением здоровья ребенка. Необходимо предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, детский травматизм через организацию физкультминуток на уроках, физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, проведение занятий на свежем воздухе.

IX.Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения, разработанные в ГНУ «ИКП РАО/ по материалам «Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО».

1.     Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.     Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

3.     Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4.     Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5.     Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.     Развитие речи, овладение техникой речи.

7.     Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8.     Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г. Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР:

1.     Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:

-артикуляционного аппарата,

-фонематического слуха,

-мелких мышц руки,

-оптико-пространственной ориентации,

-зрительно-моторной координации и др.;

2.     Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала.

3.     Введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).

4.     Приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, та как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей.

5.     Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6.     Усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.

7.     Расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения.

8.     Обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно – ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

9.     Адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач.

10. Взаимообучение, диалогические методики.

11. Оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

12. Обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

-работать в определённом темпе;

-осознавать цель инструкции;

-удерживать в памяти инструкцию;

     - отвечать на вопрос и выполнять задание в соответствие с инструкцией;

-рационально организовывать своё время на занятии;

-работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

-анализировать работу друг друга;

-делать вывод в конце задания;

-соблюдать речевой этикет.

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков.

        Работа по коррекции устной речи у детей с ЗПР, выстраивается педагогом в трех направлениях:

1.     Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи.

2.     Уточнение, обогащение и активизация словаря.

3.     Коррекция грамматического строя речи.

При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следит за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

-Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

     -Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

    -Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

-Вариативные приемы обучения.

     -Введение физминуток через 15-20 минут.

    -Создание ситуации успеха на занятии.

-Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

-Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

-Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

-Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

 

X. Список литературы

 

1.     «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.

2.     «Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.

3.     Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

4.     Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.

5.     Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998 г.

6.     Программы классов коррекционно-развивающего обучения (под ред. С.Г. Шевченко) – М.: Дрофа, 2000 г.

 

XI. Приложение

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

-Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром

-Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Вот несколько педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с ЗПР:

1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить  отчетливо, неторопливо,  по возможности не повышая голоса,  когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.

2.Необходимо помнить,  что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.

 3.Спокойные,  уверенные движения,  отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.

4.Помните, что у таких  детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.

5.Твердость и уверенность суждений,  замечаний и советов детям. Замечания  и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.

6.Педагог должен выступать  перед детьми как личность с сильным характером

7.Всегда и во всем умейте до конца доводить  начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.

8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.

9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко,  ясно, простым языком.

10.Соблюдайте полное  беспристрастное отношение к детям.

11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей,  о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.

12.Не верьте детским россказням, помня о неточности  показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

                            Меры педагогического воздействия

 

I Минимизация внимания:
- делайте письменные замечания;
- знак;
- формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу.

II Делайте неожиданности:
- включите свет;
- издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;
- начните говорить тихим голосом;
- измените ваш голос;
- временно прекратите урок.

III Отвлекайте ученика:
- задавайте прямые вопросы;
- попросите об одолжении;
- измените деятельность.

IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения:
- благодарите учеников;
- пишите имена примерных учеников на доске;

V Пересаживайте учеников:
- меняйте места.

 

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда и родителей.

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал  в школе  и дома.

Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы .  

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в  школу. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.  

Коррекция ощущений и восприятия  

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

 

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Фрагменты тренинговых занятий на тему “Я - школьник. ”

Занятие 1.

Цель. Создание атмосферы безопасности и позитивного приема, позитивного настроения на занятиях, консолидация группы; способствовать осознанию учащимися позиции школьника; развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Упражнение “Мое имя”.Ученики становятся в круг и, бросая друг другу мяч, называют свое имя в кроткой форме. Когда все ученики назовут свое имя, им предлагается оформить собственные бейджи, которыми они будут пользоваться в течение всего цикла занятий (бейджи желательно хранить в тренерской комнате).

Работа со сказкой.До нашего разговора о обучение сделаем краткое введение - послушайте стихотворную сказку “О Коле”

(автор - Н. Селезнева)

Жил на свете мальчик Коля.

Не хотел учиться в школе.

Уроки делать не любил

И маме твердо говорил:

"Зачем вставать мне по утрам,

Когда я все умею сам?

