Рекомендации для комплексного анализа текста.

  • Контроль знаний
  • docx
  • 24.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлен план комплексного анализа текста, рекомендованный для обучающихся 10-11 классов. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство, учатся сравнивать, логически мыслить, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, овладевают богатством русской речи. Поэтому столь необходимо научиться выполнять анализ текста.
Иконка файла материала Рекомендации для комплексного анализа текста 10.docx
Рекомендации для комплексного анализа текста 10­11 классы 1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания,  выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому  литературному направлению принадлежал? Чем прославился? Если не знаете,  постарайтесь узнать из справочной литературы.) 3. К какому функциональному стилю принадлежит текст? (Художественному,  публицистическому, научному, научно­популярному). 4. Определите тип речи текста (Повествование, описание, рассуждение). 5. К какому жанру относится текст? (эпизод художественного произведения (повесть  или роман), рассказ, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и  пр.) 6. Какое настроение преобладает в тексте? 7. Определите тему текста. (О чем текст?) 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?) 9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. 10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические  средства связи текста (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, или,  наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок  слов  в предложениях). 11.  Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каких приемах или приеме построен текст (сопоставление, противопоставление,  постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена  событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) 13.  Отметьте основные образы текста. Не забудьте об образе автора! 14.  Понаблюдайте над лексикой (слова) текста:   Найдите незнакомые слов или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.  Найдите ключевые слова в каждой части. Чем обусловлен их выбор?  Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами,  лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они  обусловлены?  Найдите в тексте  лексические и контекстные синонимы и ( или) антонимы.  Найдите перифразы. С какой целью они использованы?  Найдите многозначные слова и слова в переносном значении (тропы).  Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление  архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова,  разговорные, просторечные или , наоборот, слова высокого стиля (книжная  лексика). Зачем  они употреблены автором?  Выделите фразеологизмы. Зачем  они употреблены?  Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры  речи, если они применяются автором. 15.Напишите небольшой вывод, заключение