«Как правильно общаться с ребенком?»
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «какое счастье, что ты у нас есть».
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
6. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…»
7. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь, не торопите.
8. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказав: «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас есть!».
9. Старайтесь советоваться с ребенком, а не принимайте решение только сами, чаще говорите: «Как ты думаешь..? Твое мнение всем интересно».
10. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
11. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Расскажи мне, что с тобой…»
12. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
13. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей:
- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным
мотивом для его действий?
- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Не ругайте
ребенка, а скажите: «Сынок, ты не порезался? Принеси, пожалуйста, веник и
совок, и мы вместе уберем осколки»;
- дайте понять ребенку, что несмотря на проступок, вы к нему относитесь
положительно: «Сынок, я тебя люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
14. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в
сознании ребенка: «Я сейчас занята…», «Вечно ты во все лезешь».
15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать
собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а
потом говори сам»;
- если ребенок забывает говорить слова приветствия, прощания, благодарности,
то косвенно напомните ему об этом: «Ты забыл сказать что-то важное».
- для развития у детей умения общаться без слов предложите им игры «Через
стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками»;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите
ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников и сказать какое оно.
- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты
сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка – это хорошо или плохо? Что
хорошего в сказке? Кто хороший, а кто плохой герой сказки? Почему?
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
16. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в
процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка);
- барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете развития ребенка,
пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
- барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.