Могу милиционером стать,

Вокруг всех буду защищать!

Или врачом - людей лечить,

А может быть, детей учить.

Я все сумею, все смогу,

И в школу больше не пойду!"

Сказал так маме и ушел,

А ночью Коля спать пошел.

Заснул и видит сон такой:

Как будто он в стране другой,

Где взрослым стал уже давно

И все ему разрешено.

"Раз вырос я, - подумал Коля, -

Не надо мне учиться в школе.

Тогда работать я пойду,

Я все сумею, все смогу!

Пойду врачом, людей лечить.

Так буду пользу приносить!"

Сказал и видит: врач идет

И градусник в руке несет.

Коля к доктору бежит,

Громко на ходу кричит:

"Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!"

Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, как людей лечить?

Что при простуде нужно пить?

Какую детям дать микстуру,

Чтобы сбить температуру?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

"Ну, ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу милиционером стать.

И буду всех я защищать".

Глядит, милиционер идет

И свисток в руке несет.

Закричал туту Коля громко:

"Преступника поймаю ловко!

Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!"

Глянул милиционер тут строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, как людей спасать?

Чужие жизни защищать?

Ловить преступников как быстро?

Как стать военных дел министром?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

"Ну, ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу художником я стать,

Картины буду рисовать".

И тут же, прямо перед ним,

Художник - красок властелин.

Коля взял мольберт и кисть

И начал кисточкой водить.

"Ничего, я помогу.

Я все сумею, все смогу!"

Посмотрел художник строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, кистью как водить?

Портрет, пейзажи как творить?

Хватит пачкать тут бумагу.

Ведь тебе учиться надо!

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

Призадумался тут Коля:

"Может, правда надо в школу?

Тогда профессию найду,

Тогда я людям помогу.

Я выучусь и умным буду,

Уроков строгих не забуду".

Тут же пробудился Коля.

Крикнул маме: "В школу, в школу!

Собирай меня скорей,

Побегу туда быстрей.

Хочу узнать я все на свете,

Умней всех буду на планете!"

Учился Коля не напрасно:

Он стал художником прекрасным.

А мог он стать и инженером,

Доктором, милиционером.

Много нового узнал

И полезным всем он стал.

Вопросы для обсуждение:

- Что означает “стать полезным для людей”?

- Для чего вы учитесь в школе?

Упражнение “Я - четвероклассник”.Ведущий напоминает детям, что после лета их называют по-новому - четвероклассниками, а дальше предлагает подумать, чем четвероклассники отличаются от первоклассников.

Во второй части упражнения дети по очереди произносят фразу “Я - четвероклассник” с разными интонациями - с радостью, со страхом, с удивлением, задумчиво, сердито, мечтательно, с гордостью, с тревогой, торжественно, величаво, неуверенно, стесняясь, хвастаясь. Интонацию задает ведущий устно или с помощью карточек с названиями чувств.

Упражнение “Что интересно для четвероклассника”. Дети получают задание представить себе волшебную подзорную трубу, через которую можно рассмотреть близкое будущее. Чего они ожидают от новой встречи со школой? Каковы их желания? Что их тревожит и беспокоит? Что их пугает в новом учебном году? О чем они хотели бы узнать? Пусть каждый расскажет, какую картинку он увидел сквозь волшебную подзорную трубу.

Упражнение “Мои достижения в школе и дома”.Это упражнение для постоянного домашнего самостоятельного анализа достижений ученика во время выполнения домашних заданий и родительских поручений. Каждое занятие предлагается начинать с анализа достижений детей за неделю. Для начала тренер может привести пример. Это упражнение можно выполнять также и в парах, усложнив задачи: после припоминания ситуации, учащимся раздаются заготовки (упражнение “Круг моих умений”). Дети попарно должны договориться, чьи воспоминания интереснее и полезнее. Договорившись, составляют план презентации воспоминаний, а в конце занятия анализируют умение слушать другого.

Упражнение “Я выполняю домашние задания”.Ученики рассказывают, как выполняют домашние задания: по каким предметам начинают, кто помогает в подготовке уроков, используют черновик или сразу записывают в чистовик, проверяют ли домашние задания взрослые. Ученикам предлагается составить советы по выполнению домашних заданий

Занятие 2.

