РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО
Оценка 4.9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
7 кл—11 кл +1
23.01.2020
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО
Тренировочная деятельность подростков младшего возраста (11-12 лет) характеризуется тем, что, начиная заниматься спортом, ребёнок ещё не имеет устойчивых мотивов. Зачастую тренеры форсируют тренировочную и соревновательную нагрузку, не учитывая физиологическую зрелость и психологическую устойчивость подростка. В свою очередь, это приводит спортсмена к разочарованию и преждевременному уходу из спорта. В данной статье мы предпринимаем попытку разобраться в причинах этого явления. Также мы даём основные рекомендации по сохранению контингента обучающихся и развитию устойчивой мотивации юных спортсменов.
Кудрявцева статья.docx

УДК 796.814

Кудрявцева Василина Николаевна,

педагог дополнительного образования, МБУДО ДДТ «Кировский»

Новак Алексей Вячеславович,

педагог дополнительного образования, МБУДО ДДТ «Кировский»

 

ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ УХОД ИЗ СПОРТА САМБИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА

Аннотация. Тренировочная деятельность подростков младшего возраста (11-12 лет) характеризуется тем, что, начиная заниматься спортом, ребёнок ещё не имеет устойчивых мотивов. Зачастую тренеры форсируют тренировочную и соревновательную нагрузку, не учитывая физиологическую зрелость и психологическую устойчивость подростка. В свою очередь, это приводит спортсмена к разочарованию и преждевременному уходу из спорта.  В данной статье мы предпринимаем попытку разобраться в причинах этого явления. Также мы даём основные рекомендации по сохранению контингента обучающихся и развитию устойчивой мотивации юных спортсменов.

Ключевые слова: фрустрация, дистресс, физическое развитие, спортивный коллектив, принцип сознательности и активности,  принцип доступности и индивидуализации.     

По данным доктора психологических наук, профессора Российского государственного педагогического университета им. Герцена, заслуженного деятеля науки РФ Ильина Евгения Павловича, причинами ухода из спорта «…на первом году занятий являются отсутствие устойчивого интереса к избранному виду спорта и недостатки в методике обучения и воспитания (к примеру, участие в соревнованиях неподготовленных спортсменов).  На втором году отсеву способствуют несоответствие возраста и разряда при классификационных соревнованиях, форсированная подготовка наиболее способных учеников («натаскивание»), частое участие в соревнованиях, которые становятся самоцелью, а не средством совершенствования мастерства; на третьем году – неумение совместить занятия спортом  с учёбой в школе; на четвёртом – отсутствие желаемых результатов, когда спортсмен убеждается, что для занятий данным видом спорта у него недостаточно способностей» [2].

Актуальность изучения данной проблемы заключается уже в том, что «…только в течение первого года занятий отсев достигает 80%. В результате не складывается коллектив, у ребят возникает разочарования в спорте» [2]. Данные заключения автора позволяют нам прийти к выводу о том, что не все дети готовы заниматься спортом без предварительной подготовки в «щадящих» режимах. Под «щадящим» режимом следует понимать, что физическая нагрузка должна быть адекватной зрелости физиологических систем организма подростка. Несоответствие физической нагрузки и зрелости физиологических систем может проявляться в частом участии в соревнованиях в течение года.

Рис. 1 Протокол хода соревнований XI Регионального турнира по самбо среди юношей 11-12 лет, посвященного памяти Мастера спорта

К. Усольцева (25-26.01.2019, г. Юрга)

Анализируя протокол хода соревнований XI Регионального турнира по самбо среди юношей 11-12 лет, посвященного памяти Мастера спорта К. Усольцева, проходившего 25-26 января 2019 года в городе  Юрга, мы видим, что в весе 38 килограмм число участников составило 57 человек. Соревнования проходили по олимпийской системе, с утешением от финалистов. Данная система соревнований позволяет выявить четыре призовых места в данном весе: первое, второе, два третьих. «Необходимо понимать, что соревнования для всех юных спортсменов являются субъективно значимым событием. При этом мальчики, согласно исследованиям, чаще нацеливаются на высокие результаты: «выиграть соревнования во что бы то ни стало», «занять призовое место» [7].  Можно предположить, что спортсмены призовых мест испытают положительные эмоции и чувство удовлетворения. Остальные 53 участника, скорее всего, будут находиться в состоянии фрустрации. «Дословный перевод этого термина (лат. Frustratio) – расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)» [2]. Частое участие ребёнка в соревнованиях в состоянии фрустрации ведёт к дистрессу, что впоследствии может являться причиной ухода из спорта.

         В книге «Успешный тренер» автор Райнер Мартенс предлагает делить учебные программы с учётом потребности занимающихся на состязательные и рекреационные. Несоответствие между целями программы и задачами тренера приводит к двум проблемам. В таблице 1 «Соответствуют ли ваши тренерские задачи целям программы?» [3]. Вертикальная шкала слева показывает цели рекреационных программ, горизонтальная – задачи тренера. 

