Рекомендации по организации проектной деятельности студентов

  • docx
  • 11.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение МО «Колледж «Коломна»

 

 

 

 

«Рекомендации по организации проектной 

деятельности студентов»

 

 

 

Составитель  Сурова Ирина Александровна

                          Преподаватель химии  и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              2020

 

          В настоящее время очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного поиска новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.

«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология – инновационная, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цель  проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских  видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического  решения  значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов

·  научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

·  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

·  принимать самостоятельные аргументированные решения.

·  научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности     

·  исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

·  поисковые (мозговые атаки)

·  научный метод (ролевые игры)

·  рефлексивные

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов    

·  умения предметной области знания  (умения предметной области знания),

·   интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),

·   коммуникативные умения (умения совместной деятельности

         Принципы организации проектной деятельности.

·  Проект должен быть посильным для выполнения

·  Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

·  Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

·  Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

·  Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

·  Обязательная презентация результатов работы по проекту

 Количество участников проекта

·  индивидуальные;

·  парные (между парами участников);

·  групповые (между группами участников).

Продолжительность проекта

·  краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной   

проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

·   средней продолжительности (от недели до месяца);

·   долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Этапы работы над проектом

 1. ПОИСКОВЫЙ

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

 Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.  Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная   исследовательская,   поисковая   работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение,  прогнозирование  новых  проблем,  вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-  консультирует. 

 -мотивирует.

-  фасилитирует. 

 - наблюдает

II. Роль учащихся.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

-  выбирает  (принимает решения). 

 -  выстраивает систему взаимоотношений с людьми

оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

 Преимущества метода проектов

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- легко вписывается в учебный процесс.

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

 

 

Структурированный план работы над проектом.

Проект «Лекарственные растения нашей местности» 2 курс

 

№ п\п

Направления деятельности

Исполнители

Срок

Планируемые результаты

Корректировка

1

Определение направления исследования

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Октябрь 2020

Выбор объекта исследования - лекарственные растения

Выбор ограничить лекарственными растениями нашей местности

1.1

Постановка исследовательской задачи

Сурова И.А.-преподаватель

 биологии

Октябрь 2020

Знакомство с лекарственными  растениями

1.2

Изучение литературы

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Октябрь 2020

Подборка литературы и интернет - ресурсов по теме

Провести анкетирование

1.3

Уточнение задачи

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Октябрь 2020

Отобрать материал о лекарственных растениях нашей местности

Провести анкетирование о лекарственных растениях

2

Формулирование темы

Сурова И.А.

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Ноябрь 2020

Тема проекта «Лекарственные растения нашей местности»

3

Выдвижение гипотезы

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Ноябрь 2020

Знание лечебных свойств растений позволит правильно использовать их в качестве доврачебной помощи

4

Эмпирические исследования

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Ноябрь 200

Составление программы исследования и распределение ролей

4.1

Описание

Воронкова С.

Барская А.

Ноябрь 2020

Отбор материала при описании лекарственных свойств растений

4.2

Анкетирование

Соколов И.

Ноябрь 2020

Составление анкеты «Знаете ли Вы лекарственные растения нашей местности?»

Проведение анкетирования среди родителей и студентов.

5

Обработка и интерпретация данных

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Ноябрь 2020

Отбор материалов

Обработка анкеты

6

Подготовка презентации

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Ноябрь 2020

Варианты отбора материала для оформления презентации

7

Оформление презентации

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Декабрь 2020

Оформление паспорта проекта

Оформление презентации «Лекарственные растения нашей местности»

Оформление результатов анкеты в виде диаграмм

8

Подготовка к защите на научно-практической конференции

Воронкова С.

Барская А.

Соколов И.

Декабрь 2020

Тезисы комментариев к презентации

Рефлексия.