Цель. Снятие напряжения, создание позитивного настроения, умения слушать других, формирование и подкрепление позитивной самооценки; содействие формированию дружеских взаимоотношений в классе.

Работа со сказкой. Дети слушают и обсуждают сказку.

Два города

Странная история случилась со мной в детстве. Я был примерно таким, как вы сейчас, когда моя семья решила переехать в другой город. К этому времени мы жили в большом светлом доме. В нем было очень спокойно и уютно.

Это было небольшой сказочный городок моего детства. Все его жители, удивительно добрые и приветливые люди, часто ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Каждое утро мы с бабушкой прогуливались по парку. Зимой лепили целую снежную семью. Весной находили самые удивительные цветы для моей мамы. Летом погружался в интересные наблюдения за разноцветными бабочками, странными жуками и другими жителями нашего парка. С приходом осени я начинал пополнять свою коллекцию, набивая карманы гладкими желудями и нежными листочками.

Шло время. Все чаще я слышал от родителей о неких необходимых изменениях. “Пришла пора”, - говорили они с волнением, часто поглядывая на меня. Но что это была за “пора”, и какое она имела право заставить меня изменить наш уютный, тихий дом на совсем чужие, черно-белые улицы неприятного города, я так и не понял.

Тревожные ожидания родителей закончились нашим переездом. И моя жизнь перевернулась с ног на голову.

Изменения

Черно-белый город был городом детей. В том смысле, что родителей я почти перестал видеть, не говоря уже о бабушке, которая приезжала к нам только на выходные. Центром города был Главный Дом, серое сооружение средних размеров. Там я и проводил большую часть своего времени, среди шумных, чем то постоянно занятых мальчиков и девочек.

В Главном Доме мне, как и всем остальным детям, нужно было решать важные задачи. И в этих делах нам помогала единственная взрослая из-среди нас - добрая, но строгая фея. У нее даже была настоящая волшебная палочка, которую она никогда не выпускала из рук. А мне так хотелось к ней прикоснуться, хоть один разочек!

Нам говорили, что от нашей работы зависит будущее, не только наше, но и других людей. Поэтому я искренне пытался выполнять задание. Кажется, только в этих случаях меня и замечали.

В перерывах между “важными занятиями” я со стороны замечал, как другие дети смеются, играют, и мне становилось еще грустнее. Ведь каждый из них умел нечто очень хорошо делать, и они собирались, демонстрировали друг другу свои умения. А я никак не мог понять, что же такое интересное могу предложить для игры. Я не умел так высоко прыгать, как высокая, худая девочка с забавным веснушками, у меня не было такой длинной косы, как у ее подружки, я даже не умел так громко хрустеть костями пальцев или отчетливо смеяться, как те двое мальчиков, что всегда и всюду ходили вместе. Возможно, именно поэтому я никогда не принимал участия в этих играх, а может просто не хотел этого.

Еще я не понимал, почему мои мама и папа так переживают и так хотят, чтобы я подружился с детьми из Главного Дома. Ведь у меня были друзья, бабушка, например, или те, которые спокойно помещались в коробке из-под моего любимого шоколадного печенья.

И все же однажды мне захотелось принять участие в совместной игре, и я решил подойти к детям.

- Можно мне вместе с вами? - спросил я и сам удивился, услышав свой несмелый голос.

- А что ты умеешь? - хором поинтересовались дети, а одна девочка хитро прижмурила глаза.

Стараясь не волноваться, я напрягся и стал вспоминать, что же могу делать лучше всего. И тут вдруг ответ вырвалась сама по себе:

- Я... я могу быть любимым...

- Очень надо! - вперемешку с насмешками послышался чей недоброжелателен голосочек.

Это было последнее, что я помню, перед тем, как все вокруг расплылось от непрошеных слез, что выступить на моих глазах, а обида и странный стыд не давали вздохнуть полной грудью. Мне хотелось как можно быстрее бежать домой и больше никогда не возвращаться к Главному Дому. Далее я только помню, как вернулся вечером домой.

А поскольку я был вынужден и в дальнейшем посещать Главный Дом, то последующие дни стали для меня еще более серыми чем предыдущие.

