«По приказу Министерства образования и науки домашние задания в
1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом
первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые
ученики»?»
Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют
опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас
(по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8
минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы
сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим
миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование,
ведь пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится!
И родители боятся того же.
Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют
диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка
вместо учителя. Наша задача - внушить родителям мысль, что делать этого ни в
коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной
стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны,
убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние
задания для детей.
Объясните родителям, что главное
сейчас - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции,
необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать
гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша на быстрое
чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал
для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли
удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится
первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в
компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с
ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его
писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно
писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы,
предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется
навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого
эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например,
определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых
бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички...
Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку
называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до
50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности
окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета
«Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей,
которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес.
Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его
внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи
мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник
должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше
спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй
его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту
поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с
моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического
плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте,
обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем
мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы.
Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему
интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с
ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и
неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде,
доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что
могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что
мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее
задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они
знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом
предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому
можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и
т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и
фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут
делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как
большие».
|