Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Оценка 5
Документация +4
docx
физическая культура
7 кл—11 кл +1
22.08.2019
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
Данная работа является актуальной, потому что развитию координационных способностей уделяют меньше внимания, а кроме того рассматривает возможность освоения техники, за счет развития координационных способностей у юных волейболистов.
Статья .docx
Основные двигательные действия волейболистов это быстрые
перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с
определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все
действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках
волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков,
которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения.
Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал
технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в
требующих от игрока исключительной точности и
условиях,
дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм
движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам
спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает
команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе
учебнотренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает
большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление
которых требует различных волевых качеств.
Данная работа является актуальной,
потому что развитию
координационных способностей уделяют меньше внимания, а кроме того
рассматривает возможность освоения техники,
координационных способностей у юных волейболистов.
за счет развития
Волейбол (англ. volleyball от volley «ударять мяч с лёта» (также
переводят как «летающий», «парящий») и ball «мяч») вид спорта,
командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на
специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на
сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке
противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил
ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на
блоке).
Центральный орган волейбола как международного вида спорта,
определяющий свод правил FIVB (англ.) Международная федерация
волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.
Волейбол неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый
игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами
для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко
подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для
эффективного произведения атакующих ударов.
Занятия волейболом очень эффективное средство укрепления
здоровья и физического развития. При правильной организации занятий
волейбол способствует укреплению костномышечного аппарата и
совершенствованию всех функций организма.
В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических
качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих
перед ними в процессе игры задач скоростных, скоростносиловых и
координационных способностей, необходимо совершенствование точности
движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности
анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности.
Координационные способности
Под двигательнокоординационными способностями понимаются
способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее
совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие
неожиданно).
Координационные способности относят к одним из ведущих качеств в
подготовке спортсменов в волейболе.
В таблице 1 приводится значимость отдельных компонентов физической
подготовки в некоторых видах спорта. Таблица 1
Значимость отдельных показателей физической подготовки
спортсменов в различных видах спорта
Виды спорта
Показатели
баскетбол,
волейбол, гандбол
Ведущие
высокая длина тела,
Дополнительные
выносливость
Второстепенные
гибкость,
координационные
скоростносиловые и
скоростные
способности
собственно
силовые
способности
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации
движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать
пространственные, временные и динамические параметры движений.
Координационные способности которые относятся к этой группе зависят, в
частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного
чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия равновесие.
Ко второй группе относятся координационные способности, которые
зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е.
равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и
ее балансировке во время перемещений.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без
излишней мышечной напряженности.
Ловкость и координационные способности имеют многогранные
проявления: согласованность работы отдельных двигательных единиц в
составе одной мышцы; согласованность и упорядоченность во времени
движений отдельных частей тела; быстрота смены вида, направления и усилия
движения; статическая и динамическая устойчивость и равновесие; точность
выполнения упражнений; меткость метаний и прицельной стрельбы. Координационные способности зависят от согласования мышечного
усилия с сенсорами зрения и слуха.
Для осуществления двигательных задач,
различных как по
происхождению, так и по многим психофизиологическим свойствам,
регулируемые
формируются разные многоуровневые постройки,
соответствующим ведущим уровнем, который определяет смысловые стороны
или цели двигательной активности. Ни одно движение не обусловливается по
всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем
построения.
Наиболее сложными являются координационные упражнения в игровых
видах спорта, прыжках с трамплина или вышки, на батуте, акробатические
упражнения.
Координационные движения еще называют: сноровкой, ловкостью,
статокинетической устойчивостью. Статическая устойчивость необходима в
прицельных упражнениях: стрельбе из винтовки, ружьях, пистолета, лука,
метании мяча в цель, сохранении позы в гимнастике и т.д. Динамическая
устойчивость проявляется в движении, в особенности при меняющейся
ситуации, например, в игре (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и т.д.). К
динамической устойчивости относят способность противостоять укачиванию.
Выделяют три вида координации при выполнении двигательных
действий нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация согласование нервных процессов, управляющих
движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание
нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и
внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация это согласование напряжения мышц,
передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так
и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и
управляется ею. Двигательная координация согласованное сочетание движений звеньев
тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное,
соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию
человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется
ею.
Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей решают 2 группы
задач:
а) по разностороннему;
б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в
дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.
Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей
создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в
двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в
общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются
обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков на этой
основе развития у учащихся координационных способностей, проявляющихся
в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях,
метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных,
спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития
координационных способностей решается в процессе спортивной тренировки
и профессиональноприкладной физической подготовки. В первом случае
требования к ним определяется спецификой избранного вида спорта, во
втором избранной профессией.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движение и формы действия по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в
спортивных играх, где в обстановку действий преднамеренно вводят
препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движение или
переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В игровых видах спорта стремятся довести координационные
способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до
максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго
специализированный характер и в профессиональноприкладной физической
подготовке (ППФП).
Решение задач физического воспитания по направленному развитию
координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми (начиная
с дошкольного возраста), со школьниками и другими занимающимися
приводит к тому, что они:
значительно быстрее и наиболее высоком качественном уровне
овладевают различными двигательными действиями;
постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем
помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в
координационном отношении двигательными навыками (спортивными,
приобретают умение экономно расходовать свои энергетические
трудовыми и д.р.);
ресурсы в процессе двигательной деятельности;
испытывают в психологическом отношении чувство радости и
удовлетворения освоения, совершенных формах новых и разнообразных
движений.
Средства и методы развития координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным
количеством средствами для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и
содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения
пространственных, временных и динамических параметров. А так же за счет
внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;
изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на
равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с
прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за
ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания
координационных способностей составляют общеподготовительные
гимнастические упражнения динамического характера, одновременно
охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с
предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в
измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в
разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.),
упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает
освоение правильной техники естественных движений: бега, различных
прыжков, метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать
двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой
высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры,
единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной
местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной
направленностью на отдельные психофизиологические функции,
обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это
упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координационных
движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта,
профессии. Это координационно сходные упражнения с технико
тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
1.
подводящие, способствующие освоению новых форм движений
того или иного вида спорта;
2.
развивающие, направленные непосредственно на воспитание
координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
направленные на развитие координационных
Упражнения,
способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться
автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до
навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует
дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на
первую половину основной части занятия, по сколько они быстро ведут к
утомлению.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных
способностей. Различие между координационными способностями и
ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех
видах деятельности,
связаны с управлением согласованностью и
соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть
не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности,
которая требует находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность
человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной
задачей, правильно, быстро рационально и находчиво найти выход из любого
положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Ловкость это сложное и комплексное психофизическое качество
человека. Уровень его развития определяется степенью развития
участвующих в решении сложно
психомоторных способностей,
координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть и
физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости одна из
высших форм управления движениями.
Критерии оценки и формы проявления координационных способностей
В качестве главных критерии оценки координационных способностей
выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, то
есть когда движение приводит к требуемой целее (делай то, что нужно);
быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняй так,
как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти
выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при
выполнении действия.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К
основным качественным характеристикам оценки координационных
способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и
инициативность, а количественным точность, скорость, экономичность и
стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными
показателями, учитывают и другие.
Во многих случаях данные признаки координационных способностей
проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому
при определении координационных способностей, кроме единичных, широко
используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени
развития координационных способностей судят одновременно по двум или
нескольким признакам.
В числе таких комплексных критериев выступает показатели
выполнения целенаправленных
(результативности)
эффективности
двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеются требования к координационным способностям человека. Например,
координационные способности изменяются по результату челночного бега 3
по 10 или 3 по 15 метра; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с
изменением направления движения; по эффективности выполнения
атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных
играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в
условиях внезапного изменения обстановки.
Однако следует иметь ввиду, что многие из перечисленных критериев
оценки координационных способностей, согласно современным научным
данным, имеют сложное строение и специфические разновидности.
В частности, имея ввиду точность движения, необходимо сразу
оговориться о какой точности идет речь, поскольку точность может носить
как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность
носит финальный характер, она тождественна меткости.
