АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка 4.7

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
docx
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
18.04.2017
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам. Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека . Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие.ПОНЯТИЕ НАРКОМАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
НАРКОМАНИЯ.docx
НАРКОМАНИЯ. Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением  наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является  катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и  подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности  страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.  Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие  размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству  населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения,  формирования и распространения наркоманий, методах противодействия  наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду.  Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие  откровения поп­кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чем раньше  произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется  наркозависимость [18], тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше  негативных личностных, социальных и медицинских последствий  злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост  сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность  профилактических, коррекционных и реабилитационных программ. В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается  значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего  поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа  более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами  первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом  серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей  антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы  среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально­ педагогической деятельности. В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому  назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и  бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так  называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются:  Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в  морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение  кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская  конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [13]. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение,  онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению  наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических  функций. Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к  постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств  вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с  развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится  пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по  контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к  наркотическим веществам. Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного  происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое,  специфическое действие на нервную систему, весь организм человека  Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет  наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в  наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к  постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям [22]. Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем  критериям, а именно: 1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является  причиной его немедицинского потребления; 2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие  масштабы, что приобретает социальную значимость; 3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая  инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), на то  уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила  его в особый список. Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания»  применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано  злоупотреблением какими­либо веществами (химическими, растительными и  лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным.  К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты  бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и  другие. Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте,  то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения,  которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков,  постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому  истощению и социальной дезадаптации личности. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда  организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в  10­20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться  учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и  прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом,  педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты  характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме  приобретения наркотиков. Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте  привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных  областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с  каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть  несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью  самостоятельно, в то время как 5­7% от всех подростков уже имеют опыт хотя  бы разового употребления наркотиков. Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании  крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста. Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально­психологическом плане. У подростков ярко выражена  познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность.  Отмечается значительная нервно­психическая неустойчивость, дисгармоничное  развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая  активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В  этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к  самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными  способами. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности  подростка, являются подростковые поведенческие реакции: — группирование со сверстниками; — эмансипация — стремление выйти из­под опеки взрослых; — чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее «давление  взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять  психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь; — иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной  критичности к некоторым его проявлениям. Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и  подростковых проблем, которая характеризуется : — массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди  детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго  остается психическим; — «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13­14 лет; — переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в  80­х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким  дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази»,  наносящим более разрушительное действие на организм подростков,  вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации  личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из­за нехватки  средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики. Но и в том, и в другом  случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как  правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда  наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную  окраску; — распространением более опасных форм употребления наркотических веществ  (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической  зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; — удовлетворением любопытства подростка относительно действия  наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового,  волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного  расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь  выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости,  душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к  наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»,  которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной  борьбе с ней государственных и общественных институтов; — изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять  наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из  неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как  пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения,  то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из  благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях  финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие  морально­этические нормы приводят к формированию особой молодежной  субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное  времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля  жизни. Престижные дискотеки, концерты рок­звезд, молодежные «тусовки»  становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и  принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких  наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этап первых проб  сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и  систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав  разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными  оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную  коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося  поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика; — следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных  развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что  молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы  выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо  подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но  не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под  оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали  распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья»,  например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки  можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10­12 часов. Или  другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия  модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают  принимать психостимуляторы и психоделические вещества; — распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую,  это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и  бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек  принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего  страшного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в  недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все  компоненты здоровья — физические (биологические, экологические),  генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс  стремительного падения не останавливается. Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет  наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в  наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к  постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям [22]. Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем  критериям, а именно: 1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является  причиной его немедицинского потребления; 2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие  масштабы, что приобретает социальную значимость; 3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая  инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), на то  уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила  его в особый список. Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания»  применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано  злоупотреблением какими­либо веществами (химическими, растительными и  лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным.  К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты  бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и  другие. Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте,  то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения,  которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков,  постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому  истощению и социальной дезадаптации личности. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда  организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10­20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться  учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и  прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом,  педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты  характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме  приобретения наркотиков. Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте  привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных  областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с  каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть  несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью  самостоятельно, в то время как 5­7% от всех подростков уже имеют опыт хотя  бы разового употребления наркотиков. Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании  крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста. Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально­психологическом плане. У подростков ярко выражена  познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность.  Отмечается значительная нервно­психическая неустойчивость, дисгармоничное  развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая  активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В  этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к  самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными  способами. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности  подростка, являются подростковые поведенческие реакции: — группирование со сверстниками; — эмансипация — стремление выйти из­под опеки взрослых; — чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее «давление  взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять  психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь; — иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной  критичности к некоторым его проявлениям. Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и  подростковых проблем, которая характеризуется : — массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди  детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго  остается психическим; — «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13­14 лет; — переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в  80­х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким  дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази»,  наносящим более разрушительное действие на организм подростков,  вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации  личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из­за нехватки  средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики. Но и в том, и в другом  случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как  правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда  наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную  окраску; — распространением более опасных форм употребления наркотических веществ  (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической  зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; — удовлетворением любопытства подростка относительно действия  наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового,  волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного  расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь  выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости,  душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к  наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»,  которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из  чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной  борьбе с ней государственных и общественных институтов; — изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять  наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из  неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как  пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из  благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях  финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие  морально­этические нормы приводят к формированию особой молодежной  субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное  времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля  жизни. Престижные дискотеки, концерты рок­звезд, молодежные «тусовки»  становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и  принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких  наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этап первых проб  сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и  систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав  разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными  оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную  коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося  поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика; — следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных  развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что  молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы  выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо  подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но  не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под  оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали  распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья»,  например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки  можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10­12 часов. Или  другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия  модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают  принимать психостимуляторы и психоделические вещества; — распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую,  это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и  бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не  наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек  принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего  страшного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в  недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все  компоненты здоровья — физические (биологические, экологические),  генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс  стремительного падения не останавливается. В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании  говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1)  особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими  расстройствами его организма; 3) социально­культурным влиянием на его  личность. Рассмотрим данную классификацию на микро­, мезо­ и макроуровнях. 1. Микроуровень Здесь различают биологические и психологические причины. Среди биологических факторов особенно выделяются: — степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому  препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или « минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть,  например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60­х  годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой  деятельности, стала использоваться практика регулируемых родов (остановка  родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно  вводить вещества с психоактивным действием: транквилизаторы,  антигистаминные препараты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым  дисфункциям плода; — природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а  также способ его введения; — потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода,  усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма,  болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».  Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или  «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной  зависимости, превращающей больного в наркомана. Психологические факторы включают в себя: — привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и  переживаний; — стремление к самоутверждению; — отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов; — расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов,  страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью  рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными  трудностями, недостатками социально­культурной сферы, не обеспечивающей  условия для проведения свободного времени, что особенно важно для  подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием  в людях и т. д.; — особенности личностной акцентуации подростка. Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на  формирование наркотической зависимости, являются: — эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголя происходит  наиболее быстрое формирование зависимости; — неустойчивый тип — уровень высокого риска; — конформный тип — характеризуется высокой внушаемостью и быстрым  формированием наркотической зависимости; — астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или  алкоголя для стимуляции настроения; — шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для  улучшения контакта; — истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и  стимуляторов. 2. Мезоуровень Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне  следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально­педагогических и социальных причинах. Социально­педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте  имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному  человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды  аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в  моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее  поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все  чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях,  когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они  неизбежно вступают в конфликт с законом. Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают с неправильным  построением взаимоотношений «мать­ребенок». Замечено, что в каком  психическом состоянии находится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком  состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции,  поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться  у ребенка. К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема  наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы,  которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов. По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие  типы подростковых групп: — территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и  дешевые наркотики; — делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко  регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко  представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды,  называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от  других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта.  Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду  новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах  их снабжают наркотиками бесплатно. Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем,  которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения  наркотиками; «гонец» — переносит наркотики; «кролик» — является  «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик  бесплатно. Другими видами групп высокого риска являются: — «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и  стимуляторы; — «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры; — «металлисты» — склонны к употреблению алипола и психоделических  препаратов; — епопперы» —свободные группы с непостоянным составом, без постоянного  лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не  любят ингаляторов и инъекционных наркотиков; — «мажоры» —свободные группы подростков старшего возраста из очень  обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк; — «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют  все и в больших количествах. Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами  невысокого риска. 3. Макроуровень Эти причины связывают с социально­культурными факторами: — влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка.  Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так  очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро­ и мезоуровне, но  они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической  сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят  родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию,  устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры  включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль  «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль хиппи  предполагает употребление конопли и т. д. Заметную роль сыграла традиция  употребления наркотиков в республиках Средней Азии, которые сейчас  являются основными их поставщиками для нелегальной продажи; — замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много  занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические  данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне  потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода  сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим  общественным болезням; — развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии  обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью  удовлетворять естественные потребности привели значительное число  подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число  дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью  наркотиков; — доступность наркотиков. Несмотря на уголовно­правовые запреты,  выращивание, изготовление и сбыт наркотиков приобретает все более широкие  масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило в  республиках Средней Азии, Чечено­Ингушетии и ряде других мест. В торговлю  наркотиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников,  снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными для  лечения больных. Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные  между собой: биологические, социально­психологические и криминальные. К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение  активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений,  биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение  сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма. В самом общем виде социально­психологические последствия наркомании  можно охарактеризовать как нравственно­этическую деградацию личности  ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность  всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.  Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения  формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю  жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и  употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с  обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать,  паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема  необходимой дозы наркотика. Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и  социально­психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или  учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств  на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать  противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и  разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни  перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному  изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению  наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию  культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание  притонов для потребления наркотиков. По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом.  Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать  алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию  личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет  медицинское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина —  неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов  занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.[4]. Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит  изменение отношения к наркотикам. Г.В.Латышев с сотрудниками (1991 год) на  базе Центра профилактики наркоманий г.Санкт­Петербурга, провели  исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о  наркотиках и формируется отношение к ним: 10­12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ  употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не  воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания), с  употребляющими знакомы единицы. 12­14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких»  наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из  любопытства, но многие знакомы с потребителями ПАВ. О наркотиках знают  много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления  наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой. 14­16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы: 1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со  снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление  наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы  много лидеров. 2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу».  Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком  слабости и неполноценности. 3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть  может начать употребление ПАВ под влиянием друзей. 16­18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно  уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они  детализируются и становятся более объективными [29]. Данную возрастную периодизацию формирующегося отношения к наркотикам  следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении  профилактической работы. Например, в возрасте 12­14 лет, когда подростки  интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется  использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них  запечатлен какой­либо из способов употребления наркотических средств. Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные,  социально­педагогические, социально­ культурные факторы. К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к  наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии. К психологическим факторам относятся: привлекательность на  психологическом уровне возникающих отношений; стремление к  самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности  личной акцентуации подростка. К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально­педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и  адаптация в школьном коллективе. И к социально­ культурным факторам относят: влияние субкультуры на  подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность  наркотиков. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПЕДАГОГ, РАБОТАЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ  РИСКА. Профилактика наркомании должна вестись среди всех детей и подростков. Это  бесспорно, но в ходе организации такой работы педагог в первую очередь должен выявить и обратить внимание на детей группы риска, ибо именно они в большей  степени, чем другие молодые люди, подвержены действию факторов риска, а  следовательно, в данной группе более вероятными являются пробы ПАВ и их  регулярное употребление. Профилактическая работа должна быть рассчитана на всех детей и подростков,  но очень важный ее компонент ­этап диагностики и выявления детей группы  риска и дополнительная работа с этой группой, основанная на принципе  персонификации помощи каждому конкретному ребенку в зависимости от  имеющихся у него проблем и от того, какие •факторы являются для него  провоцирующими. Разработанная авторами пособия методика первичной диагностики и выявления  детей группы риска, т.е. имеющих склонность к различным формам девиантного  поведения (отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное  поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании и т.д.), основана на  существовании двух групп факторов, лежащих в основе детерминации всех этих  форм поведения: объективные; субъективные. К объективным относятся условия микросоциальной сре ды, прежде всего три  основные сферы жизнедеятельнос ти: семья, школа и референтная группа  сверстников. К субъективным относят те индивидуально­психологи ческие особенности  личности детей и подростков, которые служат предпосылками различных  асоциальных форм по ведения. Мы выделяем для диагностики следующие: * агрессивность, враждебность, повышенная потребность в риске; * неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка; * недоверие и враждебность к окружающим, боязнь быть отвергнутым,  несформированность коммуникативных на выков; * акцентуации характера (к группе риска относятся: ги­ пертимная, истероидная, шизоидная и эмоционально­ла­ бильная акцентуации). На основе выделенных показателей можно провести раннюю диагностику детей и подростков, потенциально относящихся к группе риска. Осуществляющий диагностику и выявление детей группы риска педагог должен  знать о механизмах действия ПАВ на организм детей и подростков. Действие ПАВ на организм детей и подростков • Опиаты. Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием.  К этой группе относятся природные и синтетические вещества, содержащие  морфиноподобные соединения. Все природные наркотические средства опийной группы получаются из мака. В  нашем регионе чаще всего опийные наркотики встречаются в следующем виде: • маковая соломка — измельченные и высушенные час ти стеблей и коробочек  мака (зерна мака наркотически ак тивных веществ не содержат). Соломка используется для приготовления  раствора ацетилированного опия; • ацетилированный опий — готовый к употреблению раствор, полученный в  результате ряда химических реакций, имеет темно­коричневый цвет и  характерный запах уксуса; •опий­сырец — специально обработанный сок растений мака, используется как  сырье для приготовления раствора ацетилированного опия. Субстанция,  напоминающая плас тилин. Цвет — от белого до коричневого. Продается неболь  шими кусочками ­ шариками; •метадон — сильный синтетический наркотик опийной группы. Продается в виде белого порошка или готового ра створа. К этой же группе относятся меперидин,  пропоксифен; •полусинтетические препараты на основе естественного сырья — героин, кодеин, гидроморфин. Известный алкалоид опиумного мака — морфин. Наиболее же широко  используемым опиатом сегодня является героин. Опиаты вызывают состояние эйфории («приход»), спокойствия,  умиротворенности. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому  (иногда после одного­двух приемов) возникновению сильнейшей психической и  физической зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм.  Признаки опьянения наркотиками опийной группы: необычная сонливость в самое разное время; замедленная, «растянутая» речь, человек часто «отстает» от темы и направления  разговора; добродушное, покладистое, предупредительное поведение; впечатление постоянной задумчивости; стремление к уединению в тишине и темноте независимо от времени суток; очень узкий зрачок, не реагирующий на изменение освещенности; снижение остроты зрения при плохом освещении; • снижение болевой чувствительности. Действие наркотика продолжается 6­12 ч. После прекращения действия наркотика (при систематическом употреблении)  развивается абстинентный синдром («ломка») [39]. • Каннабиоиды. Препараты на основе растения индийской конопли. Из этого  класса наркотиков наиболее известны марихуана («травка»), гашиш, анаша  («план»). Марихуана представляет собой смесь листьев, семян, стеблей и  цветочных головок конопли. Смола, получаемая из верхушек зрелой конопли,  известна как гашиш. Каннабиоиды, как правило, вдыхаются в процессе курения. Марихуану называют воротами в мир наркотиков. Первые пробы ее не сопровождаются опасными  последствиями, характерными для других ПАВ, что снижает страх перехода к  ним. Интоксикация развивается сразу после курения, достигая максимума через 10­30 мин, и длится 2­4 ч. Повышается чувствительность к внешним раздражителям,  интенсивность восприятия цвета, вкуса и музыки, появляется ощущение  релаксации и парения, возникает ощущение большой насыщенности времени  событиями, уверенности в себе, усиление сексуальных побуждений. Длительный прием может сопровождаться эмфиземой, повышенным риском рака легких. Признаки употребления: сладковатый запах изо рта, от волос или от одежды,  хихиканье, эйфория, налитые кровью глаза, кашель, повышенный аппетит  (жевательный рефлекс). Седативные и снотворные вещества (барбитураты, бен­ зодиазепины). Все  снотворные и седативные вещества потен цируют действие друг друга.  Препараты могут эпизодически использоваться подростками для получения седативного или эйфорического эффектов. Малые дозы препаратов напоми нают алкогольную интоксикацию. Большие дозы снижают целенаправленность мышления и памяти, замедляют речь и понимание, можно  наблюдать также сексуальную растормо­ женность, акцентуацию основных черт  личности. На фоне дисфории могут отмечаться параноидные представления и  суицидные тенденции. Кокаин. Производное растения кока, листья которого ин дейцы издавна  использовали для жевания с целью получе ния стимулирующего эффекта и  снижения чувства голода. Порошок кокаина чаще вдыхается через нос, или при курении («крэк»)  ингалируется его алкалоидная форма. Используется также подкожное и  внутривенное введение. Препарат дает интенсивное чувство эйфории, длящееся  15­30 мин после внутривенного или интраназального введения. Многие из пользователей кокаина, контролируя его употребление, длительное  время избегают физической зависимости, однако мнение о том, что кокаин ее не  вызывает,оказалось ошибочным. Период формирования зависимости составляет  4 года у взрослых и 1,5 года у подростков. Психологическая же зависимость  появляется очень быстро и может развиться после однократного приема. Очень частым осложнением приема кокаина является кокаиновый психоз,  который проявляется в опасном для окружающих агрессивном поведении,  галлюцинациях, бреде. Снижение уровня серотонина (в результате приема  препарата) способствует появлению депрессии и суицидальных тенденций. Признаки употребления: сопение, шмыгание носом и выделения из носа,  возбудимость, словоохотливость, возбужденность, расширенные зрачки. • Амфетамины. Группа наркотиков, обладающих психостимулирующим  возбуждающим действием. Эти наркотики получаются из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин  (солутан, эфедрина гидрохлорид). В природе эфедрин содержится в растении  эфедра. Амфетамины чаще всего встречаются в следующем виде: Эфедрон — готовый к употреблению раствор. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки. Первитин — готовый к употреблению раствор. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок. Эфедрин — кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедра. Раньше  эфедрин часто использовался в медицине как противокашлевый препарат. Speed — готовые к употреблению кристаллы желтого цвета. Их вдыхают или  курят. Употребление этих наркотиков наиболее опасно в подростковом возрасте из­за  того, что разрушительные последствия для психики наступают очень быстро.  При употреблении наблюдается излишняя двигательная активность, болтливость, деятельность носит непродуктивный и однообразный характер, отсутствует  чувство голода, нарушается режим сна и бодрствования, появляется сильное  сексуальное раскрепощение. Действие наркотика продолжается до 12 ч Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное  употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Амфетаминовая наркомания имеет «запойный» характер — периоды  употребления наркотика сменяются «холодными» периодами,  продолжительность которых со временем сокращается. К этому классу наркотиков относят и кофеин. Признаки употребления: повышенное ощущение физической силы, энергии,  сверхактивность, бессонница, потеря аппетита, расширенные зрачки, усиленное  сердцебиение, учащенное дыхание, повышенное кровяное давление, частое  мочевыделение. Экстази («колеса^, «темп», «лед», «кристалл», «поп­корн») — общее название  группы синтетических наркотиков­стимуляторов (MDMA — «Адам», MEDA — «Ева» и др.). У некоторых из них присутствует галлюциногенный  эффект. «Экстази» (MDMA) — метилен­диокси­мета­амфетамин. Производное  амфетамина. Первый препарат этого ряда был синтезирован в конце прошлого  века. Запатентован в 1914 г. немецкой компанией Merk. В 1984 г. американские  студенты дали ему новое название — «экстази». В 30­х годах XX в. широко  применялся в медицинских целях для лечения депрессивных состояний в США,  Швеции, Англии. Вскоре из­за обнаружения у препаратов этой группы свойства  вызывать привыкание и разрушительно действовать на функции ЦНС его  медицинское применение было полностью прекращено. Распространяется в виде  таблеток или капсул, содержащих около 150 мг препарата. Как отмечают  специалисты, очень часто препарат фальсифицируется, таблетки и капсулы  содержат амфетамины, ЛСД, кетамин, кофеин, крысиный яд. Наркотическое действие препарата продолжается от 3 до 6 ч. Возбуждается  ЦНС, поднимается тонус организма, увеличивается выносливость, физическая  сила. Ускоряются все реакции организма. Под действием этого наркотика принявший его может выдерживать экстремальные физические и эмоциональные  нагрузки, не спать и не чувствовать усталости. За искусственный «разгон»  организма приходится расплачиваться: после прекращения действия наркотика  наблюдаются состояние выраженной депрессии, апатии, подавленности, сильной  усталости, сонливости и стойкие суицидальные наклонности. Быстро возникает психическая зависимость, без препарата человек не способен к продуктивной деятельности. Co временем «подкачка» требуется для выполнения вполне обычной работы.  Ресурсы организма быстро исчерпываются. Страдают нервная система, сердце,  печень. Препарат влияет на генетический код и будущее потомство. По данным европейских исследований, в настоящее время среди школьников  среднего возраста сформировалась достаточно обширная группа потенциальных потребителей «экстази» — они уже находятся на стадии  социальной зависимости от наркотика и ждут возможности включиться в процесс его употребления, это является частью молодежной субкультуры. • Галлюциногены. ЛСД («кислота», «бювар») — диэтила­мид лизергиновой  кислоты. Синтетический наркотик. Выделен в 1938 г. А.Хофманом из спорыньи  (паразита ржи). Бесцветный порошок без запаха либо прозрачная жидкость без  запаха. Этой жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу, ткань. Затем пропитанную основу разрезают на кусочки — дозы. Сверхгаллюциногенное вещество. Воздействует на умственную деятельность и  порождает бредовые ассоциации, приводящие к помрачению рассудка и утрате  личностного восприятия. Даже однократный прием ЛСД может привести к  изменению генетического кода и необратимо повредить головной мозг. В  психике могут остаться следы, схожие по своим проявлениям с заболеванием  шизофренией. С каждым последующим приемом разрушения усугубляются.  Наркотик накапливается в клетках мозга, и его действие может сказываться  спустя несколько месяцев. Псилоцин и, псилоцибин — наркотические вещества, обладающие  галлюциногенным эффектом, содержатся в грибах­поганках. Высушенный гриб  содержит в среднем 0,2­0,4% псилоцибина. Для наступления наркотического  опьянения достаточно принять 2 г сухих грибов. После принятия повышается частота пульса, повышается давление, расширяются зрачки, появляется дрожание рук, сухость кожи. Наркотическое опьянение  сопровождается изменением восприятия окружающего мира, нарушением: ощущения своего тела и нарушением координации движений. Полностью  теряется контроль над собой. Употребление влечет за собой необратимые  изменения в структурах головного мозга. Возникают психические нарушения  вплоть до полного распада личности. Наибольшей популярностью псилоцибиновые грибы пользуются у подростков  среднего возраста. Главная опасность этих наркотиков — в их доступности[39]. Фенциклидин и кетамин. Могут действовать как стимуляторы и как  депрессанты. Резко увеличивают физическую силу и вызывают  нечувствительность к боли, мощные галлюцинации. Риск развития физической  зависимости небольшой, но возникает выраженная психическая зависимость.  Вдыхаются, принимаются орально, вводятся инъекционно. Сильное  анестезирующее средство, используемое, в частности, в ветеринарной медицине. Признаки употребления: искажение восприятия действительности, расширенные  зрачки, сухость во рту, потоотделе­. ние, в худшем варианте — паранойя,  беспокойство, панический настрой, невнятная речь, судороги, тошнота. Ингалянты. В эту группу входят летучие вещества наркотического действия  (ЛВНД). Они содержатся в препаратах бытовой химии: красителях,  растворителях, клеях, бензине. Сами по себе ЛВНД к наркотикам не относятся. Опьяняющее действие  возможно, если количество вещества, поступающего в организм, очень велико. В  этом случае опьянение — один из признаков отравления токсинами ЛВПД.  