Таблица 1

Соответствуют ли ваши тренерские задачи целям программы?

Цели программы

Состязательные

 

А Неудовлетворение

 

В

Соответсвие

Рекереационные

 

С

Соответсвие

 

D

Конфликт

 

Рекреационные

Состязательные

 

Цели тренера

«Тренер решает состязательные цели в рекреационной спортивной программе (поле D). Спортсмены, выбравшие рекреационную программу, скорее всего, потому, что хотели научиться играть и получить удовольствие, попали к тренеру, нацеленному на победу. Конфликт практически неизбежен из-за несовпадения целей. Тренер решает рекреационные задачи в состязательной спортивной программе (поле А). В данном случае тренер может недостаточно подготовить к борьбе с соперником» [3].

По мнению автора, деление групп на рекреационную и состязательную связанно с тем, что не все дети хотят участвовать в соревнованиях, и не все дети готовы к этому. Для таких детей уровень и количество соревнований должны быть снижены. Детей, которые стремятся к состязаниям, необходимо аккуратно подготавливать, не перегружая их соревнованиями. Данный подход важно учитывать при подготовки подростков-самбистов младшего возраста,  учитывая тот факт, что: «Единоборства – боевой вид, требующий высоких волевых качеств и адекватной помехозащищенности эмоциональной сферы» [1].

Приоритетной задачей тренера является создание условий для сохранения спортивного коллектива. Изучение литературы и собственный опыт позволяет нам предложить ряд мероприятий по профилактике преждевременного ухода из спорта подростков-самбистов младшего возраста.

1. Для более точного понимания мотивов спортсмена и определения его психологического состояния, тренеру рекомендуется использовать различные методики психодиагностики. Особенно это важно перед соревнованиями, когда у спортсмена наблюдается высокий уровень тревожности.  Данные диагностики должны быть проанализированы, необходимо сделать выводы.   

3. «На начальном этапе подготовки приоритетным является развитие у самбистов-подростков младшего возраста интереса к спорту, то есть формирование личностной готовности к спортивной деятельности, формирование мотивации на процесс деятельности» [7]. Решая эту задачу, тренеру в первую очередь нужно воздействовать на сознательность и активность. «Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубокого осмысления отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности» [6]. 

4. Для большей вероятности сохранения детского коллектива рекомендуется условно делить группу на состязательную и рекреационную. Следует помнить, что «И рекреационные, и  состязательные спортивные программы имеют ценность, если они ставят во главу угла долгосрочную цель обеспечения развития спортсмена» [3].

5. Несмотря на то, что избыток соревнований приводит юных спортсменов к дистрессу, отсутствие соревновательной деятельности может привести к потере интереса к спорту. Одной из форм, не приводящих к дистрессу, могут являться совместные тренировки разных клубов с соревновательным уклоном, например, дни борьбы. При данной форме проведения уровень притязаний спортсмена снижен, в то же время схватки проходят в  условиях соперничества. Также в ходе борьбы тренер может управлять ходом схватки, останавливая её и делая методические указания спортсмену, что в условиях соревнований невозможно.

3. Каждый занимающийся должен получать посильную нагрузку, тренеру необходимо соблюдать принцип доступности и индивидуализации.   «При реализации данного принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий» [6].  В связи с этим необходимо совместно со спортсменом разрабатывать индивидуальный учебно-тренировочный маршрут, периодически организовывать зачёты по проверке полученных знаний, умений, навыков.

По нашему мнению, это одни из основных, но далеко не все меры, которые должен предпринимать тренер для сохранения контингента занимающихся. В своей работе тренер должен сформировать у спортсмена устойчивые мотивы с учётом состояния физиологической зрелости. Основной постулат, которым должен руководствоваться тренер, работая со спортсменами: «Интересы спортсменов – прежде всего, победа – вторична» [3].

Библиографический список

1.     Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ Олимпийского резерва. Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» // Ростов н/Д: «Феникс». 2004. С. 800.

2.     Ильин Е.П. Психология спорта // СПб.: Питер. 2016. С. 352. 

3.     Малкин В., Роголёва Л. Спорт–это психология. – М.:Спорт, 2015.–176 с.

4.     Мартенс Райнер. Успешный тренер // М.: Человек. 2014. С. 440.

5.     Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: Учебное пособие // Новосибирск. 1998. С. 283.

6.     Табаков С.Е., Елисеев С.В., Конаков А.В. Самбо [текст]: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // М.: Советский спорт. 2005. С. 240.

7.     Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ – 7-е изд., стер. // М.: Издательский центр «Академия». 2009. С. 480.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА В СЕКЦИИ САМБО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020