Рекомендации родителям
Оценка 4.8

Рекомендации родителям

Оценка 4.8
docx
31.01.2023
Рекомендации родителям
Рекомендации родителям.docx

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игры и упражнения,

способствующие эмоциональному развитию ребенка

«Поехали-поехали». Посадите малыша к себе на колени, покачивая его и приговаривая:

Мы ехали, ехали

В лес за орехами.

По кочкам, по кочкам

В ямку бу-у-у-х!

Затем медленно раздвиньте ноги, чтобы малыш слегка провалился между ними. Подбрасывая малыша на руках или высоко поднимая, припевайте:

Тушки-тутушки,

с творогом ватрушки.

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

 

 «Самолетик». Возьмите ребенка на руки и раскачивайте его влево — вправо, вверх — вниз, издавая звук «з-з-з».

 

«Креслице». С кем-нибудь из взрослых скрестите руки так, чтобы получилось сиденье, и покачайте в нем ребенка. Осторожно держа ребенка над мягким пуфиком, расслабьте руки: «Сломалось креслице, починим его». Эта игра дает ребенку чувство защищенности двумя любящими его людьми.

 

«Этот пальчик». Поочередно разгибайте пальчики малыша, приговаривая:

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

 

«Зайка». Также поочередно сгибайте пальчики ребенка, сопровождая действие потешкой:

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел.

Сидит, грызет.

Иди прочь —

 хозяин идет!

 

Игры должны вызывать у ребенка эмоционально-радостное настроение. Желательно использовать гримасы, смешные позы, жесты. Невербальная коммуникация помогает установить общение, которое имеет огромное значение для маленьких детей, так как это единственный способ «поговорить» со взрослыми. С самого начала ребенок изучает лицо, которое попадает в его поле зрения (то есть находится на расстоянии примерно 25 см от его глаз).

Малыш не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он сам способен передать свои собственные переживания, прибегая к разным средствам: во-первых, к плачу (причем, на каждый случай у ребенка «имеется» свой особый вид плача); а во-вторых, используя язык жестов.

Рекомендации родителям

Дети могут имитировать некоторые жесты и мимику взрослого:

- «состройте рожицы» вашему малышу: так он научится подражать вашей мимике, и потом вам будет легче обучить его новым жестам;

- пощекочите его;

- обнимите, поцелуйте, потеребите различные части тела, называя каждую из них;

- вступайте в перекличку с ребенком;

- чмокайте губами, щелкайте языком;

- используйте различную интонационную окраску речи;

- пойте песенки;

- рассказывайте потешки, сказки;

- давайте возможность чаще смотреть в зеркало, используйте различные атрибуты, изменяющие облик ребенка: шапочка, косынка и т. д.;

- используйте музыкальные инструменты и звучащие игрушки: гармошку, бубен, погремушки и т. д.

 

 

 

 

 

Игры и упражнения, способствующие развитию движений руки

и обучению действиям с предметами

Сначала следует показать ребенку действие, а затем дать ему возможность действовать самостоятельно. Хвалите ребенка за любой успех и уменьшайте вашу помощь по мере того, как он овладевает тренируемым навыком. Очень важно, чтобы, в конце концов, ребенок все мог делать сам, чтобы он поверил в свои силы.

Обеспечив ребенка достаточным количеством предметов и позволив ему выполнять простые действия с ними (стучать, бросать), показывая как действуют простые механизмы, ставя перед ним задачи, заставляющие его преодолевать препятствия, чтобы завладеть объектом, вы способствуете умственному развитию малыша.

Мы рекомендуем родителям дома продолжить работу по формированию движений руки и обучению ребенка действиям с предметами.

1. Возьмите руку ребенка и медленно двигайте ее по направлению к его лицу, чтобы он видел свою руку, когда она пересекает линию его взора. Чередуйте руки. Возьмите красные детские носочки и наденьте их ребенку на руки, как варежки, приговаривая:

Рукавички мы наденем,

Не боимся мы метели,

Да-да-да.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши

Хлоп-хлоп!

