Рекомендации по организации развивающей среды в семье

  • docx
  • 01.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рекомендации по организации развивающей среды в семье.docx

 

img1_265.jpg

 

 

рекомендации по организации

 развивающей среды в семье

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог

высшей квалификационной категории

Кисина Елена Александровна

 

рекомендации по организации

 развивающей среды в семье

    Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. 

 Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. При создании  развивающей среды для своего ребенка необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.    

От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.

   В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал.

Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.

Прежде всего можно организовать:

*  «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО»,  как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

*   «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который  послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного педагога Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

*  «ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ», ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

*  «КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ», существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку. Важно найти достойное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде.

*  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием, родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности. Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Дошкольник может рисовать не только за столом, но и за мольбертом. Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место для хранения материала. Хорошо для этого иметь детский шкаф или открытую полку, где,будут   храниться   краски,   кисти,   восковые   мелки,   карандаши,   бумага, альбомы, раскраски, пластилин, доска и т.д. Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит свое рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

 

Родителям следует уделять внимание

и на подбор игрушек,

спортивного инвентаря,

организацию детского театра,

уголка изобразительного творчества.

 

Рекомендации для родителей

 в организации детской комнаты:

 

*сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;

 

* безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. Игрушка может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);

 

* развивающий потенциал игрушки. Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.

 


 

Посмотрите также