Методические рекомендации для педагогов по работе с дезадаптированным ребенком
Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать, но меньше воспитывать.
Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку
Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.
Если ребенок утомился – дать возможность подвигаться, сменить вид деятельности.
Не требуйте, чтобы этот ребенок был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым. Это выше его сил!
Не давайте ему слишком длинных инструкций. Говорите конкретно, по делу, не больше 10 слов.
Чаще давайте ребенку полезные поручения. Хвалите за выполнение.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ВЫПУСКНИКАМ.
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Надвигается предэкзаменнационная, пора экзаменов с её радостями и
разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный
барьер — переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном
обществе.
Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными
контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и
другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Ни для
кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того,
насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами
знания.
При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в
формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность
воспроизведения материала во многом определяется способом его
запоминания.
способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел,
формул;
для запоминания формулировок теорем, определений терминов, удобно
использовать ассоциативный прием, т.е. установить сходство между содержанием,
которое надо запомнить и знакомым предметом. (Запомнить теорему Пифагора
помогает такая фраза: «Пифагоровыштаны во все стороны равны»).
запомнить какойлибо повторяемый материал вам поможет метод ключевых
слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически
должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов.
Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание
материала.
Помните,
что
материал запоминается
эффективнее,
повторяете.
повторяемый
намного успешнее и
для чего его
любой
и воспроизводится
если вы хорошо ПОНИМАЕТЕ
Любое испытание — ситуация экстремальная, которая сопровождается
напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому
ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и
психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать
вам инструмент самопомощи при подготовке и сдачи экзаменов.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой
ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и
напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя
свой инстркмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень
многое зависит только от вас.
Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые
помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном
этапе к экзаменам:
1В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете,
когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать,
в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он
позволит включиться вам в любую деятельность.
Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т.д.
Закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 810 раз
...... «Я могу писать. Я могу писать... Я пишу... Я пишу!». Интонации нарастают
от механической безучастности до страстного требования.
.......
расслабляетесть, откинувшись на спинку стула.
....... В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте,
забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой
пустате начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать.
...... И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если чтото помешает,
попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ.
Фразы могут быть разными, но главное условие — должны быть
короткими и по существу дела.
Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то
вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят в
голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не останавливать
процесс «врабатывания». Через некоторое время работа понастоящему захватит
вас.
Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится при
наличии приятных запахов (лимона, лаванды и т.п.) или негромких фоновых
звуков — приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т.п.
Умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами,
жестикуляция, ходьба.
Монотонность, однообразие в работе понижает активность мозговой
деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут
сделать короткую паузу (12 минуты) или переключиться на другую
деятельность.
При
работе
однообразной
полтора часа
сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с
закрытыми глазами или,
наоборот, заполнить паузу активными
движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных
упражнений.
лучше через
«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к
сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции.
Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех
возможностей,
Они связаны
с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете
испытывать во время подготовки к экзаменам психоэмоциональное напряжение,
сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти
способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:
которые он имеет «под рукой».
сделать паузу в работе;
2
выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в
другую её часть;
подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей,
попробовать вообразить, о чем они думают;
опустить ладони своих рук под холодную воду на 23 минуты;
постараться каждый день, отведенный на подготовку к экзаменам, иметь
немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость
и т.п.
Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком
для управления самим собой, это психотехнические упражнения.
Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической,
духовной и физической формы посредством направленного
сосредоточения. Упражнения базируются на чеиырех способах самопознания и
саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и
самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции
— аутотренинг, ауторелаксация.
Основной способ саморегуляции — самовнушение. Самовнушение должно
быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать
себн негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы
в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу...», «я могу...» и т.п.) и
предполагает многократное повторение.
Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам во время
экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной
ситуации, неизбежно возникающей при экзаменах.
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам
полезно:
1. понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в
задании,
собраться с мыслями для их решения;
2. продумать возможные способы решения поставленной в
задании проблемы;
3. рационально использовать отведенное на экзамене время:
сначала выполнять те задания, которые кажутся более
простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
4. постараться поддерживать у себя позитивное мышление в
течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
5. не поддаваться негативным изменениям в своем
настроении;
6. помнить, что очень важна положительная самооценка, и
проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я
положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными
задачами, и все будет хорошо...».
3Следует помнить, что психологические методы саморегуляции
достаточно индивидуальны,поэтому Вам при подготовке и во время сдачи
экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и
саморегуляции.
Для более рационального использования времени на экзамене,
постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию
испытаний:
поставьте перед собой часы и заметьте время, которое Вы затратите на
выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы и
отдельных её частей.
Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное Вами
время с отведенными часами на ЕГЭ, по предмету.
Успешность
обеспечите правильным
своих психологических ресурсов.
Надеемся, что предложенные выше рекомендации и советы помогут вам в
успешной подготовке и сдаче единых государственных экзаменов...
выполнения
вы
подходом к использованию своих знаний и умений,
экзамене
заданий
на
УСПЕХОВ ВАМ!
4