О том, как был найден выход

Шло время... Все уже забыли про тот черный для меня день. Мы готовились к большому праздники. От нас, жителей Главного Дома, весь город ожидал к празднику нечто особенное, поэтому суета была невыносима. Но придумать, чем же можно удивить город, никто не мог. Даже самая мудрая добрая, но строгая фея с грустью ожидала прозрения.

Вернувшись в тот день домой, я открыл свою потайной ящик с красками и, глядя на них, стал вспоминать, как ярко проходили у нас праздники раньше, до переезда. Потом я представил себе, насколько милее, веселым и живым могло бы стать и это город, если бы одеть его в разноцветные краски моей палитры. Эти мысли так заполонили меня, что я и не заметил, как целый вечер провел за рисованием, тщательно продумывая, рисуя каждую деталь и Главного Дома, и дворов вокруг него, и площадок.

Утром, на следующий день, помогая мне собрать принадлежности для “важных дел”, мама положила в мою сумку и папку с рисунками. Я этого даже не заметил.

Когда я получал все необходимое для занятий, с моей сумки выскользнули и рассыпались по полу все мои красочные рисунки. Немое удивление на лицах детей и нашей феи изменилось улыбками и восторженными возгласами: “Как красиво!”, “Как ярко!!, “Как прекрасно!!!”

А потом я увидел, как цвет моих картин начали весело играть в радостных глазах мальчиков и девочек, которые не до недавнего времени казались мне безнадежно серыми. А теперь дети с интересом всматривались в мои работы и их глаза наполнялись цветами веры, надежды и любви. Их взгляды, что переливались цветами радуги, разрисовывали все, до чего только касались.

Когда же Главный Дом полностью расцвел, город по-настоящему охватил праздник, а люди, довольные и удивленные таким сюрпризом, расходились, неся в свои дома и свои улице все многообразие красок.

С этого незабываемого дня прошло уже много лет. Город с тех пор сильно изменилось. Я полюбил его. А Главный Дом стал для меня в некоторой степени и моим домом.

Вопрос для обсуждения:

- Кто догадался: что такое Главный Дом?

- Кто такая добрая, но строгая фея?

- С какими трудностями столкнулся мальчик в Главном Дома?

- Почему?

- Как он их преодолел?

Упражнение “Портфель”.Ведущий (взрослый) собирается в школу. Все другие ученики - школьные принадлежности, один ребенок - портфель. У него ведущий и составляет школьные вещи. Учащиеся объединяются между собой, взявшись за руки. Упражнение развивает чувство коллектива, тактильные контакты, фантазию.

Этюд “Коллективный рисунок”.Ученикам предлагается на листе ватмана, прикрепленном к доске, нарисовать любую ситуацию на школьную тематику, но так, чтобы это был общий рисунок. После выполнение задания рисунок рассматривается и обсуждается коллективно.

Занятие 3

Цель. Формирование эмоциональной поддержки членов группы через создание условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативности и ответственности за принятое решение.

Упражнение “Мои достижения в школе и дома”.

Упражнение “Ладонь”.Школьникам предлагается на листе бумаги обвести фломастером собственную ладонь. Затем на рисунке, на каждом пальце, начиная с большого, написать положительные высказывания-характеристики о самого себя.

Упражнение “Успех сегодня и вчера”.Ученикам предлагается вспомнить дошкольное учебное прошлое, например, возраст до 6 лет когда их похвалили за выполненную учебную деятельность. Они должны рассказать свои воспоминания. Далее припоминают успехи в учебе за вчерашний день и сравнивают результаты своего развития “вчера и сегодня”. Вспоминают радость или удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Упражнение “Мои учебные ошибки”.Учащимся сообщается, что каждый человек может ошибаться в работе или не знать, как ее выполнять. На собственные ошибки каждый реагирует по-разному. Ученикам предлагается вспомнить ситуации, когда нечто не удавалось. На первом этапе упражнения дети рисуют настроение при неудачной ситуации. Вторым этапом тренер предлагает, разделившись на микрогруппы, обсудить ошибки, найти их в собственной деятельности. Для терапевтического эффекта, после обсуждения с группой, просим вспомнить учебные ситуации, когда все удавалось. Можно предложить отразить внутреннее состояние через рисунок или рассказать ее группе. Последняя часть является обязательным для исполнения каждым учеником.