Координационные способности могут характеризоваться точностью
оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных
параметров движения (временных, пространственных, пространственно
временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую
точность (или меткость).
Установлено что между некоторыми показателями точности нет
соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но
относительно плохо воспроизводить, то есть повторять заданный параметр.
Это касается других признаков координационных способностей. Так
быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном
соотношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях
дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями,
времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их
экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях .
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних, ненужных
движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не
только от эффективности техники движений, но и от уровня физической
подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения
результата деятельности и затрат на его достижение.
Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и
их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение
стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня.
Например, волейболист подает верхнюю прямую подачу исключительно в
первую зону. Подает стабильно, но не результативно, а если бы спортсмен
подавал направленную подачу в другие зоны, то его уровень повысился и
приводил бы к повышению результата.
К числу основных координационных способностей относятся:
способность к дифференцированию различных параметров
движений (временных, пространственных, силовых и др.);
способность к ориентированию в пространстве;
способность к равновесию;
способность к перестраиванию движений;
способность к соединению (комбинированию) движений;
способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и
необычной постановке задач;
способность к выполнению заданий в заданном ритме;
способность к управлению времени двигательных реакций;
способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки
движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
способность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в
чистом виде, а в сложном взаимодействии. Спецификой вида двигательной
деятельности предъявляет разные требования к данным координационным
способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют
ведущую роль, в других вспомогательную. Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных
спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки
их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Следует иметь ввиду, что способности к двигательной координации
определяются целым рядом психофизиологических факторов:
Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).
Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами
центральной нервной системы (корой больших полушарий, спинного мозга).
Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их
(моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с понимаем
занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
Методы для развития координационных способностей
Для развития координационных способностей в физическом воспитании
и спорте используются следующие методы:
1) стандартноповторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий
применяют стандартноповторный метод, так как овладеть такими
движениями можно только после большого количества их повторений в
относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями
имеет широкое применение. Его подразделяют на 2 подметода со строгой и
не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К
первому относятся следующие разновидности методических приемов:
строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего
освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, верхняя передача баскетбольного или набивного мяча весом 1 кг);
изменение исходных и конечных положение (выполнение
упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе;
варьирование конечных положений бросок мяча вверх из исходного
положения стоя ловля сидя и наоборот);
изменение способов выполнения действия (например, передача
снизу в стену выполняется лицом к стене, с полным приседом и т.д.);
«зеркальное» выполнение упражнений (выполнение упражнения с
напарником, следить за партнером и выполнять все упражнения в зеркальном
изображении);
выполнение освоенных выполнений действий после воздействия
на вестибулярный аппарат (упражнение в равновесии сразу после вращений,
кувырков);
выполнение упражнений с исключение зрительного контроля в
специальных очках или с закрытыми глазами (упражнения в равновесии,
ведение мяча, бросок в цель).
Эффективным методом воспитания координационных способностей
является игровой метод с дополнительными заданиями и без них,
предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время,
либо в определенных условиях, либо определенными двигательными
действиями и т.п.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда
занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в
предлагаемом для состязания упражнение. Его нельзя применять в случае,
если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных
упражнений.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что
возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать
самостоятельно, опираясь на собственный анализ в сложившейся ситуации. Список использованных источников
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта /
Г.В. Барчуков. М.: Кронус, 2011. 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев,
Л.В. Булыкина М.: Физкультура и Спорт, 2007. 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин.
М.: Владоспресс, 2002. 105 с.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./
А.А. Васильков. Ростов н/д : Феникс, 2008. 381 с.
5. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило М.: «Физкультура,
образование, и наука» 2000. 294с.
6. Голунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н.
Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие М.:2000. 168с.
7. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. М.:
8.
«Издательство Владоспресс», 2002. 666с.
. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк. М.:
Физкультура и спорт Москва, 2003.294с.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. М.:2000. 254с.
10. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н.
Клещев. М.: Физкультура и спорт, 2003. 294с.
Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. М.: Олимпийский
спорт, 2008. 421с.
11. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. Минск.: Общая и
спортивная физиология, 2003. 308 с.
12. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта /
В.С.Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с.
13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф.
Курамшин. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Методические рекомендации на тему "Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей (в волейболе)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.