Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.
Оценка 4.6

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.

Оценка 4.6
docx
10.06.2021
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.
Рекомендации родителям от учителя логопеда на летний период.docx

Рекомендации родителям от учителя логопеда на летний период.

 Уважаемые родители воспитанников 5-6 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

 Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

 Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Поэтому исправляйте ошибки детей, занимайтесь с ними!

 Кроме этого, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

 1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

3. По имеющимся пособиям и книгам  прорабатываем следующие занятия на закрепляемые звуки или повторяем уже пройденные.

4. Учите с ребёнком стихи. Помимо автоматизации звуков, это развивает слухоречевую память, необходимую для успешного обучения ребёнка в школе. Старайтесь учить хотя бы по одному стихотворению в неделю.

5. Играйте с ребёнком в игру «Исправь мои ошибки»: произносите слова неправильно, ребёнок должен исправить Ваши ошибки.

Упражнения для развития фонематических процессов

 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-т).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6. Еженедельно подбираете 6-7 слов из 3-5 звуков и рисуете их звуковые схемы. Напоминать, что гласные звуки – живут в красном замке - обозначаются красным цветом(красный квадрат); Согласные твёрдые – в синем, согласные мягкие – в зелёном. Гласные звуки отличаются от согласных тем, что, когда мы их произносим во рту нет преграды, воздух выходит свободно и их можно петь. Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими (голосок работает) и глухими (голосок не работает). Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.

Всегда мягкие согласные: Ч, Щ, Й.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?). Выделять гласные звуки в слове. Помнить правило, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов .

3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесенных  слогов. (Какое слово получится  из слогов: го- ло- ва).

5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза.

 1) Подбираете предложения (не более 3 – 5 слов) и просите ребёнка посчитать количество слов в предложении. Если он затрудняется, сначала считаете вместе с ним. 2) Просите называть в предложении первое слово, второе и т.д.

3) Каждую неделю подобным образом отрабатываете не менее 10 предложений.

4) Составление предложений из слов, данных вразброс.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.) (например, подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …).

3. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

4. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

5. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д. 6. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

7. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

8. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

9. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. (Я пойду гулять и….», «Миша играет с другом, который….)

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

3. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению» Упражнения на развитие связной речи

1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений и текстов по заданным словам, и т.д.

7. Читайте и пересказывайте с ребёнком короткие сказки и детские рассказы. Упражнения для подготовки к чтению и письму

1. Доделывайте задания в «Говорим правильно» О.Гомзяк. Если уже закончили её, то печатайте в тетради в клетку печатные буквы, короткие слова.

2. Развивайте мелкую моторику. Не менее 3 раз в неделю раскрашиваете с ребёнком. Побуждаете его рисовать. Продолжать линии, узоры. Лепите, вырезайте, клейте.

 Если у Вас появились вопросы или Вам необходимы дополнительные задания, консультации, Вы всегда можете связаться со мной по телефону (в вайбере).

 

С уважением, учитель-логопед: Корчикова Светлана Ивановна.

До встречи в новом учебном году!!!


 

Рекомендации родителям от учителя логопеда на летний период

Рекомендации родителям от учителя логопеда на летний период

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков

Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с…

Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021