«Меняемся ролями»
Разберите конкретную конфликтную ситуацию и предложите ребёнку примерить на себя роли обеих конфликтующих сторон, посмотреть на ситуацию со стороны, предложить свои справедливые варианты выхода из сложившейся ситуации. Такой приём будет способствовать развитию нравственности, эмпатии и способности к сопереживанию.
«Символ примирения»
Для младших школьников, которые много времени проводят вместе, можно придумать символ примирения, например, «скамейка примирения», «Кресло дружбы». Попросите детей сесть рядом и рассказать друг другу о своих переживаниях из-за случившейся ссоры. Затем обсудите вместе с детьми, как можно решить этот спор? Пусть дети сами предложат варианты и выберут лучший, который примут все стороны конфликта.
«Мудрый волшебник»
Попросите одного из участников ссоры сесть в кресло и закрыть глаза. Пусть он представит себя мудрым волшебником, который даст волшебный совет для примирения. Затем место мудреца должен занять второй участник ссоры и также дать свой мудрый совет. Обсудите совместно с детьми предложения обоих мудрецов и примите окончательное решение для примирения.
«Мне не нравится»
Общаясь со сверстниками и взрослыми, вступая во взаимоотношения, ребёнок учится озвучивать свои желания, переживания и чувства. Это обогащает опыт коммуникативного взаимодействия, учит ребёнка лучше разбираться в людях, учит анализировать причины изменения своего и чужого настроения. Ребёнку предлагается продолжить фразы: “Мне не нравится, когда …”, “У меня сейчас плохое настроение, потому что…” Совместное обсуждение ответов ребенка, позволит выяснить истинную причину ссоры и помочь с ней справиться.
«Как ты поступишь…?»
Детям показывается видео или мультфильм с фрагментом конфликтной ситуации и предлагается рассказать, как они поступили бы в этой ситуации. Если ребенок может, пусть объяснит причину выбора предлагаемой модели поведения (почему? зачем?). Такие упражнения развивают критическое мышление, учат принимать обдуманные решения.
«Сделаем вместе»
Для сплочения и развития навыков коммуникации детям предлагается выполнить общее творческое задание (коллективный рисунок, общий коллаж, поделку, построить большой гараж для машин из конструктора и др.). Работа в паре (малой группе) будет способствовать развитию навыков бесконфликтного взаимодействия и умения договариваться.
«Мирилки»
Мирилки – это слова и фразы примирения в стихах, которые эффективно применяются в ситуациях мелких ссор и недоразумений для примирения детей; надо иметь в своём арсенале несколько таких мирилок и выучить их с детьми.
Родителям и педагогам:
1.В спорной ситуации не стоит сразу вмешиваться в спор детей, будьте рядом, понаблюдайте и дайте возможность детям самим решить спор;
2.Каждый ребёнок должен иметь возможность озвучить и объяснить свою версию сложившейся ситуации, предложить свой вариант выхода из конфликта;
3.Ребенку важно усвоить, что в конфликте всегда виноваты обе стороны, что обе стороны несут равную ответственность за конфликт или ссору.
Ребенок, которого в детстве научат договариваться, вырастет общительным и коммуникабельным взрослым, будет испытывать меньше трудностей с коллегами по работе и в семейных отношениях.
Литература для родителей и педагогов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.