Состояние характеризуется возникновением галлюцинаций, неадекватным  поведением, нарушением координации движений. При употреблении ингалянтов  легко получить отравление со смертельным исходом. При длительном употреблении ЛВНД развиваются, как правило, токсические  поражения печени (через 8­10 мес), энцефалопатии ­ необратимые поражения  головного мозга (через 10—12 месяцев), частые и тяжелые пневмонии. Признаки употребления: запах растворителя, чихание и кашель. Выделения из  носа или кровотечение, тошнота, раздражение глаз, невнятная речь. ЛВНД в основном употребляют подростки младшего и среднего школьного  возраста. В среде наркоманов часто употребляется и смесь нескольких наркотиков.  Например, пользуется спросом коктейль Из наркотиков под названием snowboll  — снежный шарик. Он представляет собой смесь кокаина и героина. Распространен также и «винт»  — смесь эфедрина с марганцовкой или йодом. Применяют суррогат опия  «черняшку», калипсол ­«стекло» и др. Фармакодинамическое воздействие ПАВ на организм происходит путем  вмешательства в метаболизм нейромедиато­ров — серотонина, норадреналина,  дофамина, обеспечивающих передачу возбуждения от одних нервных центров к  другим, что вызывает серьезную перестройку в межцентральных отношениях  ЦНС и прежде всего в тех из них, которые связаны с эмоциональной сферой.  Организм и сам вырабатывает морфиноподобные вещества ­ эндорфины, которые действуют на те же центры эмоций в лимбической системе. Введенные наркотики могут усиливать действие биологически активных веществ в мозгу, а могут их и  ослаблять. Отсюда ­ различное влияние наркотических средств на мозг. Как  теперь убедительно показано, практически все наркотики вызывают быструю  психическую зависимость и последующую физическую. Ее наступление  развивается в разные сроки, но неизбежно. Отмена наркотика влечет за собой появление абстинентного синдрома ­ «ломки»  (лат. abstinentia — воздержание). Она характеризуется психическими,  вегетативно­соматическими и неврологическими расстройствами, клиническая  картина которых бывает чрезвычайно тяжелой. Педагогу необходимы также знания о признаках употребления ребенком  психоактивных и наркотических веществ. Физиологические признаки: * бледность кожи; * расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; * замедленная, несвязная речь; * потеря аппетита, похудение или чрезмерное употреб ление пищи; * хронический кашель; * плохая координация движений (пошатывание или спотыкание). Поведенческие признаки: ­ беспричинное возбуждение, вялость; ­ повышенная работоспособность; ­ нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памя ти и внимания; ­ уходы из дома, прогулы школы по непонятным причинам; ­ трудности в сосредоточении на чем­то конкретном; ­ бессонница; ­ болезненная реакция на критику, частая и резкая сме на настроения; ­ повышенная утомляемость; ­ прекращение общения с близкими прежде людьми; ­ снижение успеваемости в школе; ­ постоянные просьбы дать денег; ­ пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео­ и аудиотехники; ­ частые телефонные звонки; ­ самоизоляция, уход от участия в делах, которые рань ше были интересны; ­ вранье, изворотливость, лживость; ­ уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочи нять небылицы; ­ неопрятный внешний вид; ­ склонность к прослушиванию специфической музыки;. ­ проведение большей части времени в компаниях асо циального типа. Очевидные признаки: * следы от уколов, порезы, синяки; * бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; * маленькие закопченные ложечки; * капсулы, пузырьки, жестяные банки; * пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; * папиросы «Беломор» в пачках из­под сигарет. Педагог должен уметь  действовать в критических ситуациях[39]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ПО СТАТЬЕ педагогической литературе. Наркомания – это заболевание, проявляющееся в  влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими,  неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными  средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к  физической и моральной деградации личности и вредным для общества  социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая  выражается в физической или психической зависимости от наркотиков,  постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому  истощению и социальной дезадаптации личности. Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили  биологические, психологические, социальные, социально­педагогические,  социально­ культурные факторы. К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к  наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии. К психологическим факторам относятся: привлекательность на  психологическом уровне возникающих отношений; стремление к  самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности  личной акцентуации подростка. К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К  социально­педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и  адаптация в школьном коллективе. И к социально­ культурным факторам  относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и  общественных институтов; доступность наркотиков. Описали социально­педагогическую деятельность по профилактике наркомании  среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного  поведения являются: медико­биологический подход, социально­ педагогический подход, информационный, социально­ профилактический и  применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на  первичную, вторичную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике  наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в  профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по  профилактике употребления наркотических и других ПАВ в ходе  воспитательного процесса. Всегда легче что­то предотвратить, чем потом  исправлять уже допущенные ошибки. В соответствии со специфическими целями оздоровительного центра, созданного для профилактики наркозависимости, особый смысл приобретает  индивидуальная работа с подростками. При этом особое педагогическое  внимание должно быть обращено на формирование групповых поведенческих  норм временного коллектива. Нельзя допустить формирование норм,  одобряющих аддиктивное поведение1. Поэтому процесс образования коллектива в условиях данного детского объединения должен подвергаться существенной  коррекции со стороны педагогов. Цель нашей профилактической работы: сформировать у детей и подростков  рефлексивную позицию, автономность и готовность к осознанному поведению. Наряду с психолого­педагогической работой в условиях центра и в комплексе с  ней, на наш взгляд, должна присутствовать медицинская работа. Дети и подростки, приезжая в центр, в первую очередь нацелены на отдых,  поэтому проводить профилактическую работу необходимо в едином русле всей  жизни оздоровительного центра, какой ее себе представляют дети. Это и веселые праздники, и всевозможные конкурсы, викторины, конечно же, дискотеки,  которых так ждут ребята. Жизнь в центре можно организовать в условиях  сказочного города или необитаемого острова, жители которого составляют свои законы и правила жизнедеятельности. Но обязательными принципами работы  должны быть: * субъектность включения детей и подростков во все ме роприятия, проводимые  в центре; * сменяемость видов деятельности, которая исключает однообразие и,  естественно, следующее за ним утомление; * оптимальность, которая представляет собой выбор не обходимого времени  работы с детьми и подростками в тех или иных мероприятиях, опирающихся на  физические и психические ресурсы конкретного контингента участников; * сочетание работы, направленной на профилактику нар комании, с  реабилитационными медицинскими мероприя тиями и работой по организации  досуга ребят.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАРКОМАНИЯ»  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017