Упражнение “Подари улыбку”.Это упражнение предназначено для снятия скованности учеников. Первый участник передает в ладони соседу воображаемую улыбку с веселыми пожеланиями, которые будут отображать школьная жизнь. Например, пожелание получить отличную оценку за беготню на перерыве.

Занятие 4.

Цель. Развить умение различать желание, принять и удержать цель деятельности, положительно оценить собственные возможности.

Упражнение “Мы”.Ведущий просит детей придумать и сказать, какие они, и приводит пример: “Мы - веселые”. Дети хором выкрикивают придуманы фразы: “Мы - умные”, “”Мы - опрятные”, “Мы - трудолюбивые”, “Мы - дружественные” и т.д. если у детей возникают трудности, ведущий им помогает.

Упражнение “Приятные воспоминания”.Каждый участник должен вспомнить школьную ситуацию, в которой он был доволен собой, гордился своими действиями и достижениями. Следует выяснить, что именно вызвало удовольствие, какие положительные ощущения ученик помнит. Для начала психолог приводит пример.

Упражнение “Да, нет не говори”. Играют по очереди все участники занятия. Ученикам предлагается, отвечая на вопрос руководителя, не употреблять слов “да” или “нет”, а заменять их другими, похожими по значению. Бросая мяч одному из участников, руководитель спрашивает: - Ты любишь школу? - Ты любишь выполнять домашние задания? - Ты хочешь остаться завтра дома? - Ты хорошо учишься? - Все зайцы серые? - На всех деревьях листья? - Ты любишь читать?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рекомендации по организации обучения детей с

Рекомендации по организации обучения детей с

РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения

РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения

Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию

Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию

Данные клинико-патопсихических исследований

Данные клинико-патопсихических исследований

У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении…

У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении…

У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл – вспомню – сделаю)

У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл – вспомню – сделаю)

Кто самый наблюдательный?», «Кто точнее назовет» и т

Кто самый наблюдательный?», «Кто точнее назовет» и т

При составлении календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения детей с

При составлении календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения детей с

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие зрительной памяти и внимания; -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); -развитие…

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие зрительной памяти и внимания; -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); -развитие…

Приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, та как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей

Приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, та как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей

Для повышения эффективности обучения учащихся с

Для повышения эффективности обучения учащихся с

Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован?

Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован?

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции

Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость

Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку

Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку

Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой)

Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой)

Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор

Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор

Развивать навыки словоизменения, словообразования

Развивать навыки словоизменения, словообразования

Развивать критичность. 7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности

Развивать критичность. 7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности

Заснул и видит сон такой: Как будто он в стране другой,

Заснул и видит сон такой: Как будто он в стране другой,

Глядит, милиционер идет И свисток в руке несет

Глядит, милиционер идет И свисток в руке несет

Хватит пачкать тут бумагу. Ведь тебе учиться надо!

Хватит пачкать тут бумагу. Ведь тебе учиться надо!

Во второй части упражнения дети по очереди произносят фразу “Я - четвероклассник” с разными интонациями - с радостью, со страхом, с удивлением, задумчиво, сердито, мечтательно,…

Во второй части упражнения дети по очереди произносят фразу “Я - четвероклассник” с разными интонациями - с радостью, со страхом, с удивлением, задумчиво, сердито, мечтательно,…

Странная история случилась со мной в детстве

Странная история случилась со мной в детстве

Я не умел так высоко прыгать, как высокая, худая девочка с забавным веснушками, у меня не было такой длинной косы, как у ее подружки, я…

Я не умел так высоко прыгать, как высокая, худая девочка с забавным веснушками, у меня не было такой длинной косы, как у ее подружки, я…

Даже самая мудрая добрая, но строгая фея с грустью ожидала прозрения

Даже самая мудрая добрая, но строгая фея с грустью ожидала прозрения

Упражнение “Портфель”. Ведущий (взрослый) собирается в школу

Упражнение “Портфель”. Ведущий (взрослый) собирается в школу

Упражнение “Подари улыбку”. Это упражнение предназначено для снятия скованности учеников

Упражнение “Подари улыбку”. Это упражнение предназначено для снятия скованности учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021