Рекомендации воспитателю по психолого-педагогической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Целью, стоящей перед воспитателем или психологом при анализе результатов обследования, является создание психологического портрета ребенка. В связи с этой целью первой задачей становится ограничение нормы от патологии.
Психологический портрет нормально развивающегося ребенка включает как характеристику поведения, так и особенности его познавательного и личностного развития. Анализируя поведение ребенка психолог или воспитатель акцентирует свое внимание на особенностях познавательного и личностного развития ребенка таким образом, чтобы через «внутреннее» понять внешнее.
Первым этапом анализа является выявление уровня познавательного развития ребенка (общий уровень развития образного мышления, уровень развития восприятия, памяти, речи и воображения). Следует определить: равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Простым случаем является равномерное развитие.
Трудность при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития в связи с многозначностью их проявлений, состоящих не только в разном уровне развития восприятия, мышления, воображения и т. д., но и в симптоматических различиях внутри самих процессов. Здесь необходимо использование комплексного анализа, который предполагает интерпретацию отдельных проявлений только в связи с другими проявлениями. При этом следует иметь в виду, что отдельный симптом сам по себе всегда многозначен, его истинное значение вытекает из сравнения с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных (и других, так называемых «личностных»), а также и познавательных заданий.
Особое значение при анализе результатов обследования ребенка приобретает правильное понимание особенностей его взаимодействия с другими людьми. К этим особенностям, в первую очередь, относится характер воспитания в семье. Например, уровень требований, предъявляемых ребенку, или конфликтность семьи, уровень внимания к ребенку и т. п. Не менее важны качества самого ребенка, определяющие характер его общения за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми). В частности, инициативность, конфликтность, организованность и т. п.
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет даст возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации бывают действенными тогда, когда они приняты родителями. Принятие рекомендаций, в свою очередь, связано с собственными проблемами родителей, воспитателей, сформулированными в первичной жалобе на ребенка (иначе говоря, в запросе). Психологические рекомендации тем продуктивнее, чем большее участие в их разработке принимает родитель, воспитатель (обратившийся к психологу человек).
Соблюдение указанных условий необходимо для достижения основной цели: коррекции познавательного и личностного развития ребенка. Коррекционные меры основываются на конкретных рекомендациях, применяемых к каждому ребенку в конкретных обстоятельствах. Этика в работе с родителями и воспитателями предполагает не разглашать сведений о ребенке.
На основе проведенной диагностики были выделены подгруппы детей нуждающиеся в дополнительных занятиях. В связи с этим для воспитателя были разработаны рекомендации по работе с детьми III – уровня развития. Дети третьего уровня нуждаются в коррекции развития психических процессов. С каждым ребенком проводилась беседа на выявление трудностей развития, намечалась стратегия развития. Затем предлагалась система развивающих игр на развитие внимания: «Что слышно?», «Чего не хватает?», «Что напутал художник?», «Путаницы», «Пожалуйста» и др.
Игры на развитие памяти: «Зоопарк», «Раз, два, три - сосчитай», «Найди недостающую фигуру», «Коврики» и т. д.
Игры на развитие воображения: «Морские камушки», «Волшебные пятна», «На что похоже?», «Ассоциации», «Фонтан», «Сказочные превращения» и др.
Игры на развитие восприятия: «Найти того же цвета», «Определи по запаху», «Вкусно - невкусно» и др.
Игры на развитие мышления: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Хорошо - плохо», «Построй схему», «Найди дом куклы» и т. д.
Если ребенок справляется с начальным вариантом игры, то ему предлагаются усложненные элементы, интегрированные игры.
Подготовка детей к школе. Готовность старших дошкольников к школе -важный критерий работы всех специалистов детского сада.
Для детей с низкой готовностью или не готовых к школьному обучению предлагается система развивающих игр авторов кандидата психологических наук, доцента Андрущенко Т. Ю. и Карабеновой Н. В., а также рисование по инструкции взрослого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.