рекомендации по организации
развивающей среды в семье
Подготовила: педагог
высшей квалификационной категории
Кисина Елена Александровна
рекомендации по организации
развивающей среды в семье
Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. При создании развивающей среды для своего ребенка необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.
В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Прежде всего можно организовать:
«ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО», как утверждают психологи, лучше всего подходит
трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это
своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить
в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из
квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает
себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего
вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.
«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который послужит для того, чтобы
заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у
дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея
замечательного педагога Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий,
с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки,
ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет.
Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел
ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме,
пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить,
поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в
мешочке у ребенка.
«ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ», ребенок сам по себе исследователь. Поэтому
просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в
ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли,
увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить
новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как
используется.
«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ», существуют мощные соперники книг –
телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более
для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и
разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить
внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они
были понятны ребенку. Важно найти достойное место и семейным фотографиям,
пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», создавая детям
условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием, родители формируют у
них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их
способности. Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо
освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребенок
правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Дошкольник
может рисовать не только за столом, но и за мольбертом. Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место
для хранения материала. Хорошо для этого иметь детский шкаф или открытую полку,
где,будут храниться краски,
кисти, восковые мелки,
карандаши, бумага, альбомы, раскраски, пластилин, доска и т.д.
Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит свое
рабочее место перед занятием и убирает его после работы.
Родителям следует уделять внимание
и на подбор игрушек,
спортивного инвентаря,
организацию детского театра,
уголка изобразительного творчества.
Рекомендации для родителей
в организации детской комнаты:
сертификации всего,
что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения
(сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
безопасности
материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и
оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому
здоровью не угрожает опасность. Игрушка может нанести как
физический (потеря здоровья), так и психологический урон ребенку (страхи,
агрессия, негативные эмоции);
развивающий
потенциал игрушки. Организованная вами предметно-развивающая среда,
совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к
полноценному и разностороннему развитию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.