 

Прорежьте в носках два отверстия, чтобы были видны большой и указательный пальцы. Когда ребенок сосредоточит внимание на своей руке, подвигайте его пальцами, проследите за его реакцией. Инициируйте движения ребенка, определите, смотрит ли он на свои руки. Если ребенок не смотрит на свои руки, осторожно пощекочите его руку или прикоснитесь к ней чем-нибудь теплым, холодным или колючим.

2. Наденьте на запястье ребенка браслет, сделанный из колокольчиков. Потрясите поочередно ручки малыша, затем сгибайте ручки ребенка по направлению к его лицу по очереди так, чтобы при движении рук раздавался звон. Хвалите ребенка за любой успех и уменьшайте вашу помощь по мере того, как он овладевает тренируемым навыком.

3. Ребенок сидит. К его запястью привяжите длинную резинку (шнурок). За другой конец резинки привяжите колокольчик, бубенчик или погремушку. Перекиньте резинку через спинку стула таким образом, чтобы ребенок, двигая рукой, дергал резинку с колокольчиком, издавая звук.

4. К запястью ребенка привяжите воздушный шар, наполненный гелием. Шар будет двигаться в соответствии с движениями руки ребенка. Приговаривайте:

На ниточке воздушный шар,

В нем солнышко зажгло пожар.

 

 5. Повяжите вокруг своей шеи яркий шарф или галстук (наденьте бусы). Прочтите потешку:

 

Раз, два: три, четыре, пять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Киса села у ворот,

Киса песенку поет,

Катю, Катеньку ждет:

Мяу, мяу, выходи,

Шарфик новый покажи.

Наклонитесь так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо, дотянуться до шарфа (бус). Если ребенок прикоснется или ухватится за шарф, улыбнитесь, покажите, что вы довольны.

6. Малыш сидит. Набросьте ему на лицо платок. Прикройте сначала один глаз ребенка. Разговаривайте с ребенком, чтобы он знал, что вы никуда не ушли. Направляя руку ребенка, помогите ему стянуть платок, открыв оба глаза, постепенно уменьшая свою помощь. Во время упражнения приговаривайте:

Где Алена?

Где Алена?

Не могу никак найти,

Позовем скорей Алену,

Где Алена? Выходи!

 

7. Пусть ребенок наблюдает, как вы прячете игрушку под небольшой лоскут ткани или коробку. Сначала закройте частично, чтобы малыш понимал, что предмет не исчез. Спросите: «Где? Куда делась?» Побуждайте ребенка сделать направленное движение рукой, стаскивая ткань (или убирая коробку), отыскивая игрушку.

8. Дайте ребенку один предмет и протяните другой, побуждая малыша взять его той же рукой. Покажите ребенку, как переложить первый предмет в другую руку, чтобы взять второй. Направляйте его руку и говорите: «Возьми... в эту руку». Похвалите ребенка, улыбнитесь, обнимите.

Если ребенок имеет тенденцию пользоваться одной рукой чаще, чем другой, дайте ему игрушку в ту руку, которой он пользуется реже.

Сначала научите ребенка перекладывать предмет из руки в руку. Когда ребенок научится это делать, учите его перекладывать один предмет и брать другой.

9. Выложите перед ребенком несколько маленьких игрушек, чтобы посмотреть, с какой из них он начнет играть. Затем используйте эту игрушку в качестве предмета, который ребенок будет учиться вынимать. Положите предмет в коробку и потрясите ее, чтобы предмет там погремел. Покажите предмет в коробке и снова потрясите. Продемонстрируйте ребенку, как можно вынуть предмет из коробки. Вынимая предмет, произносите слова «вынь», «достань». Проделайте это несколько раз. Возьмите руку ребенка в свою, помогите ему вынуть предмет из коробки. Похвалите, его, когда он сделает это сам, улыбнитесь, обнимите или поцелуйте, скажите: «Молодец, ты вынул».

