Для титульного листа
Введение………………………………………………………………….….3
Бег, виды бега………………………………………………………………5
Рекомендации по проведению разных видов бега с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………7
Список литературы………………………………………………………..14
Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Бег позволяет наладить ритмическую работу эндокринной и нервной систем. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах входит в резонанс с бегом, при этом активизируются ранее незадействованные капилляры. Микроциркуляция крови активизирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и способствует координированию деятельности других органов и систем организма. В основном в беге задействованы мышцы сердца, бедра и голени, причём в ногах не те же узлы тех же мышц, что многие атлеты пытаются нагрузить в спортзале, заменяя бег.
Бег, виды бега
Виды
бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины
дистанции: спринт (60—100 м), бег на средние дистанции (400—1000 м), бег на
длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег
кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую
популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в
оздоровительных целях.
Учитывая возрастные особенности, детям
дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном
темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений
(подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и
беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать
эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить,
правильно определить задачи и методику обучения.
Упражнения в беге в разных возрастных группах:
1 младшая группа
1. Бег стайкой на расстоянии до 10 м.
2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.
3. Бег за предметом или с ним.
4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.
5. Бег по кругу.
6. Бег между двумя линиями.
7. Бег в медленном темпе 30-40 с.
2 младшая группа
1. Бег в колонне.
2. Бег в кругу, держась за руки, за верёвку.
3. Бег в разных направлениях.
4. Бег с одной стороны площадки на другую.
5. Бег по прямой и извилистой дорожке.
6. Бег в чередовании с ходьбой.
7. Бег с остановкой.
8. Бег со сменой направления.
9. Бег с ловлей и увёртыванием.
10. Бег в быстром темпе (10м).
11. Бег в медленном темпе.
Средняя группа
1. Бег в колонне по одному и парами.
2. Бег в разных направлениях с ловлей и ввертыванием.
3. Бег «змейкой».
4. Бег с ускорением и замедлением темпа.
5. Бег со сменой ведущего.
6. Бег по узкой дорожке между линиями.
7. Бег широким шагом.
8. Бег в быстром темпе (15-20м).
9. Бег в медленном темпе (1-1,5мин).
10. Бег 40-60 метров в чередовании с ходьбой.
Старшая группа
1. Бег на носках.
2. Бег широким и мелким шагом.
3. Бег высоко поднимая колени.
4. Бег с выполнением заданий.
5. Бег в сочетании с другими движениями.
6. Бег в быстром темпе на 10м. (повторить 3-4 раза)
7. Бег на скорость на расстояние 20-30м.
8. Челночный бег (3 раза по 10 м.)
9. Чередование ходьбы и бега на 2-3 отрезках пути, по 60-100м. в каждом.
10. Бег в среднем темпе по пересечённой местности на расстояние до 150-200м.
11. Медленный бег в течение 1,5-2мин.
Подготовительная группа
1. Бег с захлестыванием голени.
2. Бег с подъемом вперед прямых ног.
3. Бег прыжками.
4. Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).
5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10-15 см.
6. Бег из разных стартовых положений.
7. Бег на скорость (30 м.).
8. Челночный бег (5 раз по 10 м.).
9. Чередование ходьбы и бега на 3-4 отрезках пути по 100-150 м. каждый.
10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности. (200 - 300 м.)
11. Медленный бег в течение 2-3 мин.
Рекомендации по проведению разных видов бега с детьми дошкольного возраста
Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Подвижные игры и игровые упражнения — наиболее эффективная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; движутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.
Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.
Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.
Конкретные педагогические задачи вызывают естественную корректировку характерных признаков обычного бега. Например, на пересеченной местности в зависимости от рельефа приходится сильнее наклоняться вперед, скажем, при подъеме на пригорок. При этом ширина шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокращается амплитуда движения рук, они сильнее прижимаются к туловищу.
Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство положения тела, которое помогает осваивать более сложные в техническом плане виды бега.
Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.
Для бега в быстром темпе характерны стремительность и энергичные движения руками. Такой двигательный эффект обусловливают игровые задания соревновательного типа.
При челночном беге стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не только снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.
Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей.
В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием кона, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.
Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.
В отличие от ходьбы бег
более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на
организм. Детей обучают разным видам бега.
Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:
1. туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
2. согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой;
3. бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4. сохранять направление бега.
При обучении бегу, большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 1015 см (кубики, рейки и Др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое падание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.
Важно также научить правильному движению руками вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скорости передвижения. В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сгибая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).
Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.)
Бег широким шагом используется с пятого года жизни, При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, на обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
Бег сочетается с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег по холм истой
местности сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее,
бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него.
Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении,
одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести
его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним.
В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей группой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспитателя. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении. В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспитателя. В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»). После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала.
Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд бега, принятых в гимнастике. Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу руки полусогнуты, отведя локти несколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка.
Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.
Рекомендации по выбору одежды.
Обувь следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Как показали длительные наблюдения и исследования, для физкультурных занятий очень удобны и гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани
с рифленой подошвой. Большое значение имеет стелька (особенно
зимой), которая защищает стопу от охлаждения. Стелька
изготавливается из гигроскопичного воздухопроницаемого эластичного
материала (фетр, сукно, войлок), обладающего малой
теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной
обуви необходимо за ней тщательно ухаживать - чистить, сушить.
Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать
возникновению простудных заболеваний.
Спортивная одежда должна храниться в специальных мешках,
которые удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка.
Кеды хранятся отдельно. Рекомендуется после занятий (особенно в
сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.
Список литературы
1. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. – М.: Просвещение, 1979
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.
3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.
4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада./Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
5. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.