Рекомендации преподавателям при работе со слабовидящим обучающимся
Каждый преподаватель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы своего ученика. Обучающиеся с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
1. В случае, если обучающийся нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности учебной аудитории, так и от функционального состояния зрительного анализатора.
2. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой обучающегося с нарушением зрения. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
3. Преподавателю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
4. Преподавателю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
5. На учебных занятиях по математическим дисциплинам необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.
6. Речь преподавателя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит практические занятия.
7. Для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
8. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех учебных занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.