Скажите ребенку: «Положи внутрь», «Положи в коробку». Покажите, как надо класть предмет в коробку, затем помогите ему, направляя его руку и говоря: «Положи внутрь». Хвалите ребенка.

Используйте прозрачную коробку, чтобы ребенок мог видеть предмет, когда он кладет его в коробку или вынимает оттуда. Используйте предметы, которые гремят (колокольчик, погремушка).

10.  Дайте ребенку книжки, страницы которых имеют пластиковое покрытие. Приклейте к страницам книжки изюминки или кусочки сладостей. При этом пусть ребенок наблюдает, как вы это делаете. Затем дайте ему книжку, чтобы ребенок сам нашел угощение. Установите пальцы ребенка и направляйте его руку своей рукой, если это необходимо. Если ребенок продолжает использовать захват всей ладонью, забинтуйте три его пальца. Возьмите любимую книжку ребенка и попросите его найти в книжке собаку или другое животное, которое он знает. Хвалите малыша за успех, обнимите его со словами «молодец», «умница».

11. Предложите ребенку поднос с липкими изюминками (мелким зефиром, смоченным водой). Покажите, как взять изюминку с помощью указательного и большого пальцев. Установите пальцы ребенка и направляйте его руку своей рукой, если это необходимо. Побуждайте ребенка взять изюминку, называя действия словами: «Возьми, теперь возьми другую». Дайте ребенку их съесть в награду за то, что он сумел их взять.

Попросите ребенка взять бусинки и отдать их вам. Говорите: «Дай маме». Если ребенок продолжает использовать захват ладонью, забинтуйте три его пальца. Скажите: «Возьми это». Похвалите, если он выполнит задание.

12. Вложите в руку ребенка какой-нибудь предмет. Скажите: «Дай мне» — и протяните руку. Если необходимо, покажите ему, как это сделать, направляя его руку в вашу сторону. Время от времени возвращайте ребенку игрушку, чтобы он понял, что игрушкой можно делиться. Сыграйте с ним в игру «Дай мне», протягивая ребенку привлекательную игрушку со словами: «Даю... Мише». Захлопайте в ладоши и попросите: «Дай мне».

13. Очень нравится детям игра «Прятки». На глазах у ребенка под ткань спрячьте игрушку. Ребенок ищет, стягивая ткань с игрушки. Можно порекомендовать привязать к мягким игрушкам веревочки и расположить их так, чтобы достать понравившуюся игрушку ребенок мог самостоятельно, только потягивая за веревочку. Если ребенок сам не в силах решить эту задачу, взрослый показывает способ действия. Этой цели служит и самая простая модификация доски Сегена: чтобы увидеть изображение, надо поднять геометрическую фигурку и перевернуть ее. В этом случае также формируется правильный захват, поворот кисти. Чтобы посмотреть, что звенит внутри матрешки (колокольчик, шарик), надо ее открыть и т. д.

Обучая детей установлению причинно-следственных связей, мы развиваем их мыслительные процессы.

 

Игры и упражнения,

способствующие обогащению тактильных ощущений

«Воздух». Ребенок сидит или лежит так, чтобы и ему и вам было удобно. Помашите веером около ручек ребенка, сначала плавно, чтобы ребенок не испугался. Варьируйте скорость движения веера, держите веер то ближе, то дальше от ребенка. Попробуйте обмахивать другие части тела ребенка.

Похожее упражнение можно выполнить, дуя на ребенка и приговаривая:

Дует, дует ветер,

Дует, задувает...

 

Можно ожидать следующих реакций ребенка: ребенок начинает улыбаться; ребенок отворачивается от ветерка или наоборот; ребенок самостоятельно машет руками и т. д.

