Рекомендации педагогам для работы по самообразованию
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
19.02.2019
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. В материалах даны рекомендации педагогам для работы по самообразованию. Раскрыта сущность самообразования и его необходимость и предложена
технология организации самообразовательной деятельности. Рекомендации помогут педагогам оформить материал по самообразованию, а так же пригодится материал для аттестации педагогов.
самообразование.docx
Рекомендации педагогам для работы по самообразованию
1. Сущность самообразования и его необходимость
Под самообразованием следует понимать специально организованную,
самодеятельную,
систематическую познавательную деятельность,
направленную на достижение определенных личностно и общественно
значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов,
общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого
самовоспитания,
влекущая за собой волевое и нравственное
самоусовершенствование,
но не ставящая их своей целью”.
(Г.М.Коджаспирова). Необходимость самообразования диктуется, с одной
стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной
ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования,
что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда,
потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими
требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на
смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою
деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной
активности, растущей потребности педагога в самореализации. Смысл
самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,
растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного
образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и
культурой умственного труда,
умении преодолевать проблемы,
самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе
профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность,
целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной
культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий
характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
вариативность и др.
2. Технология организации самообразовательной деятельности
Технология организации самообразования педагогов может быть
представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную
работу; выбор цели работы, исходя из научнометодической темы (проблемы)
школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление
последовательности своих действий. 2 этап – обучающий
На этом этапе педагог знакомится с психологопедагогической и
методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и
анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных
педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать
коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы;
творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры,
на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие
коллективные формы работы.
5 этап – итоговоконтрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы,
обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является
описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ,
теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и
определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и
перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения
и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами
обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное
освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования педагога должен включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
формы самообразования;
срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на
заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы,
оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять
на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, знаний,
тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в
процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с
литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы
прочитанного, развернутый план или аннотацию. Участие администрации
является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической
деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы
развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение
специалистов к сотрудничеству с педагогом,
наставничество,
консультирование, рационализация личного труда, создание условий для
полученных
актуализации
опытноэкспериментальной,
исследовательской работы,
вовлечение в процесс инновационных
преобразований – далеко не полный перечень организационнопедагогических
мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы
справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно
заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и
ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать
литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике.
Результаты самообразовательной работы администрации центра, должны
становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное
влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность
центра в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю
жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной
деятельности должен формироваться банк материалов:
списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы;
материалы передового педагогического опыта;
разные варианты планов работы по самообразованию;
тексты докладов;
образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
новинки психологопедагогической литературы.
Рекомендации педагогам для работы по самообразованию
Рекомендации педагогам для работы по самообразованию
Рекомендации педагогам для работы по самообразованию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.