Рекомендации психолога родителям подростков
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Центральным и специфическим новообразованием отрочества считается чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.
1. Главное
в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны
проявлять инициативу и не таить обид. Не следует идти на поводу у сиюминутных
желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не
считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.
Больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе,
обсуждайте с ними их дела, знайте их интересы и заботы, друзей и
учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они
могут рассчитывать на ваш совет, помощь и не бояться насмешки или
пренебрежения.
2. Поддерживайте у детей уверенность в себе, в своих
силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у
них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию
уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу
добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба
воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только
сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе
воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум и умения – именно в подростковом возрасте появляется возможность их оценить. Папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем
организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Главное – научить
организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому, что они
тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и
регулярный, но зато и дает человеку «чувство мышечной радости», как назвал это
ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно,
физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным
возможностям ребенка.
Физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Не спешите
освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Если у ребенка есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
Совершенно
необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом,
выезжать на отдых, ходить в походы.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в
среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть
разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие
дела?
Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Обязательно подумайте, чем
будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков.
Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут
время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В
доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи.
Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать:
времени на безделье и скуку у него нет.
6. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
7. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
8.Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул один раз – в другой, доверия ждать уже не приходится.
Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.