«Игра с перышком». Ребенок сидит или лежит так, чтобы вам обоим было удобно. Легко погладьте перышком тыльную сторону руки ребенка. Когда ребенок поймет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, каждого пальчика, между пальчиками. Поглаживайте быстрее или медленнее, надавливайте с разной силой. Поглаживайте другие части тела — ноги, ступни, спину и т. д.

Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.

«Вибрации». Поднесите к рукам малыша трясущийся мяч бам-бол-бол; следите за реакцией ребенка, она будет показательной: улыбка, смех, плач, покачивание головой и т. д.

«Формы». Выложите перед ребенком разнообразные предметы: шары, кубики, кирпичики, валики. Пусть ребенок, ощупывая их, почувствует форму и объем. Предлагайте предметы и игрушки, выполненные из разного материала.

Для обогащения тактильных ощущений детей мы рекомендуем варианты занятий с использованием предметов домашнего обихода. Эти занятия можно проводить в домашних условиях.

«Брызгалки». Ребенок может сидеть или лежать. Разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия. Начните с теплой (но не горячей!) воды. Побрызгайте на руки ребенка. Меняйте количество разбрызгиваемой воды. Побрызгайте на другие части тела. Меняйте температуру воды. Приговаривайте:

Дождик, дождик веселей

Капай капли, не жалей...

Или

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке — ладошки,

А пальчики — Антошке!

Или

Лейся, лейся,

Дождик, дождик!

Я хочу расти, расти!

Я не сахар!

Я не коржик!

Не боюсь я сырости!»

В. Левин

 

«Липкие материалы». Положите небольшое количество желе на руки ребенку, когда он привыкнет, добавьте еще. Размажьте между ладонями. Сопровождайте игру рассказом о том, что вы делаете.

Можно выполнять похожие упражнения с оконной замазкой, тестом, глиной, пластилином и т. д.

«Сухие материалы». Ребенок сидит. Поставьте перед ним пустую емкость: ведро или тазик. Медленно сыпьте рис, делая остановки, чтобы ребенок мог видеть сыпучую струю и слышать звуки. Опустите одну руку (ногу) ребенка в емкость, пусть он закопает руку (ногу) в рисе. Вместо ведра (тазика) можно использовать мешочки, чтобы ребенок мог поместить руки или ноги внутрь него.

Для таких упражнений можно использовать различные материалы: песок, бобовые, гречку, сухие листья, опилки.

«Шумные предметы». Ребенок сидит. Положите перед ним фольгу или шуршащую бумагу, пусть он потрогает ее, пошуршит. Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, рассказывая малышу о том, что вы вместе делаете. Помогите ребенку пошуршать около его уха.

«Зеркало». Положите зеркало на пол перед ребенком, выдавите на него детский крем и плавными движениями размажьте его по поверхности зеркала. Ребенок наблюдает, постепенно включаясь в игру, имитируя движения взрослого.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию ребенка «Поехали-поехали»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию ребенка «Поехали-поехали»

С самого начала ребенок изучает лицо, которое попадает в его поле зрения (то есть находится на расстоянии примерно от его глаз)

С самого начала ребенок изучает лицо, которое попадает в его поле зрения (то есть находится на расстоянии примерно от его глаз)

Мы рекомендуем родителям дома продолжить работу по формированию движений руки и обучению ребенка действиям с предметами

Мы рекомендуем родителям дома продолжить работу по формированию движений руки и обучению ребенка действиям с предметами

Мяу, мяу, выходи, Шарфик новый покажи

Мяу, мяу, выходи, Шарфик новый покажи

Используйте прозрачную коробку, чтобы ребенок мог видеть предмет, когда он кладет его в коробку или вынимает оттуда

Используйте прозрачную коробку, чтобы ребенок мог видеть предмет, когда он кладет его в коробку или вынимает оттуда

Игры и упражнения, способствующие обогащению тактильных ощущений «Воздух»

Игры и упражнения, способствующие обогащению тактильных ощущений «Воздух»

Лейся, лейся, Дождик, дождик!

Лейся, лейся, Дождик, дождик!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023