Данная разработка содержит рекомендации для родителей в период кричиса 3-х лет.Методики и этапы практического исследования влияния стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений
Целью экспериментального исследования является изучение влияния воспитательной стратегии родителей на успешность переживания кризиса 3-х лет.
Гипотеза исследования - успешность переживания кризиса 3-х лет связано с воспитательной стратегией родителей.статья
Практическая часть……………………………………………………
Содержание
1 Методики и этапы практического исследования влияния стратегии взрослого, конкретные
приемы купирования отдельных поведенческих
проявлений………………………………………………………………………
2 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..
3 Рекомендации родителям согласно результатам исследования………….
1 Методики и этапы практического исследования влияния стратегии взрослого, конкретные
приемы купирования отдельных поведенческих проявленийЦелью экспериментального исследования является изучение влияния воспитательной стратегии
родителей на успешность переживания кризиса 3х лет.
Гипотеза исследования успешность переживания кризиса 3х лет связано с воспитательной
стратегией родителей.
Исследование включает следующие этапы:
1. Выявление стратегии родительского воспитания, с этой целью проводилась беседа с
педагогами группы детского сада и группы развития о стратегии родительского
воспитания. Беседа с родителями детей для выявления стратегии воспитания.
2. Выявление степени проявления признаков кризиса 3х лет у детей путем наблюдения за
взаимодействием детей и родителей в условиях детского сада и группы развития и
наблюдения за поведением детей в условиях детского сада и группы развития.
3. Выявление степени проявления признаков кризиса 3х лет у детей путем беседы с
родителями.
4. Выявление степени проявления признаков кризиса 3х лет у детей путем беседы с
педагогами группы детского сада и группы развития.
5. Обработка результатов исследования.
В исследовании принимали участие 35 человек (воспитанники групп детского сада МАДОУ
«Колос» в с.Барда и ученики центра эстетического развития "Гармония").
На первом этапе, проводилась беседа с педагогами и родителями с целью выявить стратегии
родительского воспитания (см. прил. №1). В результате беседы определилось 7 групп
воспитанников:
1. Дети, в семьях которых придерживаются 1 стратегии – 4 человека;
2. дети, в семьях которых придерживаются 2 стратегии – 6 человек;
3. дети, в семьях которых придерживаются 3 стратегии – 4 человека;
4. дети, в семьях которых придерживаются 4 стратегии – 4 человека;
5. дети, в семьях которых придерживаются 5 стратегии – 8 человек;
6. дети, в семьях которых придерживаются 6 стратегии – 2 человека;
7. дети, в семьях которых придерживаются "идеальной" стратегии – 7 человек.
На втором этапе исследования проводилось наблюдение за взаимодействием детей и родителей
и наблюдение за детьми в условиях группы детского сада и группы развития.
В период наблюдения учитывались следующие правила:
1. прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения
(освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности
взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.). В данном исследовании предметом
наблюдения являлось взаимодействие детей и родителей, а так же поведенческие
проявления кризиса 3х лет.2. составить реалистичную схему наблюдений. Данная схема заключалась в том, что за
детьми велось наблюдение в разных ситуациях: на прогулке, в группе, в раздевалке во
время прихода в сад и ухода домой, что обеспечило соблюдение правила №3.
3. наблюдать в различных обстоятельствах
4. записывать сразу результаты наблюдений. Результаты наблюдения фиксировались в
таблице.
5. отмечать дату и время наблюдения
6. записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными
7. соблюдать конфиденциальность
В результате исследования были выявлены основные признаки кризиса 3х лет (упрямство,
строптивость, своеволие, симптома обесценивания, деспотизма, негативизма) и занесены в
таблицу №1 (см. прил. №2). Степень проявления симптомов кризиса 3х лет оценивалась по 5ти
бальной системе:
1 балл – не значительное проявление;
2 балла – слабое проявление;
3 балла – среднее проявление;
4 балла – усиленное проявление;
5 баллов – очень сильное проявление.
На третьем этапе исследования проводилась беседа с родителями (см. прил. №3) на предмет
степени проявления признаков кризиса 3х лет, результаты беседы отражены в таблице №2 (см.
прил. №2).
В ходе беседы родителям было предложено самим оценить степень проявления признаков
кризиса трех лет у их ребенка, по предложенной выше пятибалльной системе.
На четвертом этапе исследования проводилась беседа с педагогами групп на предмет степени
проявления признаков кризиса 3х лет у воспитанников, результаты беседы отражены в таблице
№3 (см. прил. №2).
Беседа с педагогами заключалась в том, что бы они оценили по выше предложенной системе
степень проявления кризиса трех лет у своих воспитанников.
На пятом этапе исследования проводилась обработка результатов и составление графиков и
диаграмм, для отражения картины исследования.
2 Анализ результатов эмпирического исследования
На первом этапе исследования мы выделили 7 групп детей:
1.
2.
3.
группа дети, в семьях которых придерживаются 1 стратегии – 4 человека;
группа дети, в семьях которых придерживаются 2 стратегии – 6 человек;
группа дети, в семьях которых придерживаются 3 стратегии – 4 человека;4.
5.
6.
7.
группа дети, в семьях которых придерживаются 4 стратегии – 4 человека;
группа дети, в семьях которых придерживаются 5 стратегии – 8 человек;
группа дети, в семьях которых придерживаются 6 стратегии – 2 человека;
группа дети, в семьях которых придерживаются "идеальной" стратегии – 7 человек.
В результате наблюдения за детьми были получены следующие результаты (средний балл по
группе):
Таблица №1 Сравнительные результаты наблюдения за детьми по группам
№
групп
ы
Степень
проявлени
я
упрямства
Степень
проявления
строптивост
и
Степень
проявлени
я
своеволия
Степень
проявления
симптома
обесценивания
Степень
проявлени
я
деспотизм
а
Степень
проявления
негативизм
а
1
2
3
3.25
3,6
2,75
3.75
3,5
2,25
3.75
3,3
1,5
4.25
4
1,5
3.5
4,1
1
4
3,6
24
5
6
7
4,35
3.125
4
2
4
3,625
4
2
4,5
3,625
4,5
2
4,75
3,375
4,5
1,57
4,75
3,75
5
1,85
4
3,625
4,5
1,85
Рисунок №1 Сравнительные результаты наблюдения за детьми
(У – во – упрямство, Ссть – строптивость, С лие – своеволие, Сим.Об – симптом обесценивания,
Дм – деспотизм, Нм – негативизм)
Результаты беседы с родителями представлены в таблице №2 